ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ ШКОЛНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА
7. Общественное признание деятельности школьного лесничества
Основной род занятий жителей нашего села связан с лесом: работа в ГКУ Ульяновской области «Новоспасское лесничество», ООО «Лес Н», у частных предпринимателей по лесозаготовке на территории лесничества. Дети с самого рождения имеют представления о лесе на деле, лесниками являются их родители, старшие братья и сестры. Такие профессии, как водитель лесовоза, инженер леса, инспектор по охране лесов, охотовед, сегодня пользуются спросом на рынке труда в нашем районе по данным службы занятости Новоспасского района. Нынешнее время требует возрождения села, а чтобы это случилось, нужны люди, которых надо обучить востребованным специальностям. Молодежь должна оставаться на селе, ее надо превратить в мощную квалифицированную силу. И такую совместную профориентационную работу ведут МКОУ Троицко – Сунгурская СОШ, ГКУ Ульяновской области «Новоспасское лесничество» и ООО «Лес Н».
В 2011-2012 учебном году учебным планом школы были предусмотрены в 8-9 классах часы на проведение элективного курса «Лес и человек». Авторы курса Н.Ф. Винокурова, Г.С.Камерилова, В.В. Николина, В.И. Сиротин.
В связи с малочисленностью 10 — 11 классов, учебный план в школе составлен в соответствии с универсальным профилем. На протяжении многих лет в учебный план старшеклассников включен учебный предмет «Экология». Авторы программы: Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М.
Внеурочная деятельность предпрофильной и профильной подготовки в школе осуществляется через школьное лесничество «Сосенка» от ГБОУ ДОД Областной станции юных натуралистов. Такая совместная работа дает положительные результаты. За последние пять лет выпускники школы поступают в учебные заведения по специальностям связанных с географией и экологией (Приложение 1).
В настоящее время в Новоспасском районе работает одно школьное лесничество «Сосенка» на базе муниципального казенного образовательного учреждения Троицко - Сунгурской средней общеобразовательной школы. Школьное лесничество «Сосенка» имеет свой девиз, гимн и герб. Девиз: «Узнай лес, посади лес, сбереги лес». Герб школьного лесничества – это символизированное изображение хвойного дерева - сосны. Дерево находятся в руках школьника, что обозначает необходимость прививать учащимся бережное социально – активное отношение к природе. На гербе над деревом имеется изображение солнца, а внизу изображение земного шара. Солнце – это сохранение полезных функций леса, это тепло, это позитивная атмосфера в работе. А земной шар обозначает единство и сплочённость всех за сохранение зелёного наряда планеты (Приложение №2).
Дата рождения школьного лесничества: 1981 год.
Место рождения:Сунгурское лесничество, Троицко – Сунгурская средняя школа.
Основной документ:Положение о школьном лесничестве.
Состав: учащихся 5-11 классов.
Структура: лесничий – Гаврилина Марина, учащаяся 11 класса, помощник лесничего – Панькова Юлия, учащаяся 9 класса, лесовод – Гурьянова Ольга – учащаяся 7 класса, техники – Авдеев Михаил – учащийся 7 класса и Жоголева Ольга - учащаяся 7 класса.
Совет:Джалюков Исмаил Равильевич – директор ГКУ Ульяновской области «Новоспасское лесничество», Мерзлякова Надежда Петровна - специалист по охране и защите лесов Новоспасского лесничества, Иванова Светлана Валерьевна - директор МКОУ Троицко – Сунгурской СОШ, Гаврилина Марина – лесничий школьного лесничества «Сосенка».
Органом самоуправления:общее собрание. Оно решает вопросы, принимает новых членов, утверждает планы работы. Школьное лесничество действует круглый год. Очерёдность занятий и их программа планируется в зависимости от сезона года. Летнее (каникулярное) время используем для практической работы в лесу, экскурсий и походов в лес. Зимние (учебные) месяцы используем для теоретических занятий по лесохозяйственным дисциплинам.
Руководители школьного лесничества: Мерзлякова Надежда Петровна - специалист по охране и защите лесов Новоспасского лесничества, Талалова Светлана Викторовна – учитель географии, экологии МКОУ Троицко – Сунгурской СОШ, ПДО ГБОУ ДОД Областной станции юных натуралистов.
Цель деятельности школьного лесничества:формирование лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности.
