Использование свободного программного обеспечения в системе образования

Некруткина Елена Владимировна

О преимуществах использования в школах и ВУЗах свободно распространяемого программного обеспечения (далее – ПО) говорится давно и много. В качестве аргумента приводятся, например, соображения финансового характера (при установке в школах свободно распространяемого ПО достигается существенная экономия средств школьного бюджета, так как отпадает необходимость лицензионных выплат за каждую установленную копию ПО; преподавание на основе дорогих операционных систем и прикладных пакетовтолкает родителей учеников на существенные затраты для приобретения указанных программных продуктов для использования дома. Также, использование в учебном процессе операционных систем и прикладных пакетов, имеющих большую стоимость,подталкивает учеников и их родителей пользоваться нелицензионными (т.е. пиратскими) версиями программных продуктов, что способствует поддержке пиратства, по своей сути являющегося воровством. Кроме того, свободно распространяемое ПО с открытыми исходными кодами как нельзя лучше подходит для образовательных учреждений, способствуя пониманию процессов, лежащих в основе программных продуктов.

Начиная с 2004 года операционная система (далее – ОС) Linux «шагнула» в двери многих школ России, которые были включены в президентскую программу. Я с легкостью восприняла эту ОС. При ее освоении трудностей не возникло, было только интересно. Однако, спустя какое-то время в учебном процессе при применении ALTLinuxобнаружились пробелы, главным образом технические. В те годы не могло быть и речи о полноценном использовании Linux в школе ввиду незрелости этой ОС как пользовательской платформы и недостатка клиентских приложений. И все же, я не исключала использование ОС ALTLinuxна уроках, тем самым, предоставляя ученикам альтернативу в выборе программ для выполнения практикумов.

С 05 ноября по 08 декабря 2008 г. я прошла краткосрочное обучение в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи» и получила удостоверение о повышении квалификации. В результате успешного прохождения курсов, помимо получения дополнительных знаний и навыков в работе, мною был собран довольно большой объем методического материала, в том числе и о свободно распространяемом ПО.

После прохождения мною курсов интерес к использованию свободно распространяемого ПО в учебном процессе усилился. Я обнаружила, что за последние 4 года ОС Linux совершила большой качественный скачок и теперь является полноценной операционной системой, к высокой надежности и устойчивости которой прибавилось удобство работы для пользователей, а также широкий спектр приложений, в том числе и учебных.

Выбранная мною тема использования свободно распространяемого ПО в учебном процессе весьма актуальна. Это подтверждается тем, что в настоящее время широко обсуждается необходимость экономии бюджетных средств, поддержка отечественных разработчиков программных продуктов, перевод образовательных учреждений на применение российского программного обеспечения, не зависящего от диктата цен монополистами, такими как Microsoft. Подтверждением актуальности темы также является продвижение группой фирм «Армада» (http://linux.armd.ru/ru/distros/), в рамках Приоритетной Национальной Программы «Образование», дистрибутива ALT Linux, созданного российскими разработчиками.

Несомненно, указанная ОС Linux имеет свои«плюсы» и «минусы» по сравнению с ОС Windows, с которыми я «познакомилась» при ведении учебного процесса. Возможность сравнения ПО у меня была, так как на компьютерах в моем классе информатики установлены ОС Windows и ОС Linux. В ходе выполнения практических заданий учениками я анализировала и сравнивала их работу в обеих ОС. В результате я сделала вывод, что моим ученикам ОС Linux интереснее в изучении и легче в использовании. Также, в процессе обучения у них появилась заинтересованность в дальнейшем изучении и использовании прикладного ПО под ОС Linux.

Сама по себе ОС Linux имеет следующие преимущества (о некоторых уже упоминалось):

  1. Открытый код (который представляет собой интерес с точки зрения обучения).
  2. Простота в использовании (не секрет, что интерфейсы Gnome и KDE более удобны, чем интерфейс Проводника Windows).
  3. Linux бесплатен.
  4. Практически всё ПО, которое может понадобиться во время образовательного процесса, входит в состав дистрибутива. Прикладное ПО, которое не используется в процессе обучения, можно бесплатно загрузить из Internet.

Также, кроме стандартных приложений, которые входят в состав дистрибутива, в Internet можно найти очень много обучающих программ и приложений для организации «школьного сервера».

Неоспоримым достоинством ОС Linux является стабильность и безопасность этой системы. Сервер под управлением ОС Linux может работать годами без перезагрузок. Взлом Linux-машины, при правильно настроенной системе безопасности, представляется весьма непростой задачей, а распространение вирусов и вовсе настолько редкое явление, что даже конкретный пример «обрушения» Linux-машины привести не могу. ОС Windows же благодаря «современным и гибким» технологиям COM и NET зачастую «виснет» и «слетает». Постоянно в средствах массовой информации слышим: появился такой-то вирус, распространяется через Outlook Express.

Файловая система в ОС Linux организована гораздо лучше, чем в Windows. Программы хранятся в своих каталогах, библиотеки в своих, файлы настроек - в своих. При этом сама структура каталогов более удобная и быстрее запоминающаяся. А попробуйте вспомнить, где у Windows «лежит» скажем, тот же Notepad? В C:\Windows или в C:\windows\system? А может в Program files? Или другой пример. Можете ли вы вспомнить точный путь к файлу winword.exe? Или попытайтесь запустить Far из командной строки Windows - потребуется указать полный путь к программе. Можно конечно добавить этот путь к переменной PATH. Но ведь для каждой программы так не сделаешь. А если бы все программы находились в одном каталоге, то и думать особо не надо, главное, чтобы путь к этому каталогу был внесен в переменную PATH.

