Тема самообразования "Проектная деятельность как спосов формирования метапредметных УУД"

Елизарова Анна Викторовна

Мини-проект как средство формирования УУД на уроках информатики

Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым понятию, Универсальные Учебные Действия – это «обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению».

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано со следующими факторами:

  • активно развивающийся учебный предмет;
  • наличие специальных технических средств (каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место и доступ к общим ресурсам);
  • интенсивно развивается идея «метапредметности»;
  • общие характерные виды деятельности для информатики и системы универсальных учебных действий.

Информатика определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь

саморазвития, самообразования, реализации знаний. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» универсальные учебные действия эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста (учителя, родителей), в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

Основные отличия этой образовательной технологии от других видов деятельности:

  • направленность на достижение конкретных целей;
  • координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;
  • в определённой степени неповторимость и уникальность.

Такой вид деятельности позволяет включать в процесс работы навыки исследовательской деятельности, которые способствуют формированию универсальных учебных действий. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Для учителя самым ценным при решении задачи освоения программного материала является не просто давать детям новую учебную информацию, а вместе с ними искать способы добывания знаний. Разные знания нельзя добывать одним способом, следовательно, не может быть одного метода, одной универсальной методики. Метод должен меняться на каждом уроке, каждому конкретному ученику подходит свой, - значит, надо комбинировать, интегрировать, экспериментировать и совершенствовать.

Подобрав правильно тип исследования или проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы, формируя у него необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности.

Учебных проектов, реализуемых в рамках предмета «Информатика и ИКТ», не может быть много. Они могут быть расширенны межпредметными проектно-исследовательскими работами. В предметной области информатики чаще всего используются представленные в таблице типы проектов:

Цель проекта

Деятельность учащихся

Проектный продукт

Практико-ориентированные

Учебные проекты, формирующие деятельностную компетентность.

Решение практических задач

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области.

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки.

Социальные (информационные)

Учебные проекты, формирующие информационную и коммуникативную компетентность.

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

Деятельность, связанная со сбором, проверкой информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации.

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения.

Исследовательские проекты

Учебные проекты, формирующие мыслительную компетентность.

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Деятельность, связанная с логическими и мыслительными операциями, экспериментированием.

Результат исследования, оформленный установленным способом.

Работа над проектом – достаточно сложный труд, требующий систематических усилий от исполнителя.

Технологический компонент информатики в ходе выполнения проектной работы нацеливает исследовательскую деятельность учащихся на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации.

Предусматривает использование следующего программного обеспечения: приложения PowerPoint для мультимедийного проекта, возможности текстового процессора Microsoft Word для письменного отчёта с графическим оформлением, приложение Microsoft Office Publisher для создания презентационного буклета, программы Windows Movie Maker с элементами записи,

монтажа файлов мультимедиа на компьютере и с последующим сохранением в виде фильма, Web-редакторов.

При этом ребёнок лучше узнаёт компьютерную технику, освоить её и уметь применять простые «рабочие» навыки на практике: управлять персональным компьютером, быстро создавать и оформлять текстовые документы, пользоваться ксероксом, сканером, принтером, электронной почтой, использовать возможности Интернета, фотографировать и обрабатывать снимки, редактировать и форматировать любые тексты, создавать звуковые файлы.

Самый главный итог – учащиеся, работая над проектом, могут получать информацию, общаются, совершенствуют свои знания, чувствуя себя увереннее в современном информационном обществе.

Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • составлять план действий по решению проблемы (задачи);
  • осуществлять действия по реализации плана;
  • соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию;
  • ориентироваться в системе знаний, осознавая необходимость новых;
  • делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний (энциклопедии, , справочники, СМИ, интернет-ресурсы и другие источники информации);
  • добывать новые знания;
  • перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата для создания нового продукта;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;
  • понимать другие позиции (взгляды, интересы);
  • договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  • умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность,

как способ формирования метапредметных УУД

Современный мир является информационным миром, объем информации  увеличивается с каждым днем.

Современная образовательная программа, направленная на формирование у школьников Универсальных Учебных Действий (УУД)  и закрепленная Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС)  предполагает, прежде всего, получение ими способов самостоятельного усвоения новых знаний. Научить школьника умению учиться – в этом задача современного учителя.

Научиться чему-то, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности.

Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

В связи с этим в образовательный процесс внедряется метод, который позволяет вовлечь учащегося в практическую деятельность. Одним из таких методов является метод проектов. 

Метод  проектов  обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяет выработать свою  жизненную  позицию  в  отношении  мира,  окружающих  людей, самого  себя  и  своего  будущего,  то  есть  позволяет  формировать учебные личностные действия.

Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Такой  вид  деятельности  позволяет  включать  в  процесс  работы навыки  исследовательской  деятельности,  которые  способствуют формированию  универсальных  учебных  действий.  Учащиеся  в большей  степени  заинтересованы  в  результате  работы. 

Форму работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса.

Форма продукта проектной деятельности зависит от поставленной проблемы.

Выполнение  проектно-исследовательской  работы предусматривает  формирование  у  учащихся  ряда  универсальных учебных действий. 

