Итоги апробации в 2010-2011 учебном году

 

В настоящее время в педагогике постоянно встает вопрос о применении новых технологий в обучении. Говоря о новых технологиях, имеются ввиду не только современные технические средства обучения, но и новые формы и методы обучения, новые подходы к организации процесса обучения, новые учебно-методические комплексы.

 

Разработкой   учебно-методических комплектов, соответствующих новым требованиям и стандартам занимаются разные авторские коллективы.

Одним из таких творческих коллективов в 2010 году создан  УМК для начальной школы по английскому языку «Forward» при поддержке издательского центра «Вентана-Граф».  Этот учебник проходит апробацию в 3 общеобразовательных учреждения города Сыктывкара:  МОУ «СОШ №18» (учитель Чередова Э.Р.), МОУ «СОШ №28» (учитель Шарапова ОВ), МОУ «НОШ № 37» (учитель Головкина ЕВ).

 

Отличительные особенности апробируемого курса состоят в построении учебного  материала с учетом  психологических и возрастных особенностей каждого ребенка, близости   предлагаемых тем и ситуаций общения  уровню восприятия  и интересам учащихся начальной школы, организации обучения    в рамках близких детям, естественных ситуаций, включая ситуации игровые, бытовые, учебные с  использованием опор этикетного характера. Предлагаемые упражнения не только закрепляют языковой материал, стимулируют речемыслительную деятельность, но и развивают логику, языковую догадку.

 

 Хочется отметить, что данный учебно-методический комплект предоставляет определенную долю свободы и творчества учителю, так как основные идеи,  заложенные в учебнике, легко поддаются дополнению, расширению, интерпретации   в зависимости от уровня восприятия  и сформированности  тех или иных навыков, психологического настроя и индивидуальных особенностей  учащихся. Поэтому работать с этим учебником было сложно, но интересно: вспоминались забытые или давно не использовавшиеся в практике приёмы, находила новые и более эффективные  подходы к организации урока.  Интересно было наблюдать за реакцией детей на разные формы работы, способы представления учебного материала.  С другой стороны, учащиеся, зная, что они первые знакомятся с этим учебником, старались внимательнее относиться к выполнению инструкций, задавали вопросы, делали замечания, а в конце года высказали свои пожелания по работе в следующем году. Таким образом, в ходе апробации нового учебника достигнута самая главная цель процесса обучения – переход к сотрудничеству, сотворчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ  НА УЧЕБНИК (УМК)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ 

Фамилия, имя, отчество педагога    ГОЛОВКИНА ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

 

Название учебника (УМК), авторы, год издания

  «Forward». Английский язык, 2 класс.

Учебник  для учащихся общеобразовательных школ  

под редакцией проф. М.В.Вербицкой

2010 год

Состав УМК, прошедшего апробацию

- учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  в 2-х частях

- рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений  

- пособие для учителя

- аудиоприложение  к учебнику и рабочей тетради

Образовательное учреждение, проводившее апробацию

 Республика Коми, город Сыктывкар, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №37», 2 а класс

Сроки апробации

 1 сентября 2010- 31 мая 2011 года

Количество учащихся  в классе (классах), где проводилась апробация

 29 учащихся

Результаты апробации

1. Оценка актуальности и значимости учебника (УМК) 

 

В настоящее время в педагогике постоянно встает вопрос о применении новых технологий в обучении. Говоря о новых технологиях, имеются ввиду не только современные технические средства обучения, но и новые формы и методы обучения, новые подходы к организации процесса обучения.

Тот факт, что изучение иностранного языка  уже с 2004 года предлагается начинать  во 2 классе,  является общественным признанием объективно существующего  социального интереса и подтверждением важности предмета  для решения перспективных задач развития личности ребенка. Изучение иностранных языков в данном возрасте полезно всем детям, независимо от стартовых способностей, поскольку оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; имеет стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, что в свою очередь сказывается на владении родным языком.  

В Примерной программе указывается, что  «иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций.» Интегративной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне  в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста (познавательную, игровую, художественную, проектную, исследовательскую и т.д.) Таким образом,  перечисленные виды учебной деятельности получают приоритетное развитие в соответствии с новым и ФГОС.