Напрасно многие считают командную строку пережитком прошлого. Возможно, таковым она является в Windows, но не в Linux. В отличие от сеанса MS-DOS командный интерпретатор в Linux поддерживает автодополнение, историю команд, сокращения (aliases). Это намного упрощает и ускоряет работу в командной строке. Более того - командный интерпретатор в Linux можно назвать вторым языком программирования после C++. Во многих случаях языка командного интерпретатора хватает, чтобы автоматизировать даже достаточно сложные действия по администрированию системы.

А сколько места на жестком диске требуется для установки ОС от Microsoft - Windows XP? Около 1 Гб! И это только система! Windows Vista и упоминать не будем. А если еще приложений разных понаставить... При установке, например, дистрибутива от Linux, в тот же объем уместится и сама система, и две графические среды (KDE и Gnome), и Koffice, и GIMP, и еще масса разных программ, нужных и ненужных.

Конечно, нужно сказать и о «минусах» ОС  Linux.

К серьезным недостаткам Linux следует отнести слабую поддержку новых комплектующих, так называемого «железа». Зачастую производители железа не утруждают себя разработкой драйверов под Linux, потому что не желают раскрывать алгоритмы работы устройства, если в нем спрятано какое-то ноу-хау, дающее им преимущество над конкурентами. Поэтому программисты пишут драйвера для таких устройств вслепую. Соответственно о качестве таких драйверов говорить не приходится.

Больным местом для русскоговорящих пользователей пока остается русификация системы. И если заставить Linux понимать кириллицу - сейчас уже не такая уж большая проблема, благо на эту тему написано много различных HOWTO и FAQ, то большая часть документации пока остается не переведенной на русский язык, а это, увы, значительно сокращает круг потенциальных пользователей.

Также, офисные, графические и CAD-приложения пока что уступают по функциональности своим коммерческим аналогам для Windows.

При переводе образовательного процесса на платформу свободно распространяемого ПО неизбежно возникает ряд проблем. Одной из главных проблем, с которой я столкнулась, является проблема наличия образовательных компьютерных программ.

Для этого я рассмотрела ряд программ, входящих в пакет ПСПО, подкорректировала практические работы под среду Linux и подобрала методический материал для работы учащихся, как на уроке, так и дома.

Хотелось бы отметить те приложения, которые заменяют нам привычные программы (см. приложение 1. разработанное федеральным агентством по образованию).

На своей же практике я использую Linux для углубленного изучения темы «Операционные системы и среды» и, вводя разнообразие в практические работы, тем самым расширяю познания детей и наглядно прослеживаю тенденции у обучающихся в ориентировании в прикладных и графических средах ОС.

В своем отчете я описала положительные стороны этой ОС и с полной уверенностью могу утверждать что, Операционная система Linux, как система с открытыми исходными текстами, представляет из себя идеальную платформу для обучения будущих специалистов по информационным технологиям, так как дает им возможность понять основы своего функционирования. Более того, эта быстро развивающаяся система уже предлагает полные решения для построения ИТ-инфраструктуры образовательных учреждений и широко используется в этой среде.

Для подтверждения всему вышесказанному дополняю отчет разработками практических работ, которые внесли свой вклад в обогащение знаний и умений моих учеников на уроках информатики и ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon alt_linux_v_shkole.zip2.68 МБ

Подписи к слайдам:

ALT Linuxдля школы
Разработала: Некруткина Е.В., учитель МОУ СОШ №32
Начало…
21 сентября 2007 г.. Дмитрий Медведев и Леонид Рейман провели встречу с ведущими российскими разработчиками свободного программного обеспечения.
Разработала: Некруткина Е.В., учитель МОУ СОШ №32
Концепция
В концепции определяется:государственная политика в области разработки и использования программ для ЭВМ;принципы развития разработки и использования СПО;правовые вопросы;рассматривается «инфраструктура разработки и использования СПО»;организация повышения квалификации, популяризация СПО, поддержка проектов СПО;и некоторые другие вопросы.
Разработала: Некруткина Е.В., учитель МОУ СОШ №32
Одна из центральных задач:
разработка пакета свободного отечественного программного обеспечения, которую необходимо решить для информационной безопасности России.
Сотрудниками ALT Linux был разработан и протестирован пакет Свободного программного обеспечения (ПСПО).
Разработала: Некруткина Е.В., учитель МОУ СОШ №32
Почему школам непременно нужно использовать СПО
Свободное программное обеспечение дает пользователям привилегию управлять их собственными компьютерами.
А компьютеры, с установленным проприетарным программным обеспечением делают то, что создатели этого программного обеспечения хотят, чтобы было сделано, а не то, что Вы требуете, чтобы было сделано.
Разработала: Некруткина Е.В., учитель МОУ СОШ №32
Причины использования СПО применительно именно к школам
СПО поможет сберечь школьные деньги.СПО даёт школам (наравне с другими пользователями) свободу копировать и распространять программное обеспечение.Выпускники будут продолжать пользоваться СПО. Это поможет обществу как целому ускользнуть от подавления (и обманывания) мегакорпорациями.СПО даёт возможность учащимся узнать как программы работают.
Разработала: Некруткина Е.В., учитель МОУ СОШ №32
Плюсы и минусы Linux
стабильность и безпасность;все ПО для Linux доступно в исходных текстах, что позволяет быстро и эффективно решать любые проблемы;лучшая файловая система.
серьезным недостаткам Linux следует отнести слабую поддержку нового железа;большой недостаток СПО с точки зрения образования – это отсутствие методической и учебной литературы по использованию программ.
Разработала: Некруткина Е.В., учитель МОУ СОШ №32
Источники
http://freeschool.altlinux.ru http://www.altlinux.ru http://www.gnu.org/philosophy/schools.ru.html http://linux.vitebsk.ws/whatis.shtml
Разработала: Некруткина Е.В., учитель МОУ СОШ №32