Разработка урока ФГОС Географические координаты 5кл
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока - «Географические координаты»
Тип урока - изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока - формирование понятия географические координаты и умение их определять на географических картах, глобусе.
Планируемые образовательные результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать понятия: географические координаты -географическая широта, географическая долгота, Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. | Регулятивные. Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Коммуникативные. Владение устной речью. Развитие компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем, со сверстниками. | Умение использовать географические знания для созидательной деятельности. Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Географические координаты, географическая широта, географическая долгота |
Используемые педагогические технологии | Игровая; деятельностного подхода: проблемно-диалогического обучения, ИКТ; здоровьесберегающая |
Виды используемых на уроке средств | Учебник по УМК «Полярная звезда»: «География. Природа и люди. 5-6 классы, автор А.И. Алексеев и др., издательство «Просвещение», 2015 год»; тетрадь-тренажёр; атласы; электронное приложение к учебнику; физическая карта полушарий; глобусы; инструктивные карточки. |
Аппаратное и программное обеспечение | Мультимедиапроектор, ноутбуки, экран. |
Задачи урока:
- образовательная: сформировать представление о географических координатах точки; познакомить с профессиями, где в жизни могут пригодиться знания о географических координатах;
- развивающая: продолжить работу по формированию умения работать в парах,группе; находить нужную информацию в тексте учебника, в электронном приложении к учебнику; развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий, , электронной контурной карте; находить по географическим координатам нужный объект;
- воспитывающая: воспитывать чувство любви к животным; воспитывать в себе потребность оказание помощи животным и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | |||||
1 | Организационный момент | Приветствие. Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Слушаем дежурных: есть ли в классе отсутствующие. Проверьте свои принадлежности к уроку. | Приветствие Рапорт дежурных Проверка принадлежностей: Учебник, дневник, атлас, тетрадь-тренажёр, Рабочая тетрадь. | |||
2 | Мотивационно-целеполагающий | Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. (В кабинет входит секретарь школы и сообщает, что учителю и ученикам 5-го класса по электронной почте прислали письмо, на которое необходимо срочно ответить!) Учитель возмущается, что письмо вручают во время урока, принимает письмо, читает. « Здравствуйте ребята! Служба спасения по чрезвычайным ситуациям просит вас помочь вернуть маленького кенгурёнка домой, который вчера отстал во время посадки в самолёт. Известно, что он живёт в каком-то зоопарке вместе со своими родителями, братьями и сёстрами. Сейчас он очень грустный, не хочет кушать, иногда даже плачет. На передней конечности у него одето кольцо, где написано: 32°ю.ш. и 150°в.д . Мы предполагаем, что здесь написан его адрес и его можно узнать только по карте. Проблема в том, что в данный момент мы находимся в чистом поле, где только что приземлились космонавты и у нас нет с собой карты полушарий, а в каждой школе такая карта есть. Может быть вы нам поможете узнать, что это за адрес и тогда благодаря вам мы вернули бы кенгурёнка домой горазда быстрее . Представляете, какую радость вы для него сделаете! Если вы не можете , то срочно сообщите, мы попросим детей другой школы. С уважением к вам, работники службы МЧС.» На доске вывешивается портрет Кенгуру. Ребята, а вам хочется, чтобы кенгурёнок быстрее вернулся домой? Тогда давайте поможем спасателям и кенгурёнку быстро найти это место на карте, сообщим спасателям и начнём свой урок. Учитель просит назвать адрес. В чём проблема? Ребята ,это как раз то , что сегодня будет изучаться на уроке . Прошу вас открыть параграфа №10 учебника и прочитать его название Таким образом мы с вами определи тему нашего урока: географические координаты. Запишите тему урока в тетради. Слайд №1 |
Дети удивляются Да Дети ищут это место на карте но найти не могут. (Возникла проблема) Дети называют адрес: 32°ю.ш. и 150°в.д . Мы не знаем, что означают цифры и буквы Чтение названия параграфа 10 «Географические координаты» Запись темы в рабочей тетради «Географические координаты» | Учащиеся производят внутреннюю «ревизию» на предмет выявления в сознании вновь сформировавшихся терминов, понятий, географических названий. Выработка учащимися внутренних устойчивых критериев для адекватной самооценки своих знаний. | См. стр. 2 | |
3 | Основная часть урока | Итак, перед вами проблема. Но вы же знаете, что практически любую проблему можно решить. Ваши предложения, что для этого нужно сделать? Спланировать задачи вам поможет название темы урока, раздел «Вы узнаете» параграфа №.10 и письмо спасателей. Читаем раздел и планируем задачи. После того, как учащиеся спланировали задачи, учитель показывает их на слайде № 2. | Поставить задачи Учащиеся планируют задачи Узнать, что такое географические координаты? Узнать, что такое градусная сетка? Узнать что такое географическая широта и географическая долгота? Узнать, как определять координаты точки по градусной сетке?. Узнать место, куда нужно отправить кенгурёнка и сообщить об этом в службу спасения. | Выработка учащимися внутренних устойчивых критериев для адекватной самооценки своих знаний. | См. стр. 2 | |
