Статья "ИОТ на уроках гимнастики"
Требования безопасности при проведении занятий по физической культуре (раздел гимнастики)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iot_na_urokah_gimnastiki.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования безопасности при проведении занятий по физической культуре (раздел гимнастики)
Гимнастический зал должен быть подготовлен к уроку согласно задачам, вытекающим из требований учебной программы.
При разучивании и выполнении наиболее сложных гимнастических упражнений на брусьях необходимо применять следующие методы и способы страховки в зависимости от упражнений.
«Размахивание в упоре».
Разучивается на низких брусьях. При размахивании в упоре на предплечьях надо одной рукой держать ученика за руку у плеча (обязательно спереди), а другой, подводя снизу под жердью, подталкивать по ходу маха вперёд под спину, не забывая своевременно убирать руку.
При размахивании в упоре на руках вначале следует поддерживать ученика двумя руками снизу жердей (одной под грудь, другой под спину), усиливая махи, а в дальнейшем подстраховывать, накладывая ладонь на руку ученика выше локтя (удерживая её на жерди).
«Подъём махом назад из размахивания в упоре на предплечьях».
Стоя сбоку, одной рукой захватить ученика ближе к плечу, а второй по ходу маха назад подтолкнуть под бедра снизу (под жердями). Если подъём выполняется на концах брусьев, можно помогать, усиливая мах двумя руками – одной под живот, а другой под бёдра.
«Подъём махом вперёд из упора на руках».
Помощь оказывают снизу (рука снизу между жердями). Возможно падение вперёд, когда после подъёма при махе назад плечи остаются впереди. В этом случае надо поддерживать ученика за руку (выше локтя) или быть наготове, подхватить под грудь (снизу).
«Кувырок вперёд из седа ноги врозь».
Вначале помогают, подталкивая одной рукой под спину ученика, а другой, держа за ногу (за голень). В дальнейшем помощь оказывают двумя руками, подкладывая их под спину.
«Подъём разгибом из упора на руках».
Когда подъём выполняется в седы ноги врозь, помогают лёгким толчком под спину; одной рукой держат в области лопаток, а другой – таза, удерживая его перед разгибом над жердями.
При подъёме в упор держат ученика одной рукой за руку у плеча (сверху), а другую подкладывают под спину и помогают лёгким толчком.
«Из виса присев на нижней жерди толчком ног подъём в упор на верхнюю жердь».
Подложив ладонь под поясницу, энергичным нажимом вверх-вперёд по ходу движения (по отношению к туловищу) помочь приблизить таз к верхней жерди и выйти в упор. Стоять надо под верхней жердью сбоку, лицом к ученику, и к концу толчка ногами другой рукой захватить за голень, помогая удержаться в упоре.
«Из виса лёжа на нижней жерди подъём переворотом в упор на верхнюю жердь».
Помощь оказывают двумя руками, держа одной за поясницу, а другой за плечо, стоя сбоку внутри брусьев. При выходе в упор придержать ученика за носок ноги.
«Спад и подъём завесом с перехватом за верхнюю жердь».
Сопровождать ученика по ходу движения, придерживая и помогая двумя руками (под спину). Стоять сбоку внутри брусьев. Вначале целесообразно оказать помощь нажимом на бедро меховой ноги.
«Соскок углом назад».
Стоя с наружи одной рукой держать за руку (опорную) выше локтя, а другой нажимом сбоку изнутри помочь выполнить соскок. Можно поддерживать ученика сзади двумя руками за поясницу. Если ученик не может правильно выполнить перемах, лучше стоять внутри брусьев и держать его одной рукой за руку у плеча, а другой подтолкнуть (под бедро) ноги в сторону.
При разучивании и выполнении наиболее сложных гимнастических упражнений на перекладине необходимо применять следующие методы и способы страховки в зависимости от упражнений:
«Вис прогнувшись».
