Доклад "Развитие творческого потенциала одарённых детей через участие в исследовательской деятельности по французскому языку"
Из выступления на августовском совещании педагогических работников Колосовского муниципального района 30.08.2011 г.
Секция «Выявление и сопровождение способной и талантливой молодёжи».
Одарённость – это не только дар, но и испытание для ученика; а одарённый ученик – это дар и испытание для учителя.
Я не могу сказать, что у меня есть ярко одарённые дети по французскому языку, которых можно назвать «звёздочками». Здесь уместны следующие слова:
«.. .Талант - это не только дар Божий
и не только прирождённая способность
человека к той или иной деятельности,
это, прежде всего, труд и ещё раз труд,
умноженный на терпение..»
А. Яковлев
Исследовательская деятельность - это кропотливый труд, как для ученика, так и для учителя, поэтому я не могу похвастаться количеством. С 2008 года я начала привлекать к данному виду работы Филонину Евгению, тогда ещё ученицу 6 класса. Тему выбрали следующую: «Путешествие в мир иностранных слов», работали с заимствованными словами на основе учебников 5-го и 6-го классов по французскому языку. Данную работу выполняли в течение двух лет (6-7 классы). Результат – 2 место на районной конференции. Эта работа, немного видоизменённая, была отправлена на Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» в Москву, в издательский дом «Первое сентября». Работа опубликована в Интернете, что подтверждается дипломом.
В 2010 году, будучи в 8 классе, Женя сама изъявила желание продолжить исследовательскую деятельность по моему предмету. Воспользовавшись тем, что 2010 год был объявлен перекрёстным годом России во Франции и Франции в России, мы выполнили работу «По русским адресам Парижа», из которой ученица узнала, что в Париже есть улицы с русскими названиями.
Результатом данной работы явилось уже 1 место в районе и участие в региональной научно-практической конференции. С этой работой мы приняли участие в научно-практической конференции в Таре, посвященной социально-экономическому и культурному развитию России, что подтверждается Благодарственным письмом. Мы не отказались от участия в Фестивале «Портфолио», работа также опубликована в Интернете, имеются дипломы.
В 2011 году Женя решила взять тайм-аут, так как она была в 9 классе и усиленно готовилась к выпускным экзаменам, а я решила привлечь к исследовательской деятельности ещё одного ученика 6 класса Асимова Владимира. Тему выбрали следующую: «Неизвестный» Шарль Перро и его известные сказки». Собирались принять участие только на школьном уровне, но оказались победителями муниципального уровня и участниками регионального.
По материалам данной работы была проведена викторина для учащихся начальных классов в рамках Недели чтения и грамотности.
Исследовательская деятельность позволяет решить образовательно-воспитательные задачи, которые можно разделить на3 уровня:
• информационный - получение учащимися новых знаний;
• эмоциональный - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
• нравственно-психологический - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.
Я твёрдо убеждена, что необходимо объединение усилий педагогов по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе.
Ураева А.А.,
учитель французского языка
МОУ «Крайчиковская СОШ».