Обзор методических рекомендаций по обучению иностранному языку

Либеров Олег Борисович

 

ОБЗОР МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОCТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Изучение иностранного языка в школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:

- речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности ( чтение, аудирование, говорение и письмо);

- языковая компетенция - овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения в родном и иностранном языках;

- социокультурная, межкультурная компетенция- приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

- компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

- учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными способами приемами самостоятельного изучения языков культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

 

  • Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:

- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;

 

При проведении занятий по иностранному языку во 2–11-х классах осуществляется деление на две группы (при наполняемости класса не менее 25 человек).

 

По согласованию с главами администраций допускается деление на три группы при реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по иностранному языку (при изучении первого, основного иностранного языка) в гимназиях и школах с углубленным изучением иностранного языка.

 

Обучение иностранному языку на современном этапе нацелено на комплексную реализацию личностно-ориентированного и социокультурного подходов к обучению иностранного языка.

 

Формирование и совершенствование социокультурной компетенции в основной и старшей школе направлено на:

  • развитие способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка;

  • формирование навыков и умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за социокультурных помех при общении;

  • формирование поведенческой адаптации к общению в иноязычной среде, понимания необходимости следовать традиционным канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества;

  • овладение способами представления родной культуры в инокультурной/иноязычной среде.

 

Особенностями иностранного языка являются:

- межпредметность – содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний;

- многоуровневость – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическими, грамматическими, фонетическими, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности;

- полифункциональность – иностранный язык может выступать и как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;

- речевая направленность и ситуативность речевую ценность урока иностранного языка определяют его содержательное и методическое наполнение, направленные на решение конкретных коммуникативно-прагматических задач в условиях реального/ситуативного иноязычного общения.

 

При изучении иностранного языка у школьников формируются и развиваются навыки информационной культуры, что предполагает усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения предмета. Это касается прежде всего следующих умений:

- самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;

- участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;

- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в иноязычных источниках различного типа;

- извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

- отделять основную информацию от второстепенной;

- критически оценивать достоверность полученной информации;

- передавать содержание информации адекватно поставленной цели;

- развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- выбирать тип чтения в соответствии с поставленной целью;

- работать продуктивно и целенаправленно с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику, адекватно воспринимать язык средств массовой информации;

- создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.

 

Преемственность при изучении иностранного языка в начальной, основной и старшей средней школе обеспечивается посредством учета внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

 

1. В начальной школе создаются условия для:

- ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

-для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком формируется элементарная коммуникативная компетенции и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, а также элементарные лингвистические представления и общеучебные умения.

 

2. К моменту окончания основной школы учащиеся достигают допорогового (А2) уровня коммуникативного владения иностранным языком при выполнении основных видов речевой деятельности, который дает им возможность продолжить языковое образование на старшей ступени в полной средней школе.

 

3. В старшей школе осуществляется дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных иноязычных умений во всех видах речевой деятельности, в том числе и в билингвальных видах речевой деятельности (перевод) на профильном уровне.

 

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: 2, 3, 4-й класс – до 25–30 минут (в течение дня), 5–9-й класс – 30–45 минут, 10–11-й класс – 45–50 минут (СанПиН 2.4.2.1178-02, п. 2.9.19).

 

При составлении расписания следует учитывать тот факт, что иностранный язык является одним из сложных школьным предметов, поэтому необходимо учитывать санитарные нормы.

 

При подготовке к уроку рекомендуется учитывать организацию образовательного пространства так, чтобы было удобно работать в различных режимах (парах, группах, ролевые игры).

 

Современный урок иностранного языка характеризуется прежде всего:

- доброжелательной атмосферой, способствующей полноценной работе учащихся на уроке;

- разумным соотношением времени говорения учителя и ученика в пользу учащегося;

- интеграцией всех видов речевой деятельности с целью создания коммуникативной ситуации;

- разумным отбором учебного материала, который решает как учебные, так и воспитательные задачи обучения;

- техническим обеспечением, где прежде всего необходимо наличие аудиосредств (магнитофона);

  • использованием интерактивных педагогических технологий, позволяющих формировать и развивать учебно-познавательные умения и навыки: организационные, информационные и интеллектуально-коммуникативные в режиме диалога с учителей/группой/партнером;

  • использованием УМК нового поколения, включающих: учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, рекомендации для учителя и звуковое пособие на аудиокассетах или СD.

 

Предмет «Иностранный язык» является практико-ориентированным, поэтому все занятия являются практическими. В качестве наиболее адекватных технологий обучения выступает «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов». Большое внимание необходимо придать здоровьесберегающим технологиям, особенно на начальном этапе, за счет смены активности или смены речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников.

 

Необходимо учесть тот факт, что в учебно-воспитательном процессе происходят существенные изменения:

- стиля общения между учителем и учениками – на смену авторитарному стилю приходит учебное сотрудничество/партнерство;

- парные и групповые формы работы доминируют над фронтальными;

- ученик и учитель в процессе обучения все время ставятся в ситуацию выбора (текстов, упражнений, последовательности работы и др.), проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в соответствии с потребностями и интересами учащихся, что придает процессу обучения иностранным языкам личностный смысл;

-последовательно развиваются у школьников рефлексивные умения – увидеть себя «со стороны», самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.

 

Интерактивные педагогические технологии (ИПТ) предполагают:

  • диалоговое общение, приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения;

  • критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения;

  • комплексное взаимодействие приобретенных ЗУН на уровне ощущения, восприятия, мышления, памяти и воспроизведения;

  • креативность: открытость ума, способность видеть явление с разных точек зрения разнонаправленность и вариативность мышления, поиск разных, в равной мере правильных решений относительно одной ситуации;

  • учет и формирование личностных качеств и экстралингвистических особенностей учащихся: разговорчивость/сдержанность; интравертность/экстравертность; бескомпромиссность/уступчивость; открытость/скрытность; раскованность/самоконтроль; дотошность/небрежность; трудолюбие/леность; уверенность/неуверенность в себе; надежда на свои силы/ее отсутствие; честолюбие/его отсутствие; память; интеллект и другие.

При отборе учебного материала, используемого на уроках, следует уделять внимание их аутентичности и ценностной значимости, для формирования у учащихся представлений о современном поликультурном и многоязычном мире. Недопустимо использование в учебном процессе иноязычных материалов, которые могут сформировать у школьников искаженные представления об истории и культуре стран изучаемого языка и России. Используемый в учебном процессе иноязычный культуроведческий материал должен отвечать возрастным особенностям, когнитивным и коммуникативным возможностям школьников на каждой ступени обучения иностранным языкам.

 

Рекомендуемая литература:

1. Новые государственные стандарты по иностранному языку второго поколения. – М.: «Просвещение», 2010.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Раздел «Иностранный язык. – М.: «Просвещение», 2010.

3. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2010.

4. Сафонова В.В. Программа по английскому языку. 10-11 классы. М.:АСТ: Астрель, 2006