Растим победителя

Москаева Ираида Федоровна

Главное - уметь выбрать претендента.

Несколько лет назад мой коллега, учитель информатики, высказал мнение о том, что школьники, способные писать программы на уровне олимпиад России, - редкость, и появляются они раз в 5, а то и в 10 лет. А ведь речь шла о детях физико-математической школы. Быть может, учитель таким вердиктом оправдывал себя либо сожалел о существовании некой преграды, преодолеть которую он не в силах. Но подобное мнение не единично.

Что делать? Сидеть и ждать, когда природа явит очередного «гения»?..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastim_pobeditelya.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Растим победителя

Главное - уметь выбрать претендента

Ираида МОСКАЕВА,

учитель информатики гимназии «Раменское»

Московская область

irene20031953@mail.ru

Впервые статья была напечатана в журнале «ИКТ в образовании» №6(6) 18 сентября 2007г.

Несколько лет назад мой коллега, учитель информатики, высказал мнение о том, что школьники, способные писать программы на уровне олимпиад России, - редкость, и появляются они раз в 5, а то и в 10 лет. А ведь речь шла о детях физико-математической школы. Быть может, учитель таким вердиктом оправдывал себя либо сожалел о существовании некой преграды, преодолеть которую он не в силах. Но подобное мнение не единично.

Что делать? Сидеть и ждать, когда природа явит очередного «гения»?

Помню, позиция коллеги меня тогда очень удивила и озадачила одновременно. В то время я еще недолго проработала в школе, так как воспитывала сына. Он-то как раз и подвигнул меня на некоторые эксперименты из области «бытовой» педагогики - подсовывать «умные» книжки с раннего возраста, умело запрещать сидение за компьютером (ибо запретный плод сладок), участвовать по мере собственных возможностей в решении его учебных проблем и так далее. В дальнейшем эти и другие моменты обучения дали хорошие результаты.

Возможно, опыт работы с собственными детьми и стал некоторой отправной точкой в моей преподавательской деятельности с учениками, которых надо было научить программировать. Не у всех получалось сразу, кто-то полюбил это занятие, кому-то не понравилось вовсе, их интересы лежали в других плоскостях знаний. Все это нормально и объяснимо.

Каждый педагог знает, что для решения олимпиадных задач нужны не просто умения написать программу, требуется, прежде всего, формализовать ее, решить математически, абстрагироваться от конкретных условий задачи, что достаточно сложно.

Так вот, чтобы сформировать сообщество учеников (или отыскать хотя бы одного), интересующихся искусством программирования, поступаю следующим образом.

В рамках «Недели информатики» в 5 - 7-х классах провожу анкетирование и тестирование школьников. При этом один тест выявляет математические способности ученика (тест достижений), а другой больше ориентирован на его общее развитие, его интеллектуальные способности (см. тесты 1 и 2).

Важно не забывать, что при проведении тестирования и подсчете всевозможных баллов главное - не травмировать детей, их родителей и классных руководителей, которые, конечно же, стоят на страже морального благополучия своих подопечных.

Так вот, на беседу я приглашаю тех учеников, кто показал лучшие результаты именно в первом тесте. Ведь математические задания легко выполняет тот, кто прилежно изучает предмет, а вот логические задачи могут решить далеко не все, да и эрудированностью в этом возрасте обладают немногие.

Не столь важно, один ученик или пятеро готовы заниматься в кружке. Как правило, начинают многие. Но по прошествии нескольких занятий остаются самые заинтересованные. Вот их-то я и стараюсь постепенно вводить в общий курс программирования. И обязательно провожу с каждым ребенком в отдельности доверительные беседы, цели и задачи которых:

•        создать у учеников конкретное представление о предмете изучения, соответствующее их возрастным особенностям;

  • развивать алгоритмическое мышление и творческие способности детей;
  • ознакомить со средой и инструментом, которым они смогут пользоваться при решении практических задач.

На мой взгляд, нельзя начинать просто с алгоритмики. Необходимо поскорее дать ему основы языка программирования, скажем, Паскаль, разобрать простейшие программы (диалог с компьютером, вычисление, красивая графика). И уже в процессе занятий на блок-схемах и на простых алгоритмах объяснять задачи, подбирая с каждым разом все более и более сложные.

Кстати, не каждому учителю информатики самому «по зубам» все олимпиадные задачи. Поэтому очень важно, чтобы рядом был тот, кто сам прошел через олимпиады по программированию. Лично для меня таким человеком является мой сын, выпускник МГУ факультета ВМиК. Его помощь неоценима. А помощником учителю могут стать и ученики старших классов, показавшие себя «в деле».

Обучать решению олимпиадных задач на языке программирования Паскаль можно, используя множество самых разных книг. Примерный список литературы приведен на сайтe www.bytic.ru.

Также могу посоветовать очень хороший сайт питерских программистов: http://neerc.ifmo.ru/ school/information/index.html, где вы найдете много полезных для себя ссылок.