Развитие логического мышления на уроках информатики
Уровень развития системного мышления, во многом, определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Развивать мышление надо целенаправленно, чтобы постепенно формировалось умение рассуждать, проводить исследование с системных позиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие логического мышления.rar | 7.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления на уроках информатики
Предмет исследования: логическое мышление учеников начальных классах, средних классах, старших классах.
Объект исследования: логическое мышление на уроках информатики в начальных классах, средних классах, старших классах.
Гипотеза: если в начальной школе ввести курс информатики, то будет формироваться логическое мышление младших школьников
Я считаю, что в сфере нынешней глобальной компьютеризации этот вопрос один из главных. И, несмотря на все трудности, курс информатики в начальной школе существует и успешно реализуется.
Логика - наука, изучающая методы доказательств и опровержений, т.е. методы установления истинности или ложности высказываний. Создал эту науку Аристотель ещё в 4 веке до н.э. Он рассмотрел, какие законы, приемы, формы присущи человеческому мышлению. Отсюда и название науки - формальная логика. Формальная логика изучает логические операции и правила мышления. Общечеловеческая культура основывается и на мыслительной культуре. Поэтому необходимо вводить основы мыслительной деятельности не только на уроках общего образовательного курса, но и на дополнительных уроках, например, в курсе информатики.
Я считаю, что трудно представить себе современного учителя, не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Учитель, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, постарается максимально обогатить урок, используя разнообразные средства, тем самым, усилив наглядность излагаемого материала. Разумеется, этому легко найти объяснение. Думаю, довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место. Компьютер - главный инструмент и помощник учителя в этом аспекте. Несмотря на впечатляющие достижения информатики, обществом не вполне осознан тот факт, что в современном мире в качестве основного ресурса выдвинулась информация, средства и методы работы с ней, а не золото, нефть или чёрные металлы. Однако именно это обстоятельство определяет актуальность курса информатики и в сфере образования. Переход различных стран от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному обществу, обеспечен появлением принципиально нового инструмента - компьютера. С развитием современной информационной технологии система "человек и компьютер" быстро превратилась в проблему, которая касается не только специалистов. Поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием, что приводит к развитию информационной культуры личности.
Ребенок, обладающий развитым логическим мышлением, хорошей памятью, устойчивым вниманием, будет легко усваивать школьную программу. Ученые - психологи отмечают, что для человека важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Уровень развития системного мышления, во многом, определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Развивать мышление надо целенаправленно, чтобы постепенно формировалось умение рассуждать, проводить исследование с системных позиций.
Именно в этом аспекте наиболее продуктивной в школе может оказаться образовательная область информатики, где аккумулирован огромный потенциал компьютерных методов исследования любых предметных областей. Одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Это своего рода мета предмет, где можно, используя идеологию системного подхода, изучать объекты из разных предметных областей. При этом помимо развития системного мышления, может быть достигнута не менее важная цель - закрепление знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах. Причем, это можно организовать в результате продуктивной деятельности, где в основе лежат исследования и творчество.
На первом этапе развития системного мышления надо научить школьника понимать, что же такое объект, как его можно описать, что можно с ним делать, какая может быть создана информационная модель, и какой инструмент можно использовать для исследования модели, а значит и объекта. Прежде всего, необходимо научить корректно формулировать цель. Затем, задавшись некоей формой представления информации об объекте, отобрать в соответствии с целью наиболее существенную. Предлагается в качестве такой формы использовать таблицу, где приводятся параметры и действия, характеризующие объект. Информация об объекте, представленная в зависимости от поставленной цели совокупностью параметров и действий (информационной моделью), будет служить базой для исследований на компьютере.
Более сложным и неоднозначным этапом формирования системного мышления будет второй этап, где надо научить представлять объект в виде системы более простых объектов, которые находятся во взаимосвязи между собой. Кроме того, надо разъяснить, когда объект можно рассматривать как систему, а когда самостоятельно.
На следующем этапе особое внимание надо уделить моделированию на компьютере. При этом акцент надо поставить на взаимосвязь цели исследования и всей технологии моделирования. При моделировании следует брать задачи из других школьных дисциплин. Тем самым естественным образом будет обеспечено решение одной из часто обсуждаемых педагогических проблем - организация меж предметных связей.
Понимая важность понятий объекта и информации о нем, предложено концепцию преподавания информатики, ориентированную на развитие системного мышления, назвать объектно-информационной. Описанный подход реализован в комплекте учебников "Информатика" под ред. профессора Н. В. Макаровой, выпущенный в издательстве "Питер" (Санкт-Петербург). Это комплект состоит из четырех книг для 6-7, 7-8, 9, 10-11 классов и построен на основе концентрического метода обучения. Содержание каждого последующего учебника является развитием предыдущего. Несмотря на это, методика обучения допускает точки входа в образовательную область информатики с любого уровня. Учитель может конструировать свой предмет, не обязательно строго придерживаясь последовательности тем в учебнике. Можно строить предмет по модульному принципу, т.е. выбирая разделы из разных учебников. Предлагается на уроках информатики осваивать новые программные среды, не как цель обучения, а в процессе решения или моделирования задачи из конкретной предметной области.