Задачамишкольного лесничества являются:
- экологическое образование школьников, воспитание у них бережного и социально активного отношения к природе;
- оказание практической помощи учреждениям лесной отрасли в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов, неистощительного использования лесных богатств, содействие работникам государственной лесной охраны в проведении мероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных порубов и других лесонарушений;
- обучение школьников навыкам исследования природы леса, привлечения их к участию в осуществлении опытно-исследовательской работы для решения региональных проблем локального уровня в области охраны природы и лесного хозяйства на территории гослесфонда совместно со специалистами лесной отрасли и учеными;
- профессиональная ориентация школьников, подготовка из их числа будущих специалистов лесного хозяйства;
- пропаганда среди населения знаний о лесе, ведение разъяснительной пропагандистской работы по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и рационального использования, защиты от вредителей и болезней леса, охраны и использования объектов животного мира;
- организация и проведение в школе, населенном пункте массовых мероприятий природоохранной направленности: праздников «День птиц», «Неделя леса», закладка памятных посадок, создание экологических троп, проведение обзорных экскурсий, выставок, конкурсов;
- развитие навыков по традиционным народным промыслам, связанным с использованием лесных ресурсов (резьба по дереву, изготовление поделок из бересты и тому подобное).
Основные направления работы школьного лесничества:
Лесохозяйственная деятельность.
Лесозащитная работа и противопожарная пропаганда.
Природоохранная и эколого – просветительская деятельность.
Учебно - исследовательская и учебно - опытническая деятельность.
Школьное лесничество оказывает реальную помощь Новоспасскому лесничеству. Воспитанники лесничества принимают участие в посадках леса, проводят уход за питомником на площади 0,1га, очищают посадки леса от валежника. Ребята собрали 10 кг шишек хвойных пород(Приложение № 1, фото № 1, 2 в критерии 6).
Члены школьного лесничества не только стражи леса, они и рачительные хозяева, думающие о будущем. Они понимают, что хозяин леса должен быть и воспитателем, и сторожем, и умелым лекарем своих подопечных, потому что у леса есть не только друзья, но и многочисленные враги. Пока главное оружие от нападения вредителей – профилактика. Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них члены школьного лесничества развешивают кормушки и искусственные гнезда.
Практически вся школа участвует в трудовых операциях, акциях, программах: “Птичья столовая”, “Домик для пернатых”, “Посади дерево”, “Чистый лес”, “Лес без огня“, “Подари елке жизнь“, “Муравейник”, «Больше кислорода». (Приложение № 1, фото № 3 - 6 в критерии 6).
Ведется работа над Красной книгой своей местности, ребята выявляют особо охраняемые территории и благоустраивают их (Приложение № 1, рис. 1, фото № 7в критерии 6).
На счету нашего лесничества много хороших дел. Нелёгким был для юных лесоводов 2010 год. Сильная засуха, халатность людей привели к крупному пожару в нашем районе. Многие учащиеся нашего лесничества принимали участие в тушение лесных пожаров: Клетнов Александр и Пчелкин Иван были награждены благодарственными письмами политической партией «Единая Россия» и главой муниципального образования «Новоспасский район» (Приложение № 2 в критерии 6).
Членами школьного лесничества ведется экологическая работа с младшими школьниками школы. Члены школьного лесничества организуют с ребятами экологические игры, викторины, праздники. Эти мероприятия приносят большую пользу, воспитывая в ребятах уважительное отношение к природе, чувства гордости за богатую и щедрую родную землю, желание беречь её сокровища (Приложение 3, фото № 8,9 в критерии 6).
Коллектив школьного лесничества не замыкается в кругу только своих интересов. Они часто выступают инициаторами многих общешкольных мероприятий, организуют посвящённые охране природы и жизни леса походы, экскурсии, конкурсы, выставки, праздники: “День птиц”, “День Земли”, “День воды”, “Неделя леса”, “День здоровья“ и т.д. Все ученики заранее готовятся к торжествам, приглашаем в гости сотрудников лесничества, родителей (Приложение № 3 фото № 10, 11 в критерии 6).
Учащиеся школьного лесничества создали экологическую тропу «В тайничках сунгурского леса».Создание экологической тропы позволило ребятам вовлечься в практическую научно - исследовательскую, краеведческую деятельность по изучению своей Малой Родины (Приложение 1 в критерии 2).
Участвуя в операциях, акциях, при написании исследовательских работах воспитанники школьного лесничества проводят социологические опросы. Например, при написании исследовательской работы «Мониторинг лесных пожаров Новоспасского лесничества и противопожарная пропаганда среди населения» ребятами был провиден социологический опрос на тему: «От каких обстоятельств зависят лесные пожары». Затем ребята сделали вывод по этому социологическому опросу. Кроме социологических опросов ребята размещают в общественных местах листовки, буклеты, аншлаги на противопожарную, природоохранную тематику, тем самым призывая жителей села к бережному отношению лесных богатств Милой Родины (Приложение № 4 в критерии 6).