          Обозначенные идеи стандарта нового поколения реализуются через осуществление деятельностного подхода в обучении иностранному  языку, заложенного в качестве основного принципа в УМК для обучения  английскому языку “Forward”. Данный учебно-методический комплект   ориентирован на достижение оптимального общего развития личности учащегося средствами иностранного языка.  

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников.  Учащиеся имеют возможность освоить лексико-грамматический языковой материал, необходимый для элементарного общения (непосредственного и опосредованного) с англоязычными сверстниками.

 Формированию учебных и познавательных мотивов способствуют сочетание в учебнике  обязательного и дополнительного учебного материала, красочное и разнообразное оформление, оптимальное использование содержательных наглядных образов, преобладающее число творческих и игровых заданий, подбор текстов, охватывающих разные области интересов младших школьников. В учебнике дается необходимая фоновая информация социокультурного характера, предлагаются языковые, ролевые, дидактические игры, творческие задания.  

Отличительные особенности данного курса состоят в построении учебного  материала с учетом  психологических и возрастных особенностей каждого ребенка, близости   предлагаемых тем и ситуаций общения  уровню восприятия  и интересам учащихся начальной школы, организации обучения в рамках близких детям, естественных ситуаций, включая ситуации игровые, бытовые, учебные с  использованием опор этикетного характера. Предлагаемые упражнения не только закрепляют языковой материал, стимулируют речемыслительную деятельность, но и развивают логику, языковую догадку

Уроки каждого раздела комбинируют различные формы работы с учебным материалом: индивидуальную, парную, групповую.

Весь спектр заданий, представленных в учебнике и рабочей тетради, направлен   на решение ряда важных развивающих задач, среди которых выделяются

- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в ходе овладения языковым материалом, в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх.

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей, конкурсов и соревнований

- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в  игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового или учебного общения

- развитие познавательных способностей, овладение умением взаимодействовать со сверстниками в малой учебной группе.

Организация  учебного материала в разделах учебника, помогает ученику быстро ориентироваться в заданиях,  формируется  такой очень важный компонент метапредметных результатов как овладение умением координированной самостоятельной работы с разными компонентами учебно-методического комплекса: учебником, рабочей тетрадью, аудиодиском.

 

4. Оценка педагогической эффективности

  1. Основные отличия в результатах учебных достижений по сравнению с другими учебниками (УМК) состоят в следующем:

- учащиеся легко воспринимают учебный материал, у большинства учащихся достаточно хорошо развита языковая догадка, благодаря реализации принципов устного опережения и наглядности  и системности представления

-   благодаря организации учебного материала в разделах учебника, помогающей ученику быстро ориентироваться в заданиях,  формируется  такой очень важный компонент метапредметных результатов как овладение умением координированной самостоятельной работы с разными компонентами учебно-методического комплекса

-  использование транскрипции, поэтапное обучение чтению, постепенное изучение правил чтения с опорой на уже имеющиеся навыки анализа звуко-буквенного соответствия, устное опережение  позволили  быстро научить учащихся читать как отдельные слова, так и целые фразы, соотносить графический и звуковой образ слова

- результаты контроля показали, что учащиеся удовлетворительно (79% качества) читают вслух слова, подобранные по изученным правилам чтения,  читают вслух небольшие тексты, оформленные в виде рассказов с иллюстрациями, основанные на изученном языковом материале и содержащие языковой материал, о значении которого можно догадаться (82% качества), умеют находить информацию при чтении текста вслух и про себя (75% качества).

 -  учащиеся хорошо различают на слух звуки, имитируют интонацию благодаря четкому произношению диктора-носителя языка, но ещё недостаточно владеют интонационным оформлением фразы (предложения)

-  учащиеся легко вступают в коммуникацию, используя изученные речевые образцы, так как задания учебника предполагают многократное повторение изучаемых структур и лексических единиц в разных ситуациях, парную и групповую работу с текстом комикса и другими упражнениями.