Разучивается на низкой перекладине. Необходимо одной рукой держать ученика за запястье, другой поддерживать за ноги, помогая принять нужное положение. Страховать можно и накладывая ладонь сверху на кисть, прижимая её к снаряду, чтобы не соскользнула.
«Вис на согнутых ногах».
Рукой придерживать за голени ближе к стопам, предохраняя от соскальзывания ног со снаряда. При выполнении соскока в упор присев поддерживать ученика снизу, подводя одну руку под плечо, а другой, удерживая тело под живот, чтобы помочь вовремя согнуть ноги и мягко приземлиться, предохраняя от падения плашмя.
«Перемахи в упоре».
На низком снаряде поддерживать за руки, стоя спереди-сбоку от ученика; ближней рукой прочно обхватить руку ученика выше локтя, а другой поддерживать за предплечье (но не наоборот), регулируя движения тела в нужную сторону. При перемехах из упора верхом в упор сзади или перемахах на высоком снаряде удобнее помогать сохранять равновесие, крепко держа ученика за носок ноги.
«Подъём завесом».
Помощь оказывают по ходу движения нажимом сверху на бедро маховой ноги, другой рукой поддерживают ученика под спину. Стоять сбоку со стороны маховой ноги.
«Подъём переворотом».
В момент маха ногой подтолкнуть ученика снизу под бедро, помогая прижаться животом к перекладине, а другой поддерживать под плечо (или под спину). Когда ученик ляжет животом на перекладину, нужно поддержать его за ногу, чтобы удержать в нужном положении при разгибании тела. При подъёме переворотом на высоком снаряде помогают в момент сгибания ног (после предварительного подтягивания) толчком снизу под поясницу, поддерживая другой под плечо, чтобы не дать преждевременно разогнуть руки и помочь сделать переворот. После выхода в упор придержать за носок ноги.
«Размахивание в висе на низкой перекладине и соскоки махом назад и вперёд».
Придерживать ученика за запястье, сопровождая движение до окончания упражнения. Стоять сбоку, с той стороны перекладины. Куда будет выполняться соскок.
«Размахивание в висе на высокой перекладине и соскоки».
Стоя под перекладиной сбоку, сопровождать движение тела ученика по ходу маха и быть наготове поддержать под грудь или спину.
Инструкция для школьников при занятиях гимнастикой.
- Занимайтесь на гимнастических снарядах только с преподавателем или его помощником.
- В местах соскоков со снаряда положите гимнастический мат. При укладке матов следите, чтобы их поверхность была ровной.
- При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдайте достаточные интервалы.
- При выполнении прыжков и соскоков со снаряда приземляйтесь мягко на носки, пружинисто приседая.
- Не выполняйте без страховки сложные элементы и упражнения.
- Помните, что при выполнении упражнений на гимнастических снарядах безопасность во многом зависит от их исправности.
- Регулярно очищайте рабочую поверхность перекладины, она должна быть гладкой и без ржавчины.
- Не выполняйте упражнений на снарядах с влажными ладонями, при наличии свежих мозолей на них, а также на загрязнённых снарядах.
- При занятиях на параллельных брусьях ширину жердей устанавливайте в зависимости от ваших индивидуальных данных. Ширина должна приблизительно равняться длине предплечья.
- После занятий тщательно мойте руки с мылом. При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или потёртостей (водяных пузырей) на ладонях прекратите занятия и обратитесь за советом и помощью к врачу, медицинской сестре.
- Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнений другими учащимися.
- Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.
- Запрещается переносить и перевозить тяжёлые гимнастические снаряды без применения специальных тележек и устройств.
- Изменяя высоту брусьев, ослабив винты, поднимайте одновременно оба конца каждой жерди; выдвигайте ножки у прыжковых снарядов поочерёдно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.
- Поднимая или опуская жерди брусьев, держитесь за жердь, но не за её металлическую опору. Каждый раз перед выполнением упражнения проверяйте закреплены ли стопорные винты.