Изучение нового материала Формирование понятий: географические координаты | Ответьте на вопрос: что можно определить по параллелям и меридианам. А вот что ещё можно определить по параллелям и меридианам , вы можете узнать в первом абзаце параграфа №10 А как вы поняли, что означают географические координаты? Итак, с первой задачей мы с вами справились успешно, узнали что такое географические координаты - это широта и долгота точки. Прочитайте, какая теперь у нас стоит задача? Для начала ответьте на вопрос, пересекаются ли между собой параллели и меридианы? Что образуется от пересечения. А где в жизни вы видели сетку и для чего она используется? А теперь посмотрим , как на картах называется сетка и для чего она предназначена (Для лучшего усвоения понятия учитель демонстрирует из электронной версии учебника анимацию из раздела градусная сетка) В разделе учебника «Градусная сетка» узнайте, что можно определить по градусной сетке. И со второй задачей мы справились успешно! Можем ли мы уже определить, где живёт кенгурёнок? Чтобы изучить понятия, что такое географическая широта и географическая долгота и какие они бывают я предлагаю поработать в парах. Информацию берём в тексте учебника стр.56-57, рис. 39 и 40. На доске учитель проецирует рис. 39 и 40 из электронной версии учебника. Учитель делает дополнения, корректирует полученную информацию. | Направления: запад-восток, север-юг Ответ: географические координаты. Географическая широта и географическая долгота точки Дети читают со слайда. « Узнать, что такое градусная сетка? Да. Сетка На окнах, для загораживания огорода. Читают и находят ответ. Географическую широту и географическую долготу Нет, потому что мы не знаем, что означает географическая долгота и географическая широта точки. 3 пары учащихся изучают, что такое географическая широта, а 3 пары, что такое географическая долгота., используя текст учебника, рис 39 и 40, инструкцию. | Знание основных понятий и терминов, знакомство с номенклатурой географических координат (ориентирование по карте, в т.ч. определение направления) | См. стр. 2 | ||
После выступления учитель оценивает проделанную работу. У каждого из нас есть адрес. В адресе указывается улица и номер дома. На географической карте, глобусе есть очень много разных объектов: острова, материки, города, страны и так далее. И каждый объект имеет свой адрес. Вот таким адресом являются географические координаты, то есть географическая широта и географическая долгота. В географии принято широту считать улицей, а долготу номером дома. Учитель сообщает учащимся, что секретарь прислала портрет кенгуру в цветном варианте на учительский компьютер. Слайд №3 | В рабочей тетради дети выставляют себе баллы за решение первых трёх задач. (1 или 2 балла) Слушают учителя. Смотрят на цветное фото. | Выработка учащимися внутренних устойчивых критериев для адекватной самооценки своих знаний. | См. стр. 2 | |||
Физкульминутка | Рябята! Впереди у нас ответственный момент! Нужно определить адрес кенгурёнка. Главное не ошибиться! А теперь мы с вами немного сменим обстановку за рабочими столами. Я прошу вас сейчас выйти из-за парт, встать лицом к карте полушарий и кенгурёнку. У меня есть для вас подсказка. Каждый из нас с вами по талии имеет разную ширину. Но это сейчас неважно. Слово ширина созвучно со словом широта. Положите левую руку по талии. Как она у вас лежит? Горизонтально. Значит широту мы будем определять по параллелям. Слово длина созвучно со словом долгота. Поднимите правую руку вертикально. Какие линии у нас проводятся на карте вертикально или сверху вниз и наоборот снизу вверх? Меридианы. Значит долготу мы будем определять по меридианам. Садимся за парты. | Дети повторяют упражнения за учителем. | Учащиеся производят внутреннюю «ревизию» на предмет выявления в сознании вновь сформировавшихся терминов, понятий, географических названий. | См. стр. 2 | ||
Работа с электронной контурной картой и определение адреса кенгуру | Сейчас будем работать в группе, используя электронную контурную карту и инструктивные карты. (На экран выводится электронная карта для выполнения практической работы из электронной версии из раздела географическая долгота анимация «Определение географических координат») Как, например те же спасатели службы по чрезвычайным ситуациям. Их группа. И в группе каждый делает своё дело. Например, авария на трассе. Подъехала группа спасателей. Человек живой в автомобиле, но вылезти не может. Специалист по резке металла разрезает автомобиль в нужном месте. А дело других вытащить его из машины. Здесь есть и доктор, который осмотрит потерпевшего и окажет первую помощь. А водитель всех отвезёт в нужное место. Все специалисты занимались своим делом. А в целом все вместе спасли потерпевшего. В ваших группах есть специалисты по определению широты и долготы точки. А все вместе вы должны определить географические координаты точки в электронной версии и записать их на бумажном листе и занести данные на учительский компьютер для проверки. (Данные заносит один представитель от группы) Пока один представитель заносит данные на учительский компьютер, другие его контролируют, а также анализируют результаты других групп. Электронная проверка результатов Учитель просит приступить к определению адреса Кенгуру. Учитель просит одного ученика сообщить результаты секретарю школы, для отправки данных сотрудникам МЧС. Считайте, что кенгурёнок спасён! | Слушают учителя. Выполняют задание. | Учащиеся производят внутреннюю «ревизию» на предмет выявления в сознании вновь сформировавшихся терминов, понятий, географических названий. Выработка учащимися внутренних устойчивых критериев для адекватной самооценки своих знаний. | См. стр. 2 | ||
Домашнее задание | Учитель сообщает координаты объектов, в которых зашифровано слово по первым буквам. Определив верно географические объекты, по первым буквам ребята должны получить пароль.
