Эссе "Моя педагогическая философия"

Ураева Альфира Асгатовна

 

Желающего судьба ведёт,

нежелающего - тащит.

                                                                                                                Сенека.

      Каждый день на крошечной сцене перед доской разыгрывается настоящий спектакль в один учебный урок. Что сказать об «артистах», в нём участвующих? Есть те, что исполняют главные роли, и роли второго плана, и, просто, «кушать подано». Они такие разные!

                        Из чего наши дети?

                         Из неба и света,

                         Из лазури, огня и зари.

                         Из чего наши дети?

                         Из смеха и крика,

                         Из волнений, сомнений,

                          Обид и любви.

                                          (Пьер Гамарра)

.

        И так хочется, чтобы они «прожили» на этой сцене день за днём, месяц за месяцем и робкое, но многообещающее начало, и не лишенный грустной лирики, но жизнеутверждающий финал школьного спектакля, в котором учитель - и режиссёр, и рабочий сцены, и благодарный зритель одновременно.

       Но где же те пути и тропы, что вели меня (или тащили?) в этот театр  под названием «школа» и на эту сцену под названием «французский язык?».

       А начиналось всё в маленькой, забытой Богом и людьми, деревеньке М-Туралы Тарского района Омской области. Для меня, маленькой девчушки, ученице национальной татарской школы, русский язык звучал как иностранный. С удивлением, а порой, с недоумением, я открывала для себя доселе незнакомый, но такой притягательный новый мир, мир другого языка.

Уж не на этом ли отрезке жизни проникло в меня желание познавать людей, таких непохожих, отличающихся друг от друга, говорящих на разных языках?

     Год 1977. Тропинка судьбы привела меня в Колосовский район, в абсолютно новую школу с. Колосовки, отвела мне роль ученицы 5 класса.

К этому моменту русский язык уже перестал быть для меня иностранным. В нём я стала находить свои преимущества в сравнении, например, с математикой.

       И вот тут судьба преподносит мне ещё один сюрприз, которым я не перестаю восторгаться по сей день, – это знакомство с французским языком. Наша память – удивительная вещь. Она способна сохранять не только виденные когда-то картины природы, пережитые события, но и те ощущения, которые при этом владели человеком. Одно из воспоминаний, до мельчайших деталей запечатлённое моей памятью, - ощущение от прикосновения к совершенству, каким для меня показался французский язык. Красота языка, мелодичность звучания – всё это настолько пленило меня, что вопроса «Куда пойти учиться?» для меня не стояло. Конечно, иностранный язык, конечно, французский!

      И вот, по прошествии 18 лет после окончания института, ощущаю себя мостиком, который соединяет сидящих в классе учеников с берегами далёкой Сены. И свою работу вижу не в передаче определённого количества знаний, а, в первую очередь, воспитании уважения к людям другой национальности, другой культуры даже у тех ребят, кто «не совсем в ладах с французским».

                            Душа народа в языке

                             Язык как ключ в твоей руке.

                             Им ты откроешь дивный клад

                             Чужих былин, поэм, баллад.

                             Добро и зло, любовь и ложь

                              В истории другой найдёшь.

                              Ведь ключ в руках, открой же им

                              Характер, быт чужой страны

                              От наших дней до старины.

 

      Но никогда не может быть достаточно того, что уже сделано. Впереди – работа ежедневная, порой будничная, но если вкладывать в неё душу, желание, то она даёт возможность жить «немножко впереди», «немножко в будущем». Ведь знания, полученные сегодня, - это лучший вклад в завтрашний день, в будущее, которое каждый создаёт сам. В конечном итоге, создаёт свою судьбу. Пусть порой она то ведёт, то тащит, но всегда дарит ощущение полноты жизни.

     Я абсолютно уверена: чем больше энергии вкладываешь в детей, тем больше её от них получаешь.

Ураева Альфира Асгатовна, учитель французского языка 

МОУ "Крайчиковская СОШ" Колосовского района

Омской области, 2007 г.              

 

Комментарии

Ураева Альфира Асгатовна

Данное эссе написано в рамках участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года - 2007".
Чупина Людмила Александровна

Альфира Асгатовна, великолепное кредо, мне очень импонирует ваша философия. Вы умница. Дальнейших вам успехов в вашей работе. Оставайтесь путеводной звездой для своих учеников на долгие годы.
Ураева Альфира Асгатовна

Людмила Александровна, спасибо за Ваши добрые слова, за то, что уделили внимание моей работе.