-  учащиеся хорошо понимают на слух  небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале – этому способствовала планомерная работа над развитием данного навыка, заложенная в заданиях учебника и рабочей тетради (72%)

-  достаточно хорошо большинство учащихся научились писать (воспроизводить слова графически), темп письма  на английском языке удовлетворительный, многие учащиеся пишут изученные слова без орфографических ошибок – этому помогает специально организованная работа над каллиграфией (задания рабочей тетради), многократное повторение слов в разных заданиях, стимулирующих развитие внимания и памяти (как зрительной, слуховой, так и механической)

-  у учащихся хорошо сформированы следующие специальные (предметные) умения и навыки:

  1. систематизировать слова, например, по тематическому принципу;
  2. пользоваться языковой догадкой, например, при опознавании интернационализмов;
  3. делать обобщения на основе анализа изученного лексического или грамматического материала;
  4. опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например, артикли.

- бесспорно положительное воздействие УМК на учащихся с точки  зрения развития мышления, памяти, внимания, творческих способностей благодаря большому набору заданий, стимулирующих общее развитие ученика.

 

  1. Учебник (УМК) способствует самореализации учителя  и повышению его профессионального уровня, что выражается

- в системном анализе педагогической деятельности с точки зрения полноты реализации основных принципов личностно-ориентированного, коммуникативно-направленного обучения, качества преподавания предмета на основе достижения  учащимися планируемых результатов

- систематизации и расширению спектра применяемых эффективных форм и методов обучения

- мотивации к созданию собственных разработок, в том числе электронных ресурсов,  дополняющих учебно-методический комплект, исходя из особенностей класса

- мотивации к изучению особенностей  методики преподавания английского языка на начальном этапе и возможностей кооперации с другими учителями-предметниками, интеграции других дисциплин ( в частности,  при создании проектов предполагается интеграция с технологией, ИЗО, краеведением).

  1. Оценка образовательной целостности учебника (УМК):

 В данном УМК хорошо сочетаются учебник и рабочая тетрадь, как с точки зрения системности представления учебного материала, так и с точки зрения единства и качества  в оформлении иллюстративного и справочно-иллюстративного материала.

УМК в нынешнем виде дает обязательный минимум лексико-грамматических структур, лингвострановедческих знаний и определенную вариативность заданий. Возможно, со временем будет собран банк дополнительных тренировочных заданий и издан отдельным приложением для учителя, потому что в некоторых случаях при индивидуальном и дифференцированном подходе требуются несколько другого формата задания, или их большее количество для работы с учащимися с высоким уровнем усвоения и темпом работы и для учащихся, требующих многократного повторения для закрепления и автоматизации языковых единиц или определенных навыков.

Не хватает мультимедийного интерактивного сопровождения, визуального ряда (видео). Например, некоторые задания можно превратить в интерактивные игры. А упражнения формата «Сыграй в игру с одноклассниками»  или задания для работы в парах    интересно было бы не прослушать, а увидеть пример, как в эту игру играют другие ребята – в данном случае такая наглядность экономит время на объяснение сути и условий задания, игры и дает модель выполнения, а также иллюстрирует реальную бытовую ситуацию общения, знакомит с определенными социокультурными реалиями.

Пособие для учителя дает четкое  представление о системе работы с учебником, полные поурочные разработки и пояснения к каждому упражнению, разработаны тексты контрольно-измерительных материалов для промежуточного и итогового контроля, что значительно облегчает работу учителя с УМК

Хочется обратить внимание создателей УМК, что дидактический материал, предложенный в книге для учителя  для копирования, недостаточно функционален.

Хотелось бы, чтобы в этот раздел учительской книги были включены карточки с изображением изучаемых животных, предметов, глаголов и  другой  дидактический иллюстративный материал. Или выпустить отдельно набор красочных карточек с картинками для работы на уроке (он может быть не обязательным, а дополнительным компонентом к УМК, которым воспользуется учитель)

 

Общий вывод об использовании в практике работы школы  

Данный УМК подходит для преподавания английского языка в начальной школе  в классах с общим средним уровнем обученности учащихся, средним и высоким уровнем мотивации к учению, так как требует определенного уровня сформированности   общеучебных умений и навыков, понятийного аппарата родного языка. Позволяет вовлекать учащихся в проектную деятельность как на уровне индивидуальной творческой деятельности, так и с выходом на групповые проекты, реализуя при этом одно из основных деятельностных направлений начальной школы.

