Урок безопасного Интернета.

Рыженко Елена Владимировна

          С каждым годом, с каждым днём, с каждым часом информационные и сетевые технологии всё глубже и мощнее проникают в нашу жизнь. Сейчас уже трудно представить себе жизнь без компьютеров и Интернета. В сети мы общаемся друг с другом, учимся, узнаём новости, делаем покупки, зарабатываем деньги. В сети мы ЖИВЁМ.

Но, как и в обычной, «докомпьютерной, доИнтернетной», жизни, так и в этой новой и столь привычной теперь реальности виртуальной жизни, всегда и везде существуют различные опасности, подстерегающие людей. За каждым письмом, под личиной «друга»,  за каждым неосторожным кликом мышкой скрываются различные  виды Интернет-угроз.

Как уберечь себя от этих угроз? Как избежать, мягко говоря, неприятностей в сети? Как предотвратить потерю информации и разглашение конфиденциальной информации? Как оградить свой виртуальный мир от несанкционированного доступа извне? Как, в конце концов,  проследить за своими финансовыми потоками? Эти вопросы должен задавать себе и специалистам каждый человек, который использует компьютер в своей жизни.

На уроках информатики в школе мы, учителя, знакомим  детей и подростков с информационными технологиями, в том числе и с методами работы в Интернете. И, зачастую, сами учимся у своих учеников, узнаём от них о новинках компьютерной техники. В современном мире практически любой тинэйджер может дать фору в освоении возможностей Интернет технологий и компьютера своим учителям и родителям.

Но молодость часто недооценивает опасности окружающего мира. Прежде чем позволить ребенку работать за компьютером, необходимо рассказать  ему как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях. Это, конечно же, обязанность учителей и родителей.

1 декабря 2011 года в нашей школе прошёл урок по теме «Информационная безопасность сетевой технологии работы»  в 10 «А» классе. На этом уроке ученики ознакомились с тенденциями  актуальных угроз информационной безопасности и методами противодействия им. Всех очень впечатлила презентация, предложенная вашим проектом. Она вызвала бурную дискуссию среди учеников. Не менее  бурные эмоции вызвал доклад  Ермаковой Надежды по теме «Проблемы информационной безопасности: тактика и контрмеры». В этой работе ученица попыталась рассмотреть такие проблемы информационной безопасности, как тайные проникновения в компьютер, несанкционированное считывание паролей с клавиатуры, защита информации от взлома, а также применение специальных программ компьютерного шпионажа.

Раскрывая сущность проблем информационной безопасности, Надежда пыталась смотреть на них глазами как потенциального носителя угрозы. Так и человека, который хочет защитить свою информацию. Такой подход позволяет глубже понять уязвимые места в защите информации. И более серьёзно посмотреть на доступные средства контрмер.

А потом ученики 10 класса на практике познакомились с возможностями и функциями контент-фильтров, установленных в компьютерном класса. Убедились, что на компьютерах установлены и правильно настроенысиконтент спама и антивирусы.  В ходе урока всплыла информация о том, что 30 ноября  – Международный день защиты информации. Так что это занятие было как нельзя в тему. Урок прошёл на большом эмоциональном  подъёме.

В завершении занятия совместно с учениками были сформулированы «Советы детям по обеспечению безопасности в Интернете»:

ü  При  регистрации на сайтах, старайся не указывать личную информацию (номер мобильного телефона, адрес электронной почты, свое фото). Ты должен знать, что если ты публикуешь фото или видео в Интернете — каждый может посмотреть их.

ü  Используй веб-камеру только при общении с друзьями. Проследи, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, так как он может быть записан.

ü  Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.

ü  Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». На такое письмо не надо отвечать ни в коем случае.

ü  Не добавляй незнакомых людей в свой контакт лист.

ü  Если тебе приходят письма с неприятным и оскорбляющим тебя содержанием, если кто-то ведет себя в твоем отношении неподобающим образом, сообщи об этом взрослым.

ü  Не встречайся в реальной жизни с людьми, с которыми ты познакомился в Интернете.

ü  Никогда не поздно рассказать взрослым, если тебя кто-то обидел или расстроил.

ü  Используй на своём компьютере антивирусные программы и  программы  блокирующие нежелательный доступ других людей к твоему компьютеру.