Задание повышенного уровня. | Читают домашнее задание. Тетрадь - тренажёр: Задание № 8, 9 по одному примеру по вашему желанию. Учебник: прочитать параграф 10, выписать в тетрадь по географии три определения: географические координаты, географическая широта, географическая долгота и выучить их наизусть. Определить пароль. Задание повышенного уровня сложности выполняем по желанию. | Выработка учащимися внутренних устойчивых критериев для адекватной самооценки своих знаний. | См. стр. 2 | ||
Подведение итогов урока | Молодцы! Все работали хорошо! Выставляем оценки | Ребята считают баллы и озвучивают свои оценки | Выработка учащимися внутренних устойчивых критериев для адекватной самооценки своих знаний. | См. стр. 2 | ||
4 | Рефлексия | Слайд №4 Что нового я узнал на уроке? То, что я сегодня получил на уроке, может ли это пригодиться в жизни? Думали ли вы , когда шли на урок, что сегодня будете помогать кого-то спасать? Было трудно? Показ слайда №5 на прощание. | Ответы учащихся. | Учащиеся производят внутреннюю «ревизию» на предмет выявления в сознании вновь сформировавшихся терминов, понятий, географических названий. | См. стр. 2 |
Инструктивная карточка №1
Определение географической широты
Экватор делит Землю на северное и южное полушарие
1. Найти объект на карте.
2. Определить в каком он полушарии? (Такая и будет широта: северная или южная)
Правило 1. Точки, расположенные к северу от экватора, находятся в северном полушарии, следовательно, имеют северную широту, которая сокращенно записывается – с.ш.
Правило 2. Точки, расположенные к югу от экватора, находятся в южном полушарии, следовательно, имеют южную широту, которая сокращенно записывается – ю.ш.
ПОМНИТЕ! Отсчет географической широты всегда начинается от экватора!!!
ПОМНИТЕ! Значение широты подписывают на рамке карты.
Правило 3. Найти параллель, которая проходит через объект, это и будет широта.
Правило 4. Если объект находится не на изображённых параллелях, между ними, надо определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны нулевого экватора. Затем к полученной величине следует прибавить число градусов дуги параллели до объекта.
Инструктивная карточка № 2
Определение географической долготы
Меридианы 0°и 180° делят Землю на восточное и западное полушарие.
1. Найти объект на карте.
2. Определить в каком полушарии он находится? (Такая и будет долгота: западная или восточная)
Правило 1. Точки, расположенные к западу от нулевого меридиана, находятся в западном полушарии, следовательно, имеют западную долготу, которая сокращенно записывается – з.д.
Правило 2. Точки, расположенные к востоку от нулевого меридиана, находятся в восточном полушарии, следовательно, имеют восточную долготу, которая сокращенно записывается – в.д.
Правило 3. Отсчет географической долготы всегда начинается от нулевого меридиана!!!
Правило 4. Значение долготы подписывается на экваторе.
Правило 5. Найти меридиан, который проходит через объект, это и будет долгота.
Правило 6. Если объект находится не на изображённых меридианах, между ними, надо определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого меридиана. Затем к полученной величине следует прибавить число градусов дуги параллели до объекта.
Инструктивная карточка № 3
Определение географических координат точек
Географические координаты - это географическая широта (северная и южная)
и географическая долгота (восточная и западная) - это географический адрес
объекта на глобусе или карте.
Определение географических координат начинается с географической широты - это улица,
а затем определяют географическую долготу - это номер дома.
Инструктивная карточка №4
Правила определения объекта по заданным координатам
Как найти широту:
1.Посмотреть координаты точки. Определить какая широта указана (северная или южная).
2. Найти экватор.
3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к северу или к югу.
4. Найти параллель с заданной величиной.
5.Мысленно или карандашом провести новую параллель с заданной величиной.
Как найти долготу:
1.Посмотреть координаты точки. Определить какая долгота указана (западная или восточная).
2. Найти нулевой меридиан.
3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к западу или востоку.
4. Найти меридиан с заданной величиной.
5. Мысленно или карандашом провести новый меридиан с заданной величиной
Соединить проведенные параллель и меридиан до точки пересечения. В ней и будет расположен объект.