Подходит для работы в классах, обучающихся по системе Занкова Л.В., так как

- предлагает пропедевтическое ознакомление с определенными единицами усвоения (понятиями, действиями, свойствами),

- работу с новыми языковыми явлениями на уровне анализа и открытия нового знания в ходе выполнения ряда заданий поискового характера, а также формулирование правила как в графическом, так и в словесном  оформлении,

- включение новых единиц учебного материала в разнообразные, в том числе нестандартные ситуации применения

- предполагает работу по планированию и целеполаганию деятельности по изучению материала каждого раздела

- предполагает взаимообучение, работу в парах для  тренировки и проверки знаний

- в УМК заложена система развития средств устного и письменного общения, система развития информационной культуры на основе разнообразных приемов работы с текстом, система овладения логическими действиями (анализа, синтеза, классификации, обобщения)



Предварительный просмотр:

АПРОБАЦИЯ НОВОГО  УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ : ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

В настоящее время в педагогике постоянно встает вопрос о применении новых технологий в обучении. Говоря о новых технологиях, имеются ввиду не только современные технические средства обучения, но и новые формы и методы обучения, новые подходы к организации процесса обучения, новые учебно-методические комплексы.

Тот факт, что изучение иностранного языка  уже с 2004 года предлагается начинать  во 2 классе,  является общественным признанием объективно существующего  социального интереса и подтверждением важности предмета  для решения перспективных задач развития личности ребенка. Изучение иностранных языков в данном возрасте полезно всем детям, независимо от стартовых способностей, поскольку оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; имеет стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, что в свою очередь сказывается на владении родным языком.    В Примерной программе по иностранным языкам для начальной школы  указывается, что  «иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций.»

  Развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе происходит наиболее эффективно в игре.  Игровая деятельность позволяет, с одной стороны, удовлетворить естественную тягу детей к игре как способу познания мира, с другой – дает возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребенку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать, проявлять себя индивидуально и в команде.   На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с новыми ФГОС, достигается смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально организованному обучению с привлечением других видов трудовой, поисковой и творческой деятельности. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста.

Исходя из обозначенных выше идей Федерального государственного образовательного стандарта и Программы , современные УМК по иностранным языкам должны соответствовать главному требованию – созданию условий для всестороннего развития личности ребенка средствами иностранного языка  в рамках специально организованной разнообразной деятельности.  

Разработкой   учебно-методических комплектов, соответствующих новым требованиям и стандартам занимаются разные авторские коллективы.

Одним из таких творческих коллективов в 2010 году создан  УМК для начальной школы по английскому языку «Forward» при поддержке издательского центра «Вентана-Граф».  Этот учебник проходит апробацию в 3 общеобразовательных учреждения города Сыктывкара:  МОУ «СОШ №18» (учитель Чередова Э.Р.), МОУ «СОШ №28» (учитель Шарапова ОВ), МОУ «НОШ № 37» (учитель Головкина ЕВ).

Отличительные особенности апробируемого курса состоят в построении учебного  материала с учетом  психологических и возрастных особенностей каждого ребенка, близости   предлагаемых тем и ситуаций общения  уровню восприятия  и интересам учащихся начальной школы, организации обучения    в рамках близких детям, естественных ситуаций, включая ситуации игровые, бытовые, учебные с  использованием опор этикетного характера. Предлагаемые упражнения не только закрепляют языковой материал, стимулируют речемыслительную деятельность, но и развивают логику, языковую догадку.

Деятельностная сущность обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания» (activities), которые  строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.  В ходе апробации были проанализированы задания учебника с точки зрения   реализации основных положений системного деятельностного подхода.  Хочется отметить наиболее интересные находки авторского коллектива по сочетанию  речемыслительной деятельности с другими видами деятельности учащихся.