Воспитанники школьного лесничества «Сосенка» являются постоянными журналистами районной газеты «Сельская правда». Они пишут в газету о проделанной работе, призывают жителей района к противопожарной безопасности, природоохранной деятельности, привлекают их к акциям, операциям. В апрели 2008 года ребята участвовали в областном конкурсе «Семь чудес света Ульяновской области», представляя ООТ - Черная береза. Материалы о ней были опубликованы в областной газете «Дыхание Земли» В 2010 году этот же материал был опубликован в Молодежной газете. Районный телевизионный канал «Сфера ТВ» и областной канал «2Х2 на Волге» снимали видеоматериалы о Черной березе, где воспитанники школьного лесничества давали интервью об этом уникальном объекте.
Таблица 1
Публикации и телерепортажи обучающихся в средствах массовой информации
Учебный год | Жанр публикации | Название темы | Уровень |
2006-2007 | 1. Статья в газете «Сельская правда» | «Защитим лес от пожара»
| муниципальный |
2007- 2008 | 1. Статья в газете «Сельская правда» | «Берегите елочки - сосеночки» | муниципальный |
2.Статья в газете «Сельская правда» | «Оч. умелые ручки подвластно все: елки бумажные, снеговики ватные» | муниципальный | |
3. Статья в газете «Сельская правда» | «Здесь будет город – сад» | муниципальный | |
4.Телевизи-онный репортаж на канале «2х2 на Волге» | «Семь чудес света Ульяновской области – чудо Черная береза» | региональный | |
6. Статья в газете «Дыхание Земли» | «Семь чудес света Ульяновской области – чудо Черная береза» | региональный | |
6. Статья в газете «Сельская правда» | «Черная береза под моим окном» | муниципальный | |
2008- 2009 | 1. Статья в газете «Сельская правда» | «Учимся познавать живое» | муниципальный |
2. Телевизионный репортаж на канале «Сфера ТВ» | «О достопримечательностях села» | муниципальный | |
3. Статья в газете «Молодежная газета» | «Горе – береза» | региональный | |
2009-2010 | 1. Телевизионный репортаж на канале «Сфера ТВ» | «О школьном лесничестве «Сосенка» | муниципальный |
2. Брошюра «ЭКО-2009» Материалы X областной научно- практической конференции обучающихся | Тезисы из докладаисследовательской работы «Исследования распространения зеленой дубовой листовертки в лесах Новоспасского лесничества Ульяновской области»ученица 9 класса Гаврилина М. | региональный | |
4.Статья в газете «Сельская правда» | «Мой край родной» | муниципальный | |
2010-2011 | 1. Брошюра «ЭКО-2011» Материалы XII областной научно- практической конференции обучающихся | Тезисы из докладаисследовательской работы «Оценка состояния древостоя смешанного леса в Новоспасском лесничестве»ученица 9 класса Панькова Ю. | региональный |
2.Статья в газете «Сельская правда» | На страже у леса | муниципальный |
Итак, 8 раз воспитанники лесничества публиковали материалы в районной газете, а также имеют 4 публикации на региональном уровне, кроме этого ребята сотрудничают с телевидением. (Приложение № 5 в критерии 6).
Воспитанники школьного лесничества «Сосенка» принимают активное участие в мероприятиях разного уровня (Приложение № 6, фото № 12,13 в критерии 6).
Таблица 2
Результаты обучающихся в предметных олимпиадах
Учебный год | Класс | Предмет | Результат |
Всероссийский этап | |||
2009-2010 | 9 | Экология, биология | Удостоверение |
Региональный этап | |||
2007-2008 | 10 | Экология | Диплом с отзывом II степени |
2009-2010 | 9 | Экология, биология | I место |
2010-2011 | 10 | Экология | III место |
Итак, наблюдается положительная динамика достижений обучающихся в предметных олимпиадах по экологии и биологии(Приложение № 7 в критерии 6).
Таблица 3
Результаты обучающихся в конференциях, конкурсах
Учебный год | Форма творческого конкурса | Класс | Результат |
Международный уровень | |||
2009-2010 | Международная конференция «Экология моря» | 9 | Грамота за участие |
Всероссийский уровень | |||
2009-2010 | Всероссийский юниорский конкурс «Подрост» | 9 | Диплом |
Региональный уровень | |||
2007-2008 | Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2007» | 8, 11 | I место |
2008-2009 | Областной юниорский конкурс «Подрост» | 11 | I место |
Областная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | 11 | II место | |
Областная краеведческая конференция, посвященная 160-летию И.Я.Яковлева | 9 | III место | |
2009-2010 | Областной юниорский конкурс «Подрост» | 9 | I место |
10 | I место | ||
Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2010» | 9 | III место | |
Областной конкурс на лучший проект туристско-краеведческого маршрута среди обучающихся «Мой край» | 10
| I место | |
2010-2011 | Областной юниорский конкурс «Подрост» | 8 | III место |
10 | II место | ||
11 | I место | ||
Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2010» | 10 | II место | |
2011-2012 | Областной юниорский конкурс «Подрост» | 11 | I место |
11 | I место | ||
9 | II место |
Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 15 раз становились победителямив научно-практических, краеведческих конференция и конкурсах, а также принимали участие в международных и всероссийских конференциях и конкурсах(Приложение № 8 в критерии 6).
