О системах счисления
О СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ
Введение.
Данная тема "Системы счисления" выбрана мною, так как вопросы, изучаемые в этом разделе информатики, являются опорными для других разделов.
Тема "Системы счисления" содержится в разделе 1 с кодом контролируемого элемента 1.4 "Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ".
Цель статьи: подборка материалов для последовательной подготовки учащихся по этой теме.
Мы все привыкли в детстве считать, загибая пальчики: "Один, два, три,...", совсем не задумываясь о том, что нас учат считать в десятичной системе счисления. Впрочем, что можно потребовать с маленького ребёнка!
Мой опыт работы с детьми младшего школьного возраста показал, что начиная с третьего класса дети в состоянии выстраивать числовые последовательности в разных системах счисления, если с ними про это поиграть.
Почему я вспомнила про детский счёт, потому что пришлось столкнуться с проблемами образования числовой последовательности в различных системах счисления в средних и старших классах, что приводит к сложностям в изучении некоторых тем в этом разделе информатики.
Разрешить эту проблему помогают устные разминки: каждому ученику класса (или группы) предлагается назвать следующее число числового ряда в заданной системе счисления. Эту разминку лучше проводить в быстром темпе, что вызывает хороший азарт и настраивает мозг на продуктивную работу.
Изучение.
Первый этап
С чего начать? Начнём с истории и основных понятий, что очень хорошо и в достаточной степени подробно изложено в разработке "Представление числовой информации с помощью систем счисления" учителя информатики Федорченко М.В.
Материал опубликован на ресурсе http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/predstavlenie-chislovoy-informacii-s-pomoshchyu-sistem-schisleniya
Краткое содержание:
- понятия: системы счисления, число, цифра;
- краткая история систем счисления (примеры различных систем счисления, время и место их возникновения, правила записи чисел и определения их значения);
- позиционные системы счисления. Рассмотрены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления, таблицы их соответствия. Даны понятия алфавита и основания системы счисления, свёрнутой и развёрнутой записи числа;
- закрепление материала: вопросы по теме, самостоятельная работа, домашнее задание, рефлексия.
Второй этап. Перевод чисел в позиционных системах счисления.
Содежание:
- перевод чисел из недесятичной системы счисления в десятичную;
- перевод чисел из десятичной системы счисления в недесятичную (целые, дробные и смешанные);
- закрепление материала: вопросы, задание, проверочные работы.
Третий этап. Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную и наоборот.
Этот материал прекрасно изложен презентации Полякова К.Ю.
В этой же презентации представлены арифметические действия в различных системах счисления, то есть материал для изучения следующего этапа четвёртого.
Можно готовиться к экзамену.
Лучшее, на мой взгляд, что можно порекомендовать - это разработки Полякова К.Ю.
В добрый путь!
Полезные ссылки.
mailto:http://iguania.ru/stati-po-programmirovaniiu/sistemi-schisleniya.html
http://easyinformatics.ru/uroki/sistemy-schisleniya#respond
http://www.videouroki.net/filecom.php?fileid=98658986
http://informatiky.jimdo.com/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0