Обучение чтению  и  алфавиту на начальном этапе всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. Учитывая психологические особенности младших школьников, авторы учебника  для 2 класса предлагают разнообразные упражнения на развитие навыков чтения с использованием картинок и карточек со словами (метод обучения чтению слогами, целыми словами).  Прием иллюстрирования звуков с помощью разноцветных шаров позволяет приучить учащихся  следить во время прослушивания записи упражнений за диктором., выделять, классифицировать звуки, запоминать их графическое изображение.Организация упражнений на чтение слогов  и слов с заданными звуками удобна для работы учащихся в паре по самостоятельной отработке навыков чтения – учащиеся могут варьировать чтение по столбикам и по строчкам.

          Авторы учебника предлагают разнообразные игровые упражнения с использованием «ноутбука», являющегося эффективным наглядным средством обучения.   Учащиеся очень любят находить новые буквы, «озвучивать» клавиатуру – т.е. произносить название букв, «печатать»  изученные слова – это позволяет  закрепить орфографические навыки и навыки чтения. На своих уроках я использовала «ноутбук» и как средство контроля..  Таким образом,  формируются метапредметные результаты учебной деятельности – умение вводить текст с клавиатуры, анализировать, сопоставлять изображения, знаки, устанавливать звуко-буквенные соответствия.

Обучение аудированию начинается с первых дней изучения английского языка и строится так, чтобы поддерживать уже сложившиеся умения, постепенно развивая их. С этой целью в учебнике используются тексты разного характера: песни, стихи, рифмовки, а также диалоги, записанные  носителями языка.   Все тексты  проиллюстрированы в учебнике в виде комиксов, так как именно картинки помогают ученикам младших классов лучше понять и запомнить содержание диалога или рассказа. В рабочей тетради есть задания на активное слушание и закрепление письменной формы речевого образца.  Особенно нравятся учащимся задания «послушай и раскрась», «послушай и нарисуй».

        В учебник и рабочую тетрадь включены разнообразные лексико-грамматические игры: настольные, игры с мячом, лото, имитационные и двигательные игры, а также кукольный театр и другие игры с использованием созданного учащимися игрового материала. В некоторых задания учащимся предлагается  самим придумать правила игры, объяснить  эти правила учащимся, сыграть в неё с  одноклассниками.

Общим для всех младших школьников является то, что у них еще недостаточно развито  произвольное внимание и такие виды памяти, как логическая, эмоционально-образная, ассоциативная, кинестетическая (моторная).  Впечатыванию в память способствует создание соответствующих условий: яркости, образности предъявления, необходимости данного материала для решения соответствующих возрасту интересных и посильных учащимся речевых задач.  Учителю-экспериментатору  дается право дополнения заданий учебника, поэтому мной разработан ряд презентационных игр на основе Power Point презентаций, реализующих принцип наглядности. Эти игры позволяют в нетрадиционной форме познакомить со звуками, буквами, закрепить изученный материал. Результатом применения разработанных ресурсов стало успешное овладение учащимися правилами чтения.

Для закрепления лексических единиц в уроки включены задания с кроссвордами, чайнвордами, «змейка» слов в рабочей тетради. Но, на мой взгляд, этих упражнений не так много, поэтому к урокам готовились подобные задания для  устной работы  на этапе повторения, активизации, введения в иноязычную атмосферу.

Начало каждого раздела в учебнике  оформлено с помощью цветной «закладки», на которой располагаются рисунки, цифры, буквы, позволяющие обсудить содержание раздела, установить связь между материалом пройденного и нового раздела, т.о.  организовать этап целеполагания.

Оценка результатов учебной деятельности предполагает формирование ученического «портфолио». В него включаются творческие и проектные работы учащихся в течение учебного года. В учебнике  и рабочей тетради предлагаются задания,  с одной стороны, стимулирующие и развивающие воображение и творческое мышление,  с другой – позволяющие закрепить речевые образцы.  Творческие задания усложняются по мере усложнения изучаемых структур.  В программу 2 класса включено 10 различных по сложности и  форме выполнения проектов.  В рабочей тетради предлагается заполнение своего словаря. Для того, чтобы на начальном этапе обучения учащимся было интереснее заполнять этот словарь , перечень проектов был дополнен мини-проектами «Загадочные буквы», «Словарь в картинках», которые учащиеся выполняли постепенно по мере знакомства с лексикой.    

