Физическое воспитание детей младшего школьного возраста
Мясников Андрей Юрьевич,
учитель физической культуры МАОУ СОШ № 27
г. Балаково саратовской области
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста
Здоровье — одна из главных и основных ценностей человеческой жизни, которое необходимо поддерживать. Физическая культура является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Она занимает достаточно важное место в учёбе и работе людей. Немалую роль в воспитания и обучения физической культуры закладывается в общеобразовательных учреждениях, именно в школьный период формируется необходимый фундамент для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.
Физическая культура – является важнейшим средством формирования человека как личности. Воспитание нового, всестороннего развитого человека – одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества.
А ведь именно педагог для младшего школьника выступает значимой фигурой, мнение которого непререкаемо и авторитетно. И в этом смысле возникают широкие возможности для правильного влияния на младшего школьника, с целью его физического воспитания. Именно в этом возрасте педагог способен заложить и развить у ребенка такие качества как любознательность, стремление к определенной деятельности, заинтересованность окружающим миром и т.д.
Правильное физическое воспитание учеников — необходимое условие нормального развития всего организма. Выдающийся педагог В. О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы, учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал, что заботиться о здоровье детей — важнейшее задание учителя.
Заботу о физическом воспитании детей школьного возраста обязаны проявлять и семья, и весь коллектив школы. Учителю физкультуры, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их физиологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью. Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование.
К младшему школьному возрасту относятся учащиеся от 7 до 12 лет.
Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенно старшего школьного возраста. Остановимся на физиологических особенностях детей отнесенных к группе младшего школьного возраста подробнее.
В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг. Этот возраст характеризуется относительно равномерным развитием
двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белков и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения. К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста. Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий методов воздействия на организм. Для младших школьников естественной является потребность в высокой двигательной активности.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростных и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности). Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.