Аудирование (восприятие и понимание иноязычной речи на слух) – рецептивный вид речевой деятельности, содержание и цель которого составляет понимание речи на слух в момент ее порождения. Понимание и говорение – два неразрывно связанных вида речевой деятельности – две стороны устной речи. При аудировании осуществляется одновременно или последовательно: 1) опознавание речевого потока, 2) восприятие значения языковых знаков, 3) реконструкция смысла и значения языковых знаков Стратегия понимания на слух: 1) интенсивная стратегия: полное понимание, 2) экстенсивная стратегия: не вся информация важна. Этапы проведения аудирования: 1) предтекстовый, 2) текстовый, 3) послетекстовый Предтекстовый этап Функции заданий: 1) ввод в ситуацию, 2) активизация фоновых знаний, 3) создание контекста, облегчающего понимание Коммуникативные задания этого этапа связаны с развитием умений целенаправленно, в соответствии с коммуникативной задачей, воспринимать информацию текста на уровне фактов и на уровне идей, в общем или детально, либо осуществлять мысленный поиск по определенному заданию. Текстовый этап Задания во время прослушивания (например, зачеркнуть цифры, которые ученики услышали в тексте, рисование картинки при ее описании и т.д.) Послетекстовый этап Три типа заданий: 1) на понимание содержания прослушанного, 2) на творческую переработку воспринятой информации, 3) на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности. Этот этап связан с включением полученной информации в процесс общения, с ее использованием в других видах деятельности: дискуссиях, изготовление поделок по услышанным рекомендациям. В целях проверки понимания можно использовать текстовые формы контроля: 1) альтернативный текст, 2) текст множественного выбора. Трудности при аудировании: 1) Память ученика не способна установить соотношения между получаемыми сигналами и их вероятным смыслом. Может появиться ложная гипотеза о содержании всего высказывания. 2) Фонологические образы слишком быстро стираются из кратковременной памяти (когда они плохо знакомы человеку). 3) Образы распознаются, но не переходят в долговременную память. 4) Интерференция (размышление) над полученной информацией уже началась, а поступление информации продолжается. (если учащиеся слушают текст в быстром темпе). Психологические особенности: 1) необходим этап мотивации к аудированию, 2) предварительная ориентировка в коммуникативной или проблемной ситуации, к которой информация относится, 3) перед прослушиванием должна быть инструкция, т.к. должна формироваться установка на характер восприятия и понимания информации, 4) объем текста и темп его чтения должны соответствовать возможностям учеников: возрастным и образовательным, 5) текст должен быть предъявлен не один раз. Первое прослушивание для установления связи нового с фоновыми знаниями, понимания общего ситуативного контекста. После второго упражнения выполняются упражнения. Третье прослушивание предполагается для самопроверки, 6) услышанное должно быть применено в ситуации коммуникации, для решения коммуникативной задачи; для этого уже на этапе ориентировки следует обозначить конечную цель. Средством тренировки учащихся в понимании звучащей речи являются фонетические упражнения, так как они развивают способность учащихся к сегментации речевого потока. Примеры приемов понимания текста: - переформулировка услышанного первый раз своими словами, - предположение о содержании текста, через ассоциации с уже понятым, - использование контекста, знание ситуации общения и др. |