Использование песенного материала на английском языке во внеурочной деятельности.
Прочных знаний учитель может добиться от своих учеников, если будет создавать на уроках такие виды деятельности, которые способствуют повышению МОТИВАЦИИ у детей. Но при недельной нагрузки 2-3 часа в неделю, не всегда это удается . Поэтому дополнительные внеурочные занятия, хотя бы раз в неделю, закрепляют знания учащихся. Я провожу занятия внеурочной деятельности, начиная с 1-го класса, и использую в основном песенный материал.
Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку, и не только иностранному, очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции и США это практикуется и сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику разучивают пением. Используя песни и музыку, мы можем расширить объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным путем для этого возраста.
Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо запоминает то, что он пережил эмоционально. Дети любят петь, танцевать, играть – это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная или спетая лексическая единица пережита ими, прошла через их сознание, связана с личными эмоциями ребенка, она становится для него лично-значимой – а поэтому запомнится навсегда. Все чаще и чаще наше внимание в процессе изучения иностранного языка обращается к такому всеохватывающему виду искусства как музыка. С одной стороны она формирует эстетическое отношение к действительности, несет в себе духовное начало, эмоциональную насыщенность, огромный энергетический потенциал, что позволяет создать одухотворенную обстановку в классе. С другой стороны, речь и музыка имеют одинаковые параметры и интонацию, ударение, фразовое строение, паузы, высоту тона, темп. Данное сходство объясняется тем, что в первооснове речи и музыки лежит одно и то же физическое явление – звук.
Еще один немаловажный фактор – необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. По утверждению как отечественных, так и зарубежных психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, поскольку представляет такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует хранению изучаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению.
Песни на английском языке предоставляют большие возможности для реализации учебно-воспитательных задач. Песня приемлема во всех классах, на любой ступени обучения иностранному языку. Я использую песенный материал, начиная с начального этапа обучения. Песни нравятся также и старшеклассникам, потому что они вносят в процесс изучения языка элемент праздничности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.
При помощи песни можно
-совершенствовать навыки произношения
-достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации
-углубить знания по английскому языку
-обогатить словарный запас
-развивать навыки и умения чтения и аудирования
-стимулировать монологическое и диалогическое высказывание
-развивать как подготовленную, так и спонтанную речь.
Проблема использования песен на начальном и среднем этапах обучения может быть решена посредством специального отбора песенного материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся, который бы дополнялся содержанием учебных пособий. Песенный материал я отбираю по следующим критериям:
• актуальность
• языковая ценность
• лингвострановедческая ценность
• учет интересов учащихся соответствующей возрастной группы
• информативность текста
Этапы работы над песней
1. Вводная беседа по теме, которой будет посвящена песня.
2. Знакомство с названием песни
3. Введение слов, способных вызвать затруднение в понимании
4. Первичное прослушивание с предварительным заданием ( например, о чем песня, какие чувства она вызвала и др.)
5.Проверка правильности предположений относительно содержания песни.
6. Работа над фонетикой. Отработка чтения первого куплета( текст перед детьми на доске или у каждого на рабочем столе)
Отработав первый куплет, повторяем его за фонограммой. Далее идет работа над вторым и третьим куплетом.
7. Работа над запоминанием ( обычно с доски стираю по одной последней строчке куплета перед каждым хоровым проговариванием текста вслух)
8. Исполнение песни под фонограмму
Схема работы может варьироваться в зависимости от содержания песни, языковой подготовленности учеников и от их желания.
На начальном этапе я выбираю для изучения песни, которые сопровождается движениями, которые придумываю сама. Они очень хорошо запоминаются учащимися. К песне подбираю картинки по сюжету, или презентации, а чтобы задействовать тактильную память ребенка можно использовать пальчиковые игры. Сначала начинаем с очень простых песен, в которых всего две-три фразы, затем усложняю репертуар. Дети запоминают песню практически с третьего занятия. Параллельно я вожу для изучения 3-4 песни, которые чередую. Песни подбираю разные по темпу: ритмичные чередую с мелодичными. Дети очень легко и с удовольствием включаются в процесс. Когда репертуар становится довольно обширным, я включаю песни в инсценировки различных сказок, сценок, которые также включаю в программу внеурочной деятельности. Для составление программы использую интернет ресурсы (www.dreamenglish.com) и различную литературу по внеурочной деятельности.
В среднем и старшем звене обучения ребятам нравятся песни современных исполнителей. В Бердске ежегодно проводится песенный конкурс для учащихся школ города «Фестиваль зарубежных культур», где раскрываются таланты. Со сцены звучат песни не только на английском, но и на немецком, и на французском, и даже на китайском языках. Мои ученики с удовольствием принимают участия в фестивале. Это очень радует, т.к. интерес к языку повышается, у ребят появляется стремление знать язык еще лучше, потому что петь на большой сцене - это ответственная работа, требующая тщательной подготовки( разучивание слов песни, их правильного произношения, перевод текста и др. ) Самое важное-происходит обогащение словарного запаса учеников.
Через песни раскрываются душа народа, его культура, и учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности.