Методика формирования практических умений учащихся на занятиях дополнительного образования для применения на этапах профильных соревнований
Процесс подготовки учащихся к профильным соревнованиям имеет свои характерные особенности, заключающиеся в разделении соревнований на 2 тура – теоретический и практический.
Основная сложность – подготовка к практическому туру, так как, на формирование умений и навыков необходимо больше времени и, зачастую, специфическое оснащение.
Умения и навыки учащихся формируются на практических занятиях методом упражнения - целенаправленным повторением действий с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения.
По организации деятельности упражнения могут быть индивидуальные и групповые, по дидактическому назначению:
♦ вводные - выполняются после практического показа, чтобы обеспечить медленное правильное выполнение учащимися разучиваемых действий;
♦ основные - преследуют цель сформировать умения и навыки в пределах нормативных, профессиональных требований;
♦ тренировочные - сознательное многократное повторение усвоенного приема (действия) с целью его закрепления и совершенствования.
Метод упражнения включает рассказ, показ приема или действия преподавателя, тренинг (обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений и их комбинаций) и предусматривает следующую последовательность:
1. Рассказ - объяснение назначения изучаемого приема или действия.
2. Образцовый показ приема или действия в целом преподавателем. Его следует сопровождать кратким, четким и убедительным пояснением. Учащиеся, зрительно воспринимая изучаемый прием, получают конкретное правильное представление о том, как и в какой последовательности надо действовать.
3. Показ приема (действия) по отдельным элементам с попутным объяснением особенностей его выполнения, а также последствий ошибочных действий в следующей последовательности: сначала действие в целом, в нормальном темпе, затем по элементам и приемам с кратким пояснением. При этом преподаватель должен располагаться так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть выполнение действия, элемента или приема от начала до конца.
4. Опробование приема или действия учащимися и отработка его по элементам или в целом (разучивание).
Если прием (действие) несложен и доступен для выполнения, после показа и объяснения его сразу разучивают в целом. Если сложен и его можно расчленить на отдельные части, сначала разучивают по частям. Темп выполнения вначале замедленный, затем повышается до нормального. После того, как учащиеся начнут выполнять все элементы (части) в нужном темпе и правильно, можно переходить к выполнению приема (действия) в целом.
В тех случаях, когда прием (действие) нельзя разделить и из-за сложности невозможно без подготовки выполнить в целом, его осваивают с помощью подготовительных упражнений.
5. Тренировка по закреплению приемов и действий в целом обеспечивает совершенствование практических умений и навыков, развитие физических и специальных качеств (устойчивость к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию) путем сознательного и многократного выполнения приемов (действий) в различных условиях:
а) в простой (обычной) обстановке;
б) на специальных учебных тренажерах (дидактических приборах или иных моделирующих устройствах, манекенах);
в) в усложненных условиях:
♦ трудных исходных положениях;
♦ с максимальной быстротой и точностью выполнения в ограниченное время;
♦ в ограниченном пространстве;
♦ при изменении условий (недостаточной видимости, в средствах защиты и т.п.);
г) при различных состояниях организма обучаемого, затрудняющих действия:
♦ в состоянии утомления (после физической нагрузки);
♦ при временном исключении или ограничении зрительного самоконтроля;
♦ в состоянии значительного эмоционального напряжения (игровой и соревновательной деятельности).