Таблица 4
Достижения обучающихся в слетах, форумах и праздниках
Учебный год | Форма творческого конкурса | Количество участников | Результат |
Межрегиональный уровень | |||
2010-2011 | Программа «Больше кислорода!» | 14 | Благодарственное письмо |
Региональный уровень | |||
2007-2008 | Областной слет школьных лесничеств | 5 | Грамота за участие |
Областной конкурс «Лесная газета» | II место | ||
Областной экологический праздник «Самый добрый фестиваль» | 3
| Диплом лауреаты | |
Областной конкурс русского языка «Письмо в защиту окружающей среды» | II место | ||
2008-2009 | Областной слет юных лесоводов «Лесной форум» | 5
| III место |
Областной конкурс «Лесная газета» | I место | ||
Областной конкурс «Символика слета» | III место | ||
Областной экологический праздник «Самый добрый фестиваль-2008» | 5 | III место | |
2009-2010 | Областной слет юных лесоводов «Лесной форум» | 5 | II место |
2010-2011 | Областной слет юных лесоводов «Лесной форум» | 5 | III место |
| Областной слет юных лесоводов «Лесной форум» | 5 | II место |
Областной конкурс «Мы за сохранение лесов России!» | 15 | I место |
Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 9 раз становились победителями слетов, форумов и праздников. В 2010-2011 году ребята отмечены благодарственным письмом на межрегиональном уровне.(Приложение № 9 в критерии 6).
Воспитанники школьного лесничества отмечены общественным признанием, как на муниципальном, так и на региональном уровне.
Таблица 5
Общественное признание воспитанников школьного лесничества на региональном уровне
Год | Номинация | Уровень | Количество участников | Класс |
2008-2009 | Социально – значимая и общественная деятельность | региональный | 1 | 11 |
2009-2010 | Научно - исследовательская деятельность | региональный | 1 | 9 |
2010-2011 | Научно - исследовательская деятельность | региональный | 1 | 10 |
Социально – значимая и общественная деятельность | региональный | 1 | 11 |
Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 4 раза становились обладателями губернаторской премии (Приложение № 10 в критерии 6).
Таблица 6
Общественное признание обучающихся школьного лесничества на муниципальном уровне
Год | Номинация | Уровень | Количество участников | Класс |
2009-2010 | Благодарственное письмо за активное участие и личный вклад в ликвидации лесных пожаров | муниципальный | 2 | 9, 10 |
Свидетельство за достижения высоких показателей по итогам 2010 года | муниципальный | 1 | 10 | |
2010-2011 | Благодарность за активное участие в работе школьного лесничества | муниципальный | 2 | 11 |
Почетная грамота за активное участие в противопожарной пропаганде среди населения | муниципальный | 5 | 9,11 | |
Благодарственные письма за активное участие в общественной жизни села и района | муниципальный | 8 | 11 |
Итак, на муниципальном уровне за последние два года учащиеся школьного лесничества 18 раз были отмечены благодарственными письмами, грамотами за активное участие в общественной жизни села и района (Приложение № 2, 11 в критерии 6).
За проводимую работу школьное лесничество имеет отзывы руководителей учреждений, предприятий, родителей и воспитанников (выпускников) школьного лесничества «Сосенка».
Высказывания выпускницы и ее родителей о результативности школьного лесничества
Март 2009 года | Январь 2010 года |
Очень важно, когда в школе имеется экологическое объединение – школьное лесничество «Сосенка». А его педагог отдает свои знания, умения, вкладывает свою душу в процесс воспитания молодого поколения. И именно к таким самоотверженным учителям, несомненно, принадлежит Талалова Светлана Викторовна. Она смогла сплотить вокруг себя группу заинтересованных учащихся в области природы и экологии, подготовить их к участию в областных конкурсах. Хочется сказать огромное родительское спасибо Светлане Викторовне за ту неоценимую помощь, которую она оказала моей дочери, Мерзляковой Елене, подготовке к областным конкурсам, где она неоднократно занимала призовые места. Мерзляков В.Н. Мерзлякова О.И. | Я учусь на 1-ом курсе факультета трансферных специальностей УлГУ. Моя будущая специальность социальная работа и юристпруденция. На занятиях по социальной работе в первом семестре мои однокурсники выполняли рефераты, разрабатывали социальные проекты. А я по рекомендации преподавателя на семинарах использовала те проекты и исследовательские работы, которые я делала еще учась в МОУ Троицко – Сунгурской СОШ под руководством моего преподавателя Талаловой С.В. Большое спасибо Светлане Викторовне, за знания которые получила я, посещая школьное лесничество «Сосенка».
Елена Мерзлякова. |