ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Традиционные методы обучения потеряли свою остроту на современной ступени развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения. Основная задача внедрения активных форм - воспитание личности готовой к конкуренции, самостоятельной в решении жизненных вопросов, творческой личности.
В последнее время все чаще учителя прибегают к использованию интерактивных методов обучения. Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Приоритет среди интерактивных методов принадлежит играм.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Игры дополняют традиционные формы обучения и способствуют активизации процесса обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей. Различные виды игр используются чаще всего на начальной ступени обучения.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Чтобы использовать игровые технологии на уроке педагогу необходимо знать, уметь подобрать педагогическую игру. В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию.
В учебной практике выделяют дидактические, имитационные, проблемные, сюжетные, ситуационные, ролевые, деловые игры.
В моей практике на старшей ступени обучения лучше использовать деловые игры, потому что результаты исследований показывают, что использование деловых игр на уроках позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых тем время на 30—50 % при большем эффекте усвоения учебного материала. Процесс обучения становится более творческим, увлекательным. Активность учащихся в деловых играх проявляется так ярко, что носит настолько продолжительный характер, что можно сказать даже о вынужденной активности, подразумевая, что сама обстановка деловой игры заставляет ее участников быть активными.
Деловые игры помогают приблизить учебный процесс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.
Моя практика использования деловых игр в преподавании показывает, что учащиеся с интересом занимаются, проявляют самостоятельность, творческое мышление, учатся эффективно решать конкретные задачи. При этом обучение тесно связано с производством, знания усваиваются легко и просто. Вырабатываются определенные практические навыки, устанавливаются межличностные отношения, что способствует нравственному совершенствованию учащихся.