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

 Личностные УУД:

  • формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности;
  • уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям

 Регулятивные УУД: 

  • определять цель
  • определять проблему в деятельности
  • выдвигать версии,
  • выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
  • принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий

Познавательные УУД:

  • выбор необходимой информации,
  • установление причинно-следственных связей,
  • умение вести наблюдение за объектом
  • ориентироваться  в  терминах
  •  делать  отбор  источников  информации  для поиска  новых  знаний
  • использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач
  •  устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
  • преобразовывать  информацию  из  одной  формы представления информации  в  другую форму

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • осуществлять совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках информатики позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество.

 Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни.

Можно сказать, что информатика, а точнее информационные технологии, находятся в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода.

Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку.

В своей педагогической  деятельности я часто использую именно метод проектов для формирования  УУД на уроках информатики. Именно метод проектов может позволить учащемуся научиться работать как  индивидуально, так и в команде. На разных этапах проектирования  учитель может развивать у ученика  разные УУД.

Останавливаясь на сущности проектного метода рассмотрим, на каких этапах проектной деятельности, какие УУД формируются.

Целевая установка проектной технологии заключается в том, что окружающая жизнь – это лаборатория, в которой происходит процесс познания с помощью поисковой и исследовательской модели обучения, самообучение в процессе познания. 

В основу любого проекта ложатся «пять П». Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Очень часто к пяти П добовляют шестую, Портфолио проекта. Портфолио проекта - это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др. 

Рассмотрим, какие виды УДД и на каких этапах проектирования можно сформировать 

1. Проблема
Цель: Определение темы и целей проекта  на основе учебной ситуации.
УУД: Постановка и формулирование проблемы.

 2. Проектирование (планирование)
Цель:
 Коллективное обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов; распределение ролей.
УУД: Регулятивные и коммуникативные

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  • Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана;

Принимать разные точки зрения и отстаивать свою. 

3. Поиск информации
Цель:
 Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Применение на практике методов исследования (наблюдения, сравнения  и т.д.).

УУД: Познавательные и регулятивные

  • Поиск и выделение необходимой информации.
  • Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Развиваются умения: находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи. 

4. Продукт

ЦЕЛЬ: Обработка полученной информации, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи.

УУД: Познавательные, регулятивные

  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Моделирование -преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Подведение под понятие, выведение следствий;
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Построение логической цепи рассуждений.
  • Доказательство.

Выдвижение гипотез и их обоснование., 

5. Презентация

ЦЕЛЬ: Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о                                 проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

УУД: Коммуникативные

  • Навыки монологической речи.
  • Умение уверенно держать себя во время выступления.
  • Артистические умения.
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы.

6. Портфолио.

ЦЕЛЬ: Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. 

УУД: Личностные результаты и регулятивные УДД

  • Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
  • Усвоение нравственных норм. Понимание своего духовного роста.

Организуя работу над проектами, полезно  начать с изучения интересов учащихся, это позволит им выбрать тему проектов для работы в классе. Метод проектов несет практическую, теоретическую и познавательную значимость предполагаемых результатов (например, доклад на конференции, совместный выпуск газеты, компьютерной презентации и т.п.). 

На своих уроках сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем учащимися выполняются практические задания, направленные на закрепление навыков работы за компьютером. Завершение работы по изучаемой теме является выполнение проектов, показывающих применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях.

Зачастую для разрешения поставленной проблемы применяю «мозговой штурм». При использовании этого приема учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга. Основное правило на первом этапе - «Уважай чужие идеи! Никакой критики!» Стараюсь следить за тем, чтобы ни одна идея не осталась незамеченной, поощряю тех, кто стремиться к развитию предложений своих товарищей. «Мозговой штурм» вызывает большой интерес у учеников. Ребята зачастую высказывают неординарные идеи, которые дают новые подходы к разрешению возникшей проблемы. Каждая идея фиксируется в Банке идей. Затем проводится анализ идей. При этом ребята придерживаются основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. 

Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка, создание сказки), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей. Обучение информатике с применением метода проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии. Виды результатов проектной деятельности: web- сайт; анализ данных социологического опроса; видеофильм; видеоклип; выставка; газета; игра; макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; публикация; серия иллюстраций; сказка; справочник; виртуальная экскурсия. Метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, дети с удовольствием выполняют творческие проекты. Также позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные навыки. Проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В итоге учитель выставляет оценку не за воспроизведение ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и навыки в новом качестве.

Так, например, при изучении темы «Устройство компьютера» урок провожу в форме деловой игры «Я купил себе компьютер», где все ученики класса разделены на, так называемые, отделы с учетом их индивидуальных способностей. Задания для отделов являются разноуровневыми проблемными задачами, содержащими актуальную информацию. Путь решения задач ребятам не сообщаю, а предлагаю им самим прийти к результату, опираясь на т.н. «Ключ к решению задачи» и на собственные знания. Ребята сами распределяют обязанности в своих группах, выполняя планирование учебного сотрудничества. Происходит инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, необходимой для разрешения поставленной проблемы, формируются умения работать в малых группах, разрешать конфликты (при возникновении таковых), отыскивая альтернативные способы их разрешения, учатся принимать решения. Все это способствует формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.