Вопросы здоровья на уроках географии.
Предварительный просмотр:
Учитель географии ГБОУ школы №332 Савина Р.А.
Здоровье сберегающие технологии на уроках географии.
В школе большое внимание должно уделять здоровью учащихся, тем более, сейчас, когда здоровье населения России начинает подрываться во все более юном возрасте. Это связано с образом жизни подрастающего поколения: малая подвижность, неправильное питание и т.д. Для того чтобы люди вели здоровый образ жизни, их надо учить этому с детства. Школа должна способствовать этому, в том числе и через различные уроки. Я разработала систему уроков, как можно использовать уроки географии для этих целей.
класс | Разделы и темы уроков | Вопросы сбережения здоровья |
6 | Литосфера. Движения земной коры: землетрясения, вулканизм Гидросфера. 1.Свойства вод мирового океана – соленость. 2.Обитатели океанических вод. 3.Внутренние воды: реки, озера, подземные воды, ледники. Загрязнение и охрана воды. Атмосфера. 1Температура воздуха, годовой и суточный ход. 2. Атмосферное давление. Изменение давления. 3. ветер, скорость ветра 4. Влажность воздуха 5. Погода и климат | Образ жизни людей в сейсмоопасных регионах, как это влияет на их здоровье. Меры безопасности. Польза морской воды для здоровья; например, наличие йода его влияние на эндокринную систему. Польза морепродуктов, обязательное их наличие в рационе питания. Значение и польза воды для организма; сколько воды надо выпивать в сутки. Значение минеральныех солей в питьевой воде (наличие фтора). Польза и вред минеральной воды. Как влияет на здоровье грязная вода, очистка воды в домашних условиях. Изменение t и влияние на самочувствие. Суточный ход t – самые вредные часы для пребывания под солнцем. Стоит ли загорать? Связь с кровеносной системой. Как зависит состояние человека от смены атм. давления. Пониженное и повышенное атм.давление – кто такие гипертоники, гипотоники. Влияния ветреной погоды на самочувствие. Последствия смерчей. Связь с дыхательной системой. Каким воздухом легче дышать? Самочувствие и здоровье человека во многом зависит от климата; адаптация человека к разным типам климата. |
7 | При изучении раздела «материки и океаны: Африка, Юж.Америка, Австралия» наиболее благодатными являются темы «природные зоны», «открытие и исследования природы материков», «население». Антарктида. Человек в Антарктиде. | Как влияет на здоровье европейского человека пребывание в различных природных зонах, например, влажных экваториальных лесов, тропических пустынь. Что ощущает человек европейского типа, попадая в неблагоприятные для него условия. Вспомнить первооткрывателей и исследователей, которые погибли от малярии. Как приспособлено местное население к жизни в этих условиях. В связи с этим можно обсудить проблемы пребывания в странах субтропического или тропического типа во время летнего отдыха, культуру поведения и одежды в данных регионах. Экстремальные условия пребывания: низкие t, сильные ветры, «жгучее солнце». Может ли человек адаптироваться к данным условиям? Как защитить себя во время пребывания в экспедиции – рекомендации доктора. |
8 | Климат России. 1.солнечная радиация 2.атмосферные фронты, циклоны, антициклоны 3.типы климатов России 4.климат и человек. Неблагоприятные явления 5. природные зоны России 6. растительные сообщества Леса России | Вред и польза пребывания человека на Солнце, оптимальное время. Влияние изменение погоды на самочувствие, изменение атм. давления; степень загрязнения атмосферы при цикл. и антиц.- формирование смога – обсудить как это сказывается на здоровье. Научить давать оценку разным типам климата с точки зрения комфортности проживания: благоприятный, не совсем благопр., не благопр., экстремальный – влияние на здоровье, возможность и примеры адаптации. Перечень неблагоприятных явлений: низкие температуры, высокая влажность, туман, гололед, сильные ветры, засухи. Причины и влияние на здоровье людей – аварии, повышенный травматизм, плохое самочувствие, заболеваемость. Профессии, связанные с повышенным риском для здоровья при неблагоприятных климатических условиях. Урок, посвященный лесным ресурсам России: рассматривается экологическое значение лесов, влияние лесов на физическое и психическое здоровье человека, его характер – на уроке даются рекомендации доктора «Как лечиться лесом», уместны рассказы о лекарственных растениях наших лесов; эстетическое значение лесов тоже связано с состоянием человека – формирование духовного здоровья, и как результат – великолепные полотна, музыкальные произведения (это можно использовать как иллюстрацию к уроку). |
9 | 1.топливно-энергетический комплекс России; 2.комплекс конструкционных материалов 3. пищевая промышленность 4. Уральский экономический район | По ходу изучения данных межотраслевых комплексов рассматривается вопрос экологических проблем «грязных» производств. Например, добыча и разработка угля (тема 1), стадии производства металла (тема 2), как это может влиять на здоровье, профессиональные заболевания, связанные с профессиями шахтера, металлурга. Состояние окружающей среды и влияние на состояние здоровья населения живущего в данных регионах. При изучении темы уместно напомнить крылатую фразу: «Мы то, что мы едим». Обсудить тему качества продуктов и значимость этого для здоровья. Ознакомить учащихся с индексами Е-…, обозначающие различные вредные добавки (красители, стабилизаторы ит.д.), которые используют в пищевой промышленности для продления хранения продуктов и улучшения их вкусовых качеств а также привыкания. Особое внимание обратить на «фастфуд», и его вред! Этот урок можно интегрировать с уроком биологии. На примере Урала, где сконцентрировано большое количество предприятий металлургического и химического циклов, можно показать, как сказывается это на состоянии окружающей среды и здоровья населения, в особенности детские заболевания. Демонстрируется видеофильм об одном из городов Урала, в котором показана безотрадная ситуация отравления воды, воздуха и т.д. На уроке обсуждается данная проблема и ее последствия. Возможны выступления учеников с сообщениями на эту тему. |