Роль школьного курса географии в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения.
Значимость географии в системе современного образования.
школьной дисциплины “География”, которая на международном уровне признана, наряду с философией, историей, иностранными языками, одним из основных общеобразовательных предметов.
Вклад школьной географии в развитии личности определяется тем, что:
· географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся;
· изучение географии закладывает основы пространственного мышления;
· изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;
· география раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции учащихся: “я житель”, “я работник”, “я исследователь”, что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду;
· возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли;
· география вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формирует особый взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных представлений, а так же способствует межпредметной координации и интеграции географических знаний с другими предметами;
· география единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук, она охватывает всю систему “природа-человек-хозяйство” Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики и др;
· география несет в себе огромный гуманистический потенциал. Эта наука изучает пространственный аспект человеческой деятельности, роль человека и всего человечества в географической оболочке. Поэтому уже на школьной скамье ученик через познание географии должен будет научиться понимать людей другой культуры, понимать свое место и роль в жизни окружающей его природы.
Развивая у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.
Одним из средств по формированию гуманистической направленности личности может стать интеграция географии с художественной литературой.
Итеграционный потенциал «географии».
Процессы интеграции и дифференциации соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее познавать закономерности и характерные особенности различных структур и систем. На современном этапе интеграция доминирует над дифференциацией и рассматривается как перспективное направление совершенствования современного образования.
Поскольку современные науки тесно связаны между собой, постольку и школьные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между учебными предметами является отражением связей между соответствующими науками, каждый из которых в своей области изучает единый существующий материальный мир.
Процесс интеграции рассматривается как взаимопроникновение содержания различных дисциплин с целью направленного формирования у обучающихся разносторонней, комплексной системы научных представлений о различных явлениях материального мира.
Интеграционные процессы в образовании сегодня являются преобладающими в силу ряда объективных причин. В условиях постиндустриального развития, когда формируется новый тип общественного устройства - информационное общество, интеграция знаний становится необходимым условием для овладения и эффективного использования новой информации, как учебной, так и научной.
Потребность современного рынка труда в широкообразованных специалистах, мобильных к изменению характера труда, освоению новых технологий, вызывает необходимость в создании новой системы подготовки молодого поколения, основанной на принципах интеграции знаний из разных предметных областей.