Второй иностранный язык.

Тарабукина Елена Александровна

Зачем в гимназии преподают два языка?
Уже давно ни у кого не возникает вопроса, зачем вообще человеку знать иностранные языки. Важность знания иностранного языка не вызывает никаких сомнений - это международное общение в бизнесе, и в политике; общение с зарубежными сверстниками, обучение в зарубежных вузах, чтение книг в оригинале, понимание иностранных фильмов, песен.
Обучение иностранному языку в нашей гимназии начинается со 2-го класса, а второму иностранному – с 5-го класса. Наша гимназия предоставляет учащимся выбор из 3-х языков: английского, немецкого и французского.

Что же дает второй язык?

Усвоение иностранного языка – трудоёмкий и долгий процесс. Родители пытаются вникать в процесс обучения и помогать своим детям. Поэтому во 2-м классе для их детей им лучше выбрать хотя бы немного знакомый для них язык. А в 5-м классе выбрать по их желанию второй язык. В современном мире необходимость знания английского даже не обсуждается, но все чаще при приеме на работу, работодатель требует также знание второго языка. 
Занятия иностранным языком имеют не только обучающую цель, но и развивающую – тренируют память, расширяют кругозор, знакомят с иной культурой. Поэтому даже если этот язык ребенок не будет использовать в будущем, уроки второго языка не окажутся бесполезными. 
Однако, это аргументы в основном для родителей. Как же мотивировать детей? В первую очередь – интересными уроками.  Но это задача учителя, а родители со своей стороны, должны поддерживать этот интерес – поощрять участие ребенка в общеобразовательном процессе. Очень важно, чтобы ребенок видел, что  язык является средством общения  людей мира. Интернет предоставляет возможность знакомства и общения со сверстниками разных стран. Кроме того, для подростков (а именно в этом возрасте обычно начинается изучение второго иностранного) важно выделиться, и второй иностранный язык может быть одним из поводов для этого.
Второй язык: сложнее или легче?
 На первых порах изучения двух иностранных языков школьники сначала путаются: читают по правилам первого языка, употребляют смешанные слова, использовать привычное им произношение. Чем больше учитель использует иностранную речь на уроке, тем быстрее школьник привыкает к особенностям нового языка.
   Одна из проблем неуспеваемости в изучении иностранного языка – это пропуски уроков.  Естественно, чем больше материала он пропустил, тем больше и быстрее ему придется нагонять одноклассников. В данном случае без дополнительных занятий не обойтись, но все решается индивидуально – кому-то будет достаточно получить краткие пояснения от учителя после уроков и потом заниматься самостоятельно дома, для кого-то необходимы будут полноценные дополнительные занятия.  
Родители часто беспокоятся, что не смогут помочь ребенку, если ему будет что-то непонятно в  неизвестном для них языке. Здесь нужно сказать следующее. Во-первых, учителя прекрасно понимают, что родители, скорее всего, не знают их предмета, да и вообще преподавание в гимназии не подразумевает ориентирование на прямую помощь со стороны родителей. Во-вторых, учите ребенка не стесняться задавать вопросы. Учителю намного приятнее отвечать на вопросы учеников по пройденному материалу, чем потом перечеркивать красной ручкой сданные контрольные работы.
Полиглоты отмечают, что самый трудный язык – первый, а все остальные даются легче. Во многих языках есть похожие слова, часто схожи грамматические конструкции. Например, если ребенок понял в английском языке такую категорию как определенный и неопределенный артикль (которая отсутствует в русском), то в немецком языке эта тема будет освоена намного быстрее. 
Кроме того, в каждом языке есть свои «легкие» стороны. Где-то проще грамматика, где-то правила чтения, где-то произношение. 
Какой язык выбрать?
Чем же руководствоваться ученикам и родителям и на что ориентироваться при выборе языка? 
Во-первых, многие ученики отмечают, что интерес к предмету напрямую зависит от личностных и профессиональных качеств учителя, и этот момент нельзя не учитывать.
Во-вторых, у ребенка, возможно, есть тяга к какому-то языку. Может быть, он увлекается романами А.Дюма и с удовольствием учил бы французский. Или ему нравится американская музыка, или ему запомнилось телепутешествие по Европе. Иногда эту симпатию к какому-то языку даже невозможно ничем объяснить, но обязательно прислушайтесь к желанию ребенка.
Родителей всегда волнуют вопросы перспективности и сложности изучаемого языка. Хочется дать минихарактеристику иностранным языкам, преподаваемым в нашей гимназии:

  • Немецкий язык. Второй по популярности язык в Европе, считается языком банков и техники. Немецкий язык играет роль государственного в 7 странах Евросоюза. Вес его обеспечен тем, что внутри Европейского Союза он является родным для многих жителей и стоит на втором месте по количеству использующих его как иностранный после английского.  В масштабах глобальной торговой деятельности продукция, произведенная в немецкоговорящих странах давно уже завоевала мировое признание. Особую роль играет образование, которое можно получить в Германии. По традиции дипломы, получение в лучших учебных заведениях мира, ценятся большинством работодателей.
  • Французский язык. Обычно этот язык привлекает учеников своей мелодичностью и красивым произношением.  Французский язык является официальным языком большого числа международных организаций и одним из самых изучаемых в качестве иностранного.  Язык вошел в шестерку рабочих языков ООН. Он долгие десятилетия остаётся языком дипломатов и просто культурных, хорошо образованных людей. Французским языком пользуются на международных научных съездах и симпозиумах по психологии, философии, праву, медицине.
  • Английский язык.   В наше время английский язык играет чрезвычайно важную роль в таких сферах человеческой деятельности, как наука, техника, экономика, торговля, спорт, туризм.   Все научные труды учёных всего мира  публикуются на английском языке. Этот язык стал международным языком в авиации и судоходстве. Почти 80 % всех данных, закладываемых в современные компьютеры, представлены на английском языке. Английский язык выступает в качестве рабочего языка абсолютного большинства международных научных, технических политических и профессиональных международных  конференций, симпозиумов и семинаров.  Английский язык – это язык Диккенса, Шекспира, Оскара Уайльда, Биттлз, Роллинг Стоунз и многих других великих писателей и музыкантов. Он давно уже превратился в некий универсальный язык.  

Иностранный язык давно уже стал обязательным для образованного человека. И дело не только в том, что свободное владением им позволит вам занимать более высокую ступеньку в обществе и общаться с интересными людьми, но и в том, что, как говорят жители Лаоса:                                                         «Знать чужой язык – это всё равно, что прожит ещё одну жизнь»