РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Не секрет, что современные школьники не очень любят читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита устная (разговорная) речь. Многим детям зачастую бывает сложно выразить свои мысли не только на уроке, но и при обычном разговоре; детям легче говорить, пользуясь молодёжным сленгом, что окончательно «отводит» их от правильной русской речи.
Во время уроков часто сталкиваюсь с тем, что при ответе дети теряются, не могут сформулировать предложения и просят «задавать вопросы», так как им легче отвечать на какой-то конкретный вопрос односложным предложением, а не выстраивать сложные предложения для полного ответа. С целью развития навыков устной (разговорной) речи я на уроках географии стараюсь давать задания, которые требуют от учащихся развёрнутого ответа, позволяющего проверить, насколько обучающийся усвоил тему, а также требующего от него умения логически мыслить, сопоставлять факты и на основе анализа самостоятельно делать выводы
Так, например, в шестом классе при изучении темы «Гидросфера» даётся задание «Путешествие песчинки». Дети должны не только образно представить себе, какой путь пройдёт песчинка по пути к океану, но и написать об этом путешествии рассказ-сказку, который они потом зачитывают всему классу.
В седьмом классе тоже много возможностей для развития навыков разговорной речи обучающихся. Например, при изучении природы каждого из материков, отвечая на вопросы, школьники не просто перечисляют характерные виды растений и животных, но и рассказывают об их интересных особенностях и использовании их людьми. Много говорить надо и при составлении характеристики отдельных стран, пользуясь картами атласа, когда, расшифровывая условные знаки карты, дети устно составляют единую картину природы и хозяйства страны.
В восьмом классе навыки разговорной речи развиваются при изучении природных зон. При ответе добиваюсь от обучающихся не просто перечисления признаков природной зоны, но и её описания – характерные растения, животные, их взаимосвязь и зависимость от климатических условий, и, следовательно, зависимость природных зон от географического положения. Здесь требуется не просто перечислить взаимосвязи, но и объяснить их, а для этого детям нужно строить сложные предложения, уметь выражать свои мысли.
В девятом классе при изучении темы «Электроэнергетика» я объясняю классу особенности каждого вида электростанций, после чего дети самостоятельно определяют положительные и отрицательные черты каждого вида электростанций, что требует от них навыков разговорной речи.
Подобная работа проводится при изучении темы «Транспортный комплекс России». После небольшого описания учителем всех видов транспорта, обучающиеся самостоятельно устно определяют положительные и отрицательные черты разных видов транспорта, а также прогнозируют, каким видом транспорта целесообразно пользоваться при перевозке определённых грузов на различные расстояния.
Для того чтобы добиться заметных результатов работы по развитию у обучающихся навыков разговорной речи, необходима скоординированная работа всех учителей-предметников, так как невозможно вести данную работу только на одном предмете.