Организация подвижных игр в рамках проектной деятельности.
Мутагарова Л.Р., МАОУ «Гимназия 33» г. Перми
Учитель физической культуры традиционно привык ориентироваться, в основном, на пассивную деятельность обучающегося, тогда как информационное общество запрашивает человека обучаемого, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, умеющего четко ставить цели и задачи, планировать, работать в команде, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, принимать мнения других.
Наиболее эффективной для решения этих задач считаю проектную технологию. Проектную деятельность организую на уроках и в процессе внеурочной деятельности. Учебные и внеурочные проекты позволяют детям, помимо освоения предметных знаний, умений и навыков решать социально значимые для них проблемы. Современный урок с использованием проектного метода меняет и позицию учителя, который становится фасилитатором, консультируя и способствуя комфортной атмосфере на уроке.
Сегодня хочу поделиться опытом организации 2х взаимосвязанных проектов, которые возможно организовать во всех школах.
При изучении темы «Подвижные игры» (2 класс) учащиеся разрабатывают и реализуют проект «Во что играли наши бабушки», представляя и проводя с одноклассниками одну из игр своих любимых бабушек и дедушек. К сожалению, в последние годы дети не играют в русские народные игры, не знают, в какие игры играли их родители. В процессе реализации проекта они знакомятся с правилами забытых игр, выясняя как, в какие игры играли родители, бабушки и дедушки раньше, отбирая среди них самые интересные и безопасные. Представляют свой проект ребята на уроках здоровья, организуя и проводя одну игру с одноклассниками. Одноклассники оценивают степень и уровень организации игры, по заранее определенным, критериям. В ходе работы над исследовательским проектом создаются условия для проявления лидерских качеств, приобретения опыта взаимодействия с взрослыми на деловом уровне, организаторских способностей.
Далее эта тема продолжается при изучении темы «Игры народов мира», «Игры Прикамья», «Подвижные игры на переменах» (3-4 класс). Учащиеся реализуют проект «Безопасные перемены». В процессе реализации проекта они проводят анкетирование, выявляя самые безопасные игры, наиболее понравившиеся первоклассникам. Продукт реализации проекта каждая проектная группа представляет на теоретическом уроке. В данном проекте каждый ученик может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.
Таким образом, системное использование проектной технологии в учебной и внеурочной деятельности по физической культуре дает возможность
организовать современный образовательный процесс, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, стимулировать познавательную активность самих учащихся, обеспечивать не только успешное освоение предметного содержания, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей.
Учебные и социальные проекты позволяют: взаимодействовать учащимся с взрослыми в сотрудничестве, приобретать социальный опыт; учат решать жизненные проблемы; способствуют созданию ситуации успеха.
Цель проектной деятельности в начальной школе:
- познакомить ребят с понятием «Проект» - работа, направленная на решение конкретной проблемы.
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс и учить представлять свой проект, отстаивать свои взгляды.
Этапы работы над проектом (2 класс):
- Выявление проблемы – в процессе беседы с ребятами выявляем проблему, что дети очень мало знают игры, в которые играли родители, бабушки, дедушки.
- Планирование – составляем план действий, ставим цель, пути решения (задачи)
- Поиск информации – школьники составляют «Банк подвижных игр», в которые играли родители (бабушки, дедушки) детей. « Банк подвижных игр» составляется каждым ребенком в творческой форме. Ребята узнают у родителей правила игры, какие нарушения могут быть, какое наказание могут получить играющие за невыполнение правил игры. Банк игр представляется на промежуточном этапе.
- Представление игры (продукт). С школьниками разрабатываем критерии представления игры. Школьники представляют свою игру одноклассникам, объясняют правила и условия игры, становятся ведущими. После игры одноклассники оценивают( в корректной форме) по критериям : безопасность игры для окружающих и играющих; интересна игра или не очень; умение донести , объяснить правила игры, умение владеть ходом игры.
Этапы работы над проектом (3-4 класс):
- Проблема – очень шумные перемены, первоклашки не знают чем и как занять себя в перемены.
- Планирование - Класс делится на группы по 4-5 человек по интересам, дружбе. Постановка цель проекта, прорабатывание шагов проекта(задачи), выбор руководителя проектной группы.
- Поиск информации. Создание «Банка подвижных игр на переменах, безопасных для здоровья». Каждая группа внеурочное время работает над проектом. Связь учителя идет через руководителя проектной группы. В группе каждый участник представляет не менее 4-5 подвижных игр. Игры, оформленные по критериям (Название игры, Цель игры, оборудование или игровой материал, описание хода игры, Правила и условия, графическое изображение).
- Выбор «безопасных игр» для организации подвижной перемены(4-5 игр) с первоклашками. Представление игры на уроке, объяснение и организация игры с одноклассниками, выявление ошибок при организации игры, методические указания.
- Организация подвижной перемены с первоклашками. Видео или фотосъемка организации подвижных перемен. Умение найти класс, договориться с классным руководителем об организации подвижных перемен в классе. Вводное анкетирование. Проведение подвижных игр, знакомство с новыми играми. Повторное анкетирование с целью выявления наиболее интересных игр.
- Презентация результатов проекта. Представление результатов анкетирования. Достигли ли цели? Как организована перемена после реализации проекта у данного класса. Играют ли дети (проектная группа) сами? Какие навыки и умения приобрели ребята в ходе реализации проекта?
Задание для фокус группы (
- Выбрать руководителя проектной команды.
- Создать «Банк подвижных (безопасных) игр». Каждому участнику проектной команды придумать 1-2 подвижные игры, в которые они играли на переменах в школе, записать на листочке по схеме и сдать руководителю команды.
- Выбрать одну или 2 подвижные игры и поиграть с другими участниками
Название игры |
|
|
Возраст |
|
|
Цель игры |
|
|
Оборудование для организации игр |
|
|
Описание игры |
|
|
Правила игры (условия) |
|
|
Примечание |
|
|
ФИ |
|
|