ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Маслова Т.С., МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов», пгт Камские Поляны.
Учитель английского языка I квалификационной категории
Процессы глобализации всех сфер жизни нашего общества и обеспечение качественного современного образования требуют перестройки системы образования, обновления её структуры и содержания, усиления практической направленности образовательных программ и дидактического обеспечения.
В связи с этим, роль педагога в инновационной образовательной среде становится ещё более значимой, ведь педагогическая деятельность представляет собой решение взаимосвязанных профессиональных задач (передача знаний, развитие мотивации учащихся, руководство познавательной деятельностью, разработка дидактического обеспечения, организация обратной связи и т. д.). Новые условия вызывают необходимость коррекции существующей модели преподавания и проектирования новой, более совершенной её модификации с учетом интеграции всех компетенций преподавателя и широкого спектра знаний.
Новая социально-экономическая и политическая ситуация обусловливают повышение требований к уровню языковой подготовки учащихся. Знание иностранного языка становится в современном обществе неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни человека. По результатам социологических исследований, владение иностранным языком является атрибутом личности современного образованного человека и средством включения в мировое социокультурное пространство. Это обусловлено особенностями иностранного языка как учебного процесса, выполняющего интегративные, социально значимые функции: коммуникативную, информационную, образовательную, развивающую, культурологическую, гуманитарную и другие. В этих условиях преподаватель иностранного языка выступает не только субъектом расширяющегося диалога различных культур, но и активным ретранслятором их ценных достижений, реализуя интеграцию личности в мировое социокультурное пространство. Такая ситуация предъявляет качественно новые требования к преподавателю иностранного языка как интегратору этого пространства. Вследствие этого, профессиональная компетентность учителя выступает как некое органическое целое, компонентами которого являются высокая общепрофессиональная культура и специальная подготовка: психолого-педагогическая, культурологическая, лингвистическая, коммуникативная и др. Обучать языку – значит обучать культуре, имея в виду взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся. В этой связи учитель должен обладать методическим мастерством, так как личность учителя – ведущий фактор любого обучения. Основой деятельности современного учителя является создание благоприятной образовательной среды в условиях обновления содержания образования и внедрение эффективных технологий в обучении иноязычной речи. Основным принципом обучения иностранному языку является его личностно-ориентированная направленность, то есть - безукоризненное владение программным материалом, знание психологических закономерностей развития ребенка, современных гуманистических концепций образования. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей и склонностей детей, их уровня обученности и т. д. Для меня, как учителя английского языка, основной задачей является развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательной процесс. Практически это осуществляется при использовании элементов компьютерных технологий на различных этапах обучения. Применение компьютерных технологий в обучении иноязычной речи значительно повышает интенсивность учебного процесса, способствует усвоению гораздо большего количества материала. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия. Возможность обратиться к Интернет – ресурсам также расширяет коммуникационное пространство учащихся и учителя, способствует оптимизации познавательной и практической деятельности, позволяет получить расширенную информацию, дополняющую материалы учебников, но в то же время, требует специальной работы преподавателей и самостоятельной работы учащихся, направленной на овладение умениями поиска, отбора, организации и предъявления полученной информации. В основе коммуникативной компетенции учащихся лежит обучение общению. Работа над процессом моделирования ситуаций речевого общения на уроке, вовлечение в учебное сотрудничество, деятельность, подразумевает использование метода проектов. Он, практически вбирает в себя и другие современные технологии, такие, как обучение в сотрудничестве и разноуровневое обучение. Несомненно, в основу данной технологии положено развитие личности ученика, его становление. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию, каждый в равной мере несет ответственность за его выполнение. Учащиеся учатся вести исследовательскую деятельность, дискуссию, учатся искусству лаконично излагать свои мысли. От учителя – руководителя проекта требуется создание условий для расширения познавательных интересов учащихся на каждом этапе работы над проектом: подготовка проекта, презентация или защита и оценка проекта.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить приоритетную роль преподавателя в организации и осуществлении образовательного процесса в современных условиях, залогом эффективности которого является высокая педагогическая и профессиональная компетенция учителя.