ИКТ- компетенции на уроках информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhabina.doc | 53 КБ |
ikn-kompetentsii_.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики.
Жабина Светлана Александровна, учитель информатики и ИКТ.
МБОУ СОШ №73 им. А.Ф.Чернонога (г. Воронеж).
Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.
Грамотный человек сегодня:
- владеет навыками функционального чтения;
- обладает компетентностью в области использования ИКТ-технологий;
- владеет одним - двумя иностранными языками.
Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современного человека. Мы живем в информационном обществе, каждый из нас и наши ученики, в том числе, ежедневно должны “переваривать” гигантские потоки информации
А.В.Хуторской – доктор педагогических наук, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [2]
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.[2]
ИКТ–компетентность - способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или компетенция) должна обеспечить школьникам возможность:
- успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета);
- подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
- жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Поэтому я в своей работе, по формированию ИКТ-компетенции учащихся на уроках информатики, выделила несколько достаточно эффективных средств:
1) Компетентностная интерпретация содержания образования и его результатов;
2) Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, проектирование уроков на основе ИКТ;
3) Использование активных методов обучения на уроках информатики.
Остановимся подробнее на последних двух пунктах. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики позволяют максимально индивидуализировать обучение, создают все необходимые условия для самостоятельной работы учащихся, повышают мотивацию к изучаемому предмету, способствуют выработке самооценки у обучаемых, тем самым создают достаточно комфортную для ребенка среду обучения.
Чаще всего в рамках своих уроках использую: - мультимедийные презентации - на каждом уроке; участие в интернет олимпиадах по информатике с 5 по 11 класс; организация проектной деятельности как средство развития исследовательских умений учащихся на уроках информатики; работа с интернет-технологиями на основе сервисов - создание фотоальбомов по определенной тематике в OpenShot - 11 классы, составление опорных схем или интеллект карт Open Office – 7-8 классы, работа по созданию интерактивных презентаций – 10 класс, создание мини-сайтов учащимися по определенной тематике – 11 класс, работа с ЭОРами и ЦОРами по информатике – с 5 по 11 класс и т. д.
Современные активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие:
∙ активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых;
∙ повышать результативность учебного процесса;
∙ формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы. [1]
Чаще всего на своих уроках информатики я применяю следующие методы активного обучения:
- Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательская работа «История развития средств передачи информации», «Поколения компьютеров», «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», «Состав ПК. Выбери себе компьютер» и т. д.
- Мозговой штурм - является элементом технологии развития критического мышления. Происходит в небольших группах и направлен на генерацию большего количества идей. Ни одна идея не должна быть отвергнута. При работе следует обращать внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:
- I уровень - что ты знаешь?
- II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)
- III уровень - применение, анализ, синтез
Урок в по теме «Состав ПК» 8 класс мозговой штурм по теме «Вреден ли компьютер для человека?», «Внешние носители информации – недостатки и достоинства» или в теме «Исполнители» мозговой штурм по уровням:
- I уровень - Приведите примеры исполнителей;
- II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие?
- III уровень – А нужны ли нам исполнители?
Или в теме «Алгоритмизация и программирование» 9 класс мозговой штурм «Циклический алгоритм».
- I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день?
- II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее?
- III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?
- Баскет-метод - во время урока происходит имитация какой — либо ситуации. Выработка умений действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции. Например, при изучении темы «История развития вычислительной техники», ученику предлагается выступить в роли экскурсовода по виртуальному музею или при изучении темы «Состав ПК, в 8 классе, учащимся предлагается «стать врачами - кардиологом, терапевтом, окулистом, невропатологом, хирургом » и исследовать проблему «Влияние компьютера на здоровье человека» здесь возможен и интегрированный урок информатика-биология.
- Тренинги - практическая отработка каких-либо навыков по определенной теме. Обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
Например, тренинг по теме «Виды алгоритмов», тренинг «Составление циклических алгоритмов».
- Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл (4 слова)
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом, синоним).
Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.
Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 9-ом классе.
- Клавиатура.
Прямоугольная, белая.
Пишет, лежит, ломается.
Служит для набора текста.
Клавиши.
- Цикл
Сложный, разный.
