Эссе "Учу улыбаться"

Биче-оол Олеся Хереловна

Эссе "Учу улыбаться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе  «Учу улыбаться»

«Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний».

Размышляя над этими словами  известного педагога В.А.Сухомлинского, я в который раз думаю о том, что мне очень повезло. В первую очередь потому, что сразу после университета пришла в свою родную школу, где работает замечательный коллектив моих самих же учителей.

Я начала свою педагогическую деятельность  в школе, где обрела чутких, внимательных наставников. Я счастлива и оттого, что работаю с прекрасными,  талантливыми детьми, у которых сама постоянно учусь,  поскольку образовательный процесс всегда осуществляется во взаимодействии, следовательно, и сам учитель должен стремиться узнавать что-то новое, учиться в том числе и у своих учеников. Не надо закрывать глаза на трудности и проблемы – ведь это критические точки роста. Очень важно, на мой взгляд, как раз увидеть проблему, задуматься над очевидным, привычным – и в силу этого незаметным, невидимым. Поэтому не только слушать, но и слышать; не только смотреть, но и видеть.

Я вот о чем подумала. Пусть каждый учитель, независимо от предмета, каждый свой урок в любом классе начинает с вопроса: «Что хорошего ты сделал сегодня за день?». Учить их надо, учить добру. А то поздно будет. Если уже не поздно.

Видимо, мне суждено  учить, когда вокруг грязь, ложь, страх. Что ж, я должна суметь защитить их от этого. Иначе зачем я учу? Им жить дальше. Я хочу, чтобы они жили счастливо.

Дело мое не закончится никогда, вот в этом и есть прелесть. Вечный процесс учения и познания. Вечная дорога. Дорога к храму. Хочется не задуть свечу, а разжечь яркий огонь, чтобы свет шел вокруг. Далеко, далеко. Свет учения. Свет истины.

Полет мысли… Он уводит далеко. И я с моими учениками уже не в стенах школы, а где-то в заоблачной выси или в другом столетии… Пусть хоть на эти сорок пять минут  забудут о нашей трудной жизни.

Что-то не так в этом мире. То в одну сторону качнутся, то в другую…

Я очень люблю своих учеников…

Где искать счастья? «Там, за облаками», или здесь, на грешной земле? В работе счастье, в любви, в плодах дела твоего. А плоды мои – это ученики…

Лучшие годы, лучшая жизнь… Где это? Здесь и сейчас. Потому что ты есть на этой земле. Ты живешь, радуешься, плачешь. Цени это!

Не важно, какой предмет ты преподаешь, ибо мы учим детей не истории, математике. В первую очередь мы учим доброте и мужеству, милосердию и состраданию, честности и справедливости, любить ближних своих и уважать врагов, всегда и во всем оставаться Человеком.

Любить всех?! Аксиома?! Но любовь - чувство избирательное. Любить всех невозможно! 
             Отвечу согласием на возгласы скептиков. Да! Невозможно! Но в нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них   способен. Способен по-своему и в своём! Это трудно… Любить - это трудно. Верить ещё труднее. Веру нужно воспитывать в себе, как воспитывают привычку. Вера не жизнестойкая сорная трава, а слабое тепличное растение. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, -результату. 
             Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами великого: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» 
             Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом? 
             С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами –  интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю! Постоянно работая с детьми, заряжаешься их энергией, задором. Детское чувство юмора умиляет и обезоруживает, а их непосредственный взгляд на жизнь, их мироощущение, миропонимание раскрывает новые грани жизни. Дети всегда подкупают своей неугомонностью, непоседливостью, открытостью. Поэтому профессия учителя обязывает меня всегда быть  внимательной, справедливой, терпеливой. 

            В настоящее время в работе учителя происходят принципиальные изменения. Сейчас он получил возможность не следовать, как ранее, строгим методическим рекомендациям. Сегодня учитель призван ориентироваться на творческий подход к организации процесса обучения. Понятие «творчество» в деятельности учителя связано с понятием «педагогический опыт», который предполагает осмысление учителем большого фонда педагогических фактов, явлений, проявления этого в педагогической деятельности. Развитие творчества в работе учителя тесно связано с систематической подготовкой педагога по вопросам методической, психологической грамотности. «Эта работа нужна для того, чтобы учитель не превратился в «человека в футляре», чтобы он продолжал деятельно работать, потому что учитель без творческой работы неизбежно превращается в схоласта, не только не полезного, а, по существу, прямо-таки вредного для умственного развития врученной ему молодёжи» (Н. Н. Баранский). Поэтому сегодня, у меня возникает следующий вопрос своей педагогической деятельности: «Как учить?» 

        У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. На уроках я не только бываю требовательной, строгой, ведь даже при помощи простой  улыбки можно показать как легко учиться, легко критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит В. Ф. Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.  С целью эффективности образовательного процесса, передо мной возникает необходимость использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, самостоятельную. Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

      "... Я не лидер и не хочу им быть. Моя награда – не в похвалах, не в титулах, не в последователях, а просто в радости, которую мне доставляет работа, выполняемая мною с душой и энергией. И все остальные способны делать такую же работу, если они заблокируют в себе желание стать супер-авторитетами. Возможно, у меня есть одно преимущество- я очень люблю детей." - эти слова английского педагога Александра Нэйлла очень близки мне. Мой путь учителя продолжается … Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться.     Ведь, я – учитель!