Эссе "Педагогический взгляд в будущее"

Сагитов Эдуард Ильнурович

Понимание молодого педагога ценности воспитания подрастающего поколения в современном школьном образовании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Понимание молодого педагога ценности воспитания подрастающего поколения в современном школьном образовании.

Кто такой педагог и какие функции он выполняет? На первый взгляд кажется, что ответ лежит на поверхности, потому что большинство людей проводят минимум девять лет жизни в стенах школы, получают начальное и среднее образование, приобретают навыки коммуникации, чтения, письма и счёта в стенах школ за партами в окружении ровесников. Учитель – проводник для подрастающего поколения в мир знаний, который ведет по ступеням взросления детей и подростков, мотивирует учащихся к процессу обучения и исследования окружающего мира. Если совсем примитивно, то учитель – это тот, кто чему-то учит, например, вычислять по теореме Пифагора соотношение сторон прямоугольного треугольника или правильно выполнять гимнастические элементы. Но так ли всё просто на самом деле? И почему с развитием новых технологий всё больше людей склоняются к мнению, что одну из древнейших профессий скоро смогут заменить эти самые компьютерные технологии, подчиняющиеся определенным алгоритмам, способные вместо человека выдать большой объём готового материала для изучения, проиллюстрировать модели применения и оценить качество подготовленности ребёнка по тому или иному предмету?  

К сожалению, специфику работы педагога очень часто недооценивают, считая, что суть профессии заключается лишь в выдаче готового материала, которого на просторах интернета с избытком, и оценивании того, как хорошо школьник выучил урок.

К своему стыду, на протяжении одиннадцати лет обучения в школе и пяти лет обучения в университете на факультете «Физическая культура» я был хоть и отдаленно, но согласен с мнением, изложенным выше. Пока не отработал два года в качестве учителя физической культуры и педагога дополнительного образования…

В начале работы у меня не было полного представления о том, что будет меня ждать «по ту сторону» учебного класса. Было впечатление, что главное хорошо знать материалы уроков, правильно и в срок заполнять документацию, улыбаться и быть доброжелательным к детям. Я хорошо знал специфику работы «человек-человек», но со взрослыми, уже сформировавшимися в психоэмоциональном плане людьми. Миссия педагога, конечно, оказалась намного сложнее.

Мало кто из людей, не имеющих отношение к педагогике, задумывается о том, что педагогика как наука включает в себя опыт обучения и воспитания подрастающего поколения. Но ведь воспитывают родители, а учат учителя? На самом деле и те, и другие ответственны и за обучение, и за воспитание ребенка. Но воспитание школьников в процессе получения ими образования – важная составляющая, которая делает профессию учителя незаменимой. Но и легче тоже не делает.

Проводя уроки физической культуры и тренировки по баскетболу, мини - футболу я понял всю ценность духовно-нравственного воспитания. И то, что благодаря своим учителям я стал тем человеком, которым являюсь сейчас.

В процессе формирования личности каждого ребёнка одним из важных аспектов является овладение общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, творческой деятельностью, социальными и духовными отношениями, – потому как темп и характер развития общества напрямую зависит от нравственных убеждений и жизненных приоритетов каждого индивида. Деятельность учителя на уроке – инструмент для создания условий восхождения учащегося к культуре современного общества. Для духовного обогащения личности мало выработки дисциплины и повышения успеваемости в рамках школьного образования. Необходим комплексный подход для воспитания гуманистического и интеллигентного поколения. Для нового человека в сфере образования звучит довольно сложно, но на практике всё оказалось куда интереснее и обширнее.

 Воспитательный процесс для учителя – очень ответственный вид деятельности, требующий собственной правильной самоидентификации, самостоятельности, гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания и потребности быть частью мировой цивилизации и культуры. Без этих качеств вряд ли учителю будет возможно взращивать молодое поколение, которое только начинает свой путь и знакомство с социальной средой.

Очень ценный урок я вынес из занятий по физической культуре, в наше время развитие информационных технологий, детям нахватает двигательной активности. Они с большой радостью ждут очередную тренировку, для того, чтобы научиться чему-то новому, удовлетворить свою потребность в двигательной активности и провести время в окружении сверстников. Я как их тренер стараюсь поддерживать в них мотивацию к занятиям спортом. Придумывая интересные упражнения на развитие того или иного навыка необходимого в данном виде деятельности, а также рассказывая и объясняя детям важность здорового образа жизни.

Понятие здорового образа жизни (ЗОЖ) включает в себя целый комплекс составляющих компонентов. Это не просто какая-то диета или занятия спортом, это - стиль жизни, направленный на омоложение и оздоровление всего организма, отказ от вредных привычек, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности. Преимуществ ЗОЖ довольно много, но для себя я отмечаю такие как: избавление от плохого настроения, депрессий и стрессов; правильный пример родственникам и детям; укрепление иммунитета и снижение заболеваемости; чувство, что всё возможно и достижимо. Именно эта четверка преимуществ ЗОЖ является на мой взгляд основой всего фундамента воспитания здоровой молодежи. Здоровый образ жизни делает возможным воплощение в жизнь многих планов и идей. А придерживающиеся его люди полны бодрости, здоровья, сил и энергии. Крепкое здоровье и хороший иммунитет, полученные при соблюдении принципов ЗОЖ позволят долгие годы наслаждаться жизнью и получать от неё максимальное удовольствие.

          В процессе работы уже с учащимися подросткового возраста появляется новая проблема: размывается грань между устоявшейся духовно-нравственной культурой и псевдокультурой, которая проникает в сознание детей путём распространения различных социальных сетей, формируя новые увлечения с ложными ценностями и авторитетами. Перед учителем встаёт непростая задача – изучать самому и помогать формировать в подрастающем поколении способность к ясному понимаю собственных нравственных ориентиров для безопасного существования в социуме.

Наверное, благодаря тому, что я сам являюсь представителем «поколения Z» и существую примерно в том же информационном поле, что подростки, мне удаётся идентифицировать и соотносить моральные составляющие прошлых десятилетий с новым. Это очень помогает мне как учителю и тренеру общаться с детьми на их языке. Такой подход к воспитательному процессу в рамках школьного образования позволяет быть ближе к ребенку, быть его другом и наставником, ведь если учитель будет только отрицать подростковые интересы, это лишь усугубит проблемы «отцов и детей», поставив под удар эффективность воспитания в общеобразовательном учреждении.

Из всего вышеизложенного можно подвести итог, что базой воспитания подрастающего поколения является школьная среда, в которой формируются ключевые навыки и жизненные приоритеты учащихся благодаря огромной работе учителя и образовательного учреждения в целом. Усилия современной педагогики должны быть направлены на положительное влияние воспитания молодежи, ведь от этого зависим и мы, и будущее нашей культуры.