О системах счисления

Кузьмина Раиса Григорьевна

О СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ

   Введение.                                                                                       

  Данная тема "Системы счисления" выбрана мною, так как вопросы, изучаемые в этом разделе информатики, являются опорными для других разделов.  
   Тема  "Системы счисления" содержится в разделе 1 с кодом контролируемого элемента 1.4 "Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ".

   Цель статьи: подборка материалов для последовательной подготовки учащихся по этой теме.
    Мы все привыкли в детстве считать, загибая пальчики: "Один, два, три,...", совсем не задумываясь о том, что нас учат считать в десятичной системе счисления. Впрочем, что можно потребовать с маленького ребёнка!
   Мой опыт работы с детьми младшего школьного возраста показал, что начиная с третьего класса дети в состоянии выстраивать числовые последовательности в разных системах счисления, если с ними про это поиграть. 
  Почему я вспомнила про детский счёт, потому что пришлось столкнуться с проблемами образования числовой последовательности в различных системах счисления в средних и старших классах, что приводит к сложностям в изучении некоторых тем в этом разделе информатики.
  Разрешить эту проблему помогают устные разминки: каждому ученику класса (или группы) предлагается назвать следующее число числового ряда в заданной системе счисления. Эту разминку лучше проводить в быстром темпе, что вызывает хороший азарт и настраивает мозг на продуктивную работу.
 

  Изучение.                                                                                                               

    Первый этап

С чего начать? Начнём с истории и основных понятий, что очень хорошо и в достаточной степени подробно изложено в разработке "Представление числовой информации с помощью систем счисления" учителя информатики Федорченко  М.В. 
 

 Материал опубликован на ресурсе http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/predstavlenie-chislovoy-informacii-s-pomoshchyu-sistem-schisleniya

Краткое содержание: 

 

  • понятия: системы счисления, число, цифра;
  • краткая история систем счисления (примеры различных систем счисления, время и место их возникновения, правила записи чисел и определения их значения);
  • позиционные системы счисления. Рассмотрены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления, таблицы их соответствия. Даны понятия алфавита и основания системы счисления, свёрнутой и развёрнутой записи числа;
  • закрепление материала: вопросы по теме, самостоятельная работа, домашнее задание, рефлексия.
  •  

Второй этап.     Перевод чисел в позиционных системах счисления.

           Содежание:

  • перевод чисел из недесятичной системы счисления в десятичную;
  • перевод чисел из  десятичной системы счисления в недесятичную (целые, дробные и смешанные);
  • закрепление материала: вопросы, задание, проверочные работы.                                         


 

Третий этап.   Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную и наоборот.

Этот материал прекрасно изложен презентации Полякова К.Ю.

В этой же презентации представлены арифметические действия в различных системах счисления, то есть материал для изучения следующего этапа  четвёртого.


 

Можно готовиться к экзамену.

Лучшее, на мой взгляд, что можно порекомендовать - это разработки Полякова К.Ю.

 

В добрый путь!

Полезные ссылки.

 

mailto:http://iguania.ru/stati-po-programmirovaniiu/sistemi-schisleniya.html

http://easyinformatics.ru/uroki/sistemy-schisleniya#respond

http://www.videouroki.net/filecom.php?fileid=98658986

http://informatiky.jimdo.com/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0