Как отмечается отечественными и зарубежными психологами и методистами, введение в структуру урока элементов ручного труда оказывает существенное влияние на процесс овладения детьми иностранным языком, так как определяет наличие сильного мотивационного компонента создания детьми собственных инициативных высказываний, без которого невозможна речевая деятельность.  Авторы  УМК опираются на мнение о том,  что включение элементов ручного труда в процесс обучения иностранному языку младших школьников является одним из основных принципов деятельностного подхода.   Процесс изготовления поделок и их последующее использование в играх, диалогах и историях создает на уроке подлинно коммуникативные ситуации, необходимые для обучения учащихся говорению. Задания с использованием ручного труда  помимо повышения мотивации детей способствуют развитию их речевых навыков, позволяют наиболее эффективно обучаться детям, у которых ведущий канал восприятия информации – кинестетический, то есть через действие и движение. В рабочей тетради содержатся   задания по созданию поздравительной открытки,  волчка для настольной  игры, пальчиковых кукол для разыгрывания диалогов.  Однако, стоит отметить, что у учителя иностранного языка не всегда хватает времени на организацию работы с проектом на своем уроке, поэтому необходима кооперация с учителем начальных классов, преподающем  в этом классе.

 Воспитательное воздействие на младших школьников оказывается и в ходе непосредственного общения, организуемого учителем с целью формирования коммуникативных умений в устной речи, чтении и письме. Так, разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, школьники  приобретают жизненный и социальный опыт за счет расширения спектра проигрываемых ролей.  

В уроки курса включены упражнения, которые позволяют организовать динамические паузы: чтение рифмовки совмещенное с выполнением двигательных упражнений.  

Благодаря интересным  творческим заданиям, игровым формам отработки языкового материала, формам активного слушания, заданиям на драматизацию учебных диалогов повышается мотивация к изучению английского языка, реализуется индивидуальный подход к оценке результатов учебной деятельности, соблюдаются требования к  организации урока с учетом здоровьесберегающих технологий.

Проведенное анкетирование родителей учащихся 2 а класса МОУ «НОШ №37» показало:  большинство родителей удовлетворены тем, что интерес к изучению предмета у их детей не снижался в течение года, несмотря на возникающие трудности в восприятии, повысилась самостоятельность детей в выполнении заданий, что говорит об их доступности и посильности. Широк спектр заданий, которые выделяются респондентами в качестве наиболее полюбившихся.

Основная проблема, выявившаяся в ходе апробации, заключается в недостаточной сформированности контрольно-оценочной базы. К УМК разработаны тесты для промежуточного контроля и контрольные работы по тематическим блокам. Однако, нет четких критериев оценивания текущих достижений учащихся.   И это – серьезная тема для размышления учителю, создателям УМК на ближайшую перспективу, потому что как учитель, так и ребенок и его родители хотят видеть и знать реальную картину успешности в изучении предмета.

 Хочется отметить, что данный учебно-методический комплект предоставляет определенную долю свободы и творчества учителю, так как основные идеи,  заложенные в учебнике, легко поддаются дополнению, расширению, интерпретации   в зависимости от уровня восприятия  и сформированности  тех или иных навыков, психологического настроя и индивидуальных особенностей  учащихся. Поэтому работать с этим учебником было сложно, но интересно: вспоминались забытые или давно не использовавшиеся в практике приёмы, находила новые и более эффективные  подходы к организации урока.  Интересно было наблюдать за реакцией детей на разные формы работы, способы представления учебного материала.  С другой стороны, учащиеся, зная, что они первые знакомятся с этим учебником, старались внимательнее относиться к выполнению инструкций, задавали вопросы, делали замечания, а в конце года высказали свои пожелания по работе в следующем году. Таким образом, в ходе апробации нового учебника достигнута самая главная цель процесса обучения – переход к сотрудничеству, сотворчеству.

Учитель английского языка МОУ «НОШ №37» г. Сыктывкара

Головкина Екатерина Вячеславовна.

 


 

Комментарии

Более подробно с анализом учебника с точки зрения реализации деятельностного подхода можно ознакомиться в разделе моих методических разработок.