Информационные технологии в начальной школе: реализация программ внеурочной деятельности

Юрковец Ольга Петровна

Внеурочная деятельность в начальной школе объединяет несколько направлений деятельности младших школьников, которые развивают универсальные действия, потенциал и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение и мышление.

Основным направлением развития универсальных действий, познавательного интереса младшего школьника является познавательная деятельность, становление которой проходит в учебной деятельности под управлением учителя. Однако формирование познавательного интереса учащихся связанного с овладением ими способами учебной деятельности осуществимо и во внеурочной деятельности.

Одним из направлений внеурочной деятельности являются в общем случае – информационные технологии, в частности – образовательные программы, позволяющее постепенно овладевать обобщёнными способами действий, позволяющими решать все более сложные задачи учения, обогащающие интерес младших школьников. Рассматривая варианты выбора образовательных программ и имеющиеся возможности школьных кабинетов информатики, хочется остановиться на одном из вариантов – пакете обучающих программ GCompris, состоящего из различных упражнений и игр образовательного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ во внеурочной деятельности18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в начальной школе: реализация программ внеурочной деятельности

О.П. Юрковец, учитель информатики, МБУ СОШ №2

Внеурочная деятельность в начальной школе объединяет несколько направлений деятельности младших школьников, которые развивают универсальные действия, потенциал и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение и мышление.

Основным направлением развития универсальных действий, познавательного интереса младшего школьника является познавательная деятельность, становление которой проходит в учебной деятельности под управлением учителя. Однако формирование познавательного интереса учащихся связанного с овладением ими способами учебной деятельности осуществимо и во внеурочной деятельности.

Одним из направлений внеурочной деятельности являются в общем случае – информационные технологии, в частности – образовательные программы, позволяющее постепенно овладевать обобщёнными способами действий, позволяющими решать все более сложные задачи учения, обогащающие интерес младших школьников. Рассматривая варианты выбора образовательных программ и имеющиеся возможности школьных кабинетов информатики, хочется остановиться на одном из вариантов – пакете обучающих программ GCompris, состоящего из различных упражнений и игр образовательного характера. GCompris – это свободная программная платформа, её можно адаптировать под свои нужды, улучшать, создавать свои собственные упражнения. В настоящий момент в образовательный пакет входит более ста упражнений и постоянно разрабатываются новые. Образовательные программы ориентированы на различный круг интересов младших школьников и позволяют развивать:

  • познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение и мышление;
  • универсальные действия в различных областях: русский язык, математика, чтение, иностранный язык, изобразительное искусство, естественные науки и т.д.

Реализуется развитие выше названных категорий с помощью следующих программ:

  • основы компьютерной грамотности: использование клавиатуры и мыши,
  • русский язык: падающие буквы;
  • математика: основы счёта, таблица умножения; сложение и вычитание;
  • основы физики: электричество, круговорот воды, подводная лодка;
  • география: страны на карте;
  • игры: шахматы;
  • развитие памяти: пространственные игры, судоку, паззлы;
  • чтение: практика чтения;
  • многое другое: как читать часы и минуты;; рисование; создание мультипликационных фильмов и изображений;

Таким образом, образовательные программы ориентированы на развитие индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или программой, осуществляющей интеграцию, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с учебным опытом на основе формирования умения применить действия в новых условиях. Научиться учить себя, пожалуй, главная задача, решение которой осуществляется и во внеурочной деятельности. Информационные технологии во внеурочной деятельности способствуют выбору конкретных методов и форм обучения, направленных на формирование определенных универсальных действий. Следует отметить, что успешность универсальных действий, познавательных интересов и процессов зависит от способа и последовательности освоения информационных образовательных программ, а именно от ориентации на определённые предметные области.