Технология критического мышления в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку

Маевская Анна Алексеевна

 

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Современный учитель должен не только в совершенстве владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но также он должен применять в своей работе и современные технологии обучения. Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений и учителям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность школьника в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, технология развития критического мышления помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
На извечные вопросы: чему учить, как учить, зачем учить отвечает ФГОС второго поколения. Ключевая идея образовательного стандарта – опора на деятельностный подход. В соответствии со стандартом, в результате обучения выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к получению таковых, не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.
Основное требование ФГОС нового поколения - развитие у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.
Одним из эффективных инструментов формирования универсальных учебных действий обучающихся является педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП).
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
В данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Обучающиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.
Американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит и Ч.Темпл разработали структуру технологии РКЧМ, состоящую из трех стадий:
- вызов
- осмысление содержания
- рефлексия.
Стадия вызова (evocation) позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к теме, мотивировать обучающегося к учебной деятельности;
- ставить собственные цели обучения самими обучающимися
Стадия осмысление нового материала (realization of meaning) позволяет:
- получить новую информацию;
- осмыслить её;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- скорректировать самими обучающимися поставленные цели.
На стадии рефлексии основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- постановка обучающимися новых целей обучения.
На данных этапах используются различные приемы и стратегии.
«Составление кластера» (Cluster-Method)
Так, при изучении раздела «Праздники» можно составить кластер:Your associations to the word “Christmas”.Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется в группах. После того, как обучающиеся составили кластер, можно предложить им составить предложения по данной теме. Ученики составляют предложения по теме, обмениваются информацией, работают в группах. Каждая группа называет предложение, и предложения записываются на доске. Та команда, которая дала предложение, задает вопрос.Метод «Инсерт» (INSERT)
I – interactive - интерактивная
N – notion - размечающая
S – system – система для
E – effective - эффективного
R – reading – чтения и
T – thinking – размышления
Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. На данном этапе обучения в процессе работы с новой информацией ученикам предлагается использовать такой прием, как маркировка текста символами:”v”-знаю,”+”-новая информация,”-“-что я узнал, не совпадает с тем, что я знал,”?”-недостаточная информация, надо побольше узнать. Например:

Метод « тонких» и «толстых» вопросов (“Thin” questions and “Thick” questions)
“Thin” questions
Who …? (Кто…?)
What … ? (Что…?)
When … ? (Когда…?)
Where … ? (Где…?)
Was it … ? (Это было…?)
What was the name …? (Как звали…?)
Do you agree that … ? (Вы согласны…?) etc.



“Thick” questions
Why … ? (Почему…?)
Explain why … ? (Объясните, почему…?)
Why do you think that … ? (Почему вы думаете…?)
What is the most important idea of the story? (Какая основная идея истории…?)
What is the difference between … ? (Какая разница между…?)
If you were … would you … ? ( Если бы вы были … вы бы…?)etc.

Стратегия «Идеал»
I Identify a problem
D Debate a problem
E Essential solutions
A Activity
L Logical conclusions

И – Идентифицируйте проблему.
Д – Доберитесь до ее сути.
Е – Есть варианты решения.
А – А теперь за работу!
Л – Логические выводы

What is the main problem?
What important information have you found?
What do you know else about this problem?
Find 3 main solutions of the problem?
What is the most suitable solution? Why?
«Синквейн» (Cinquain) (это стих из пяти строк, который требует систематизации информации в сжатой форме по теме).
one word title, a noun that tells what your poem is about (слово – название)
two adjectives that describe what you're writing about (два прилагательных)
three- ing participles that describe what your poem is about (три причастия)
a phrase that tells more about what you're writing about (фраза)
a synonym for your title, another noun that tells what your poem is about (синоним)
Примеры синквейнов:
LOVE
Our future
Meeting, kissing, marring
I know it's forever
Loyalty
BUTTERFLY
Gentle, creature
Fluttering, scratching, landing
Bright flash of light
Miracles

«Мозговой штурм»(Brainstorming)
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
I этап - обучающиеся записывают все, что они знают по данной теме.
II этап - обмен информацией. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
III этап – выбор наиболее перспективных решений.
Перепутанные логические цепочки
Ключевые слова располагаются в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии рефлексии учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
Чтение с остановками
Текст заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка.
Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Данный прием целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя его другими приемами на стадии вызова и рефлексии.
Приём «Зигзаг»
Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников;
Каждый получает для разработки подтему или часть текста;
Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе;
Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией;
По пройденной теме отчитывается вся команда;
Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, поскольку это отразится на общей итоговой оценке.
Двухчастный дневник
Цель - связать содержание текста с личным опытом учащегося.
Страница делится на 2 половины вертикальной линией.
Левый столбец - записываем, какая цитата произвела наибольшее впечатление (вызвала воспоминания, протест или ассоциации)
Правый столбец - даем комментарии: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?
Прием целесообразен на стадиях осмысления и рефлексии.
Прием «Загадка»
Эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка.
Позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти.
Прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.
Эссе
Свободное письмо на заданную тему.
Обучающиеся примерно в течение 10 минут пишут без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. Учитель может задать основные направления мысли: -Что нового узнали? -Задайте вопрос, на который так и не получили ответа.
Пятиэтапная стратегия письма
Обобщенная схема создания письменного текста.
Этапы:
1. Инвентаризация.
2. Составление чернового текста.
3. Правка.
4. Редактирование.
5. Издание.
Таким образом, используя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно «вооружить» обучающихся самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Ребята учатся работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Применение инновационных технологий обучения на уроках английского языка помогает решать проблемы речевого общения школьников с различным уровнем способностей, эффективного использования времени урока, повышения мотивации к изучению английского языка. Новые формы речевого общения на уроках способствуют формированию творчества, познавательной активности, самостоятельности детей.