Повторяется, работает, зацикливается
Без цикла нельзя начистить картошку
Повторения.
- Презентация.
Интерактивная, интересная.
Показывает, заинтересовывает, информирует.
Служит для украшения выступления.
Слайды.
Наиболее эффективными средствами по формированию этих компетенций, на мой взгляд, являются активные методы обучения и применение ИКТ технологий на уроках. Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения.
Формирование ИКТ – компетентностей ученика происходит, в основном, на уроках информатики. Но и учителя, преподающие другие предметы, могут внести свою лепту.
Литература:
- Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
- Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. (Серия «Новые стандарты»). – 3,5 п.л.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
владеет навыками функционального чтения - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. владеет одним - двумя иностранными языками. обладает компетентностью в области использования ИКТ-технологий ; Грамотный человек сегодня:
Информационно-коммуникационная технология — это представление информации в электронном виде
ИКТ–компетентность - способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для: доступа к информации, организации , обработки , с оздания, передачи-распространения, для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
о пределение информации - способность использовать инструменты ИКТ для соответствующего представления необходимой информации, Навыки и умения, которыми должен обладать ИКТ-грамотный человек:
доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию, Навыки и умения, которыми должен обладать ИКТ-грамотный человек: Работа с электронными учебниками
Единая коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru
Сайт Федерального Центра Информационно-Образовательных Ресурсов http://fcior.edu.ru
создание информации — умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, разрабатывая ее (использование офисных программ, создание презентаций, таблиц, схем, документов ) , Навыки и умения, которыми должен обладать ИКТ-грамотный человек:
Навыки и умения, которыми должен обладать ИКТ-грамотный человек: способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ (использование электронной почты, вебинары, конференции...)
Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией .
Виды учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции у учащихся: 1. С оздание и редактирование текстов (5-11 класс).
2. С оздание и редактирование графики (5-9 класс) и фото (10-11 класс)
3. С оздание и редактирование таблиц (7-11 класс)
4. Построение диаграмм, графиков, блок-схем , других графических объектов (8-11 класс)
5. С оздание и редактирование презентаций (5-10 класс)
6 . Сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем – передача информации по электронной почте др. средствами связи (5-11 класс)
7. создание музыкальных и звуковых объектов (10-11 класс ) 8. создание и обработка видео (11 класс)
9. Поиск и анализ информации в Интернете ( 5 -11 класс), 10. Создание веб-страниц и сайтов (11 класс)
Эффективные средства формирования ИКТ-компетенций на уроках информатики : применение информационно-коммуникационных технологий, проектирование уроков на основе ИКТ ; 2 ) использование активных методов обучения на уроках информатики .
1. Метод проектов Активные методы. «Поколения компьютеров» 8 класс , « Компьютерные вирусы и антивирусные программы» 6-7 класс , « Состав ПК. Выбери себе компьютер» 8 класс , « Алгоритмы в жизни. Какие чаще всего встречаются? Дома? В школе? Твои алгоритмы за день» 7 класс.
2. Мозговой штурм Активные методы. Этапы: I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез Вреден ли компьютер для человека ?» « Внешние носители информации – недостатки и достоинства»
Активные методы. 3. Баскет -метод Ученик в роли экскурсовода по виртуальному музею «История развития вычислительной техники», Ученики в роли врача - кардиолога, терапевта, окулиста, невропатолога, хирурга в исследовании проблему «Влияние компьютера на здоровье человека ». «Интернет – добро или зло?»
Активные методы. 4 . Тренинги
5. Синквейн – способ творческой рефлексии. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл (4 слова) 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом, синоним).
Клавиатура . Прямоугольная, белая. Пишет, лежит, ломается. Служит для набора текста. Клавиши. Флэш-карта . Маленькая, удобная. Сохраняет, содержит, переносит. Это внешний носитель информации. Память. Презентация. Интерактивная, интересная. Показывает, заинтересовывает, информирует. Служит для украшения выступления. Слайды.
Формирование ИКТ – компетентностей ученика происходит, в основном, на уроках информатики. Но и учителя, преподающие другие предметы, могут внести свою лепту.
Спасибо За Внимание!
- Мне нравится (1)