Размышления офизкультуре вцелом

mee71

Статья о физкультуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_matveev.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии на уроках физкультуры.

В данной статье я хотел бы рассмотреть некоторые аспекты технологий, применяемых в современных условиях преподавания уроков физкультуры. Сегодня в физической культуре предлагается принцип оценки деятельности преподавателя по оздоровительной направленности занятий физической культурой и формированию здорового образа жизни будущих специалистов. Важную роль играет применение здоровьесберегающих технологий для укрепления здоровья обучающихся. На уроках обучающиеся должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод. К примеру, на занятиях в старших классах большое время может отводится силовой и общей физической подготовке  которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Учащиеся получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках юноши учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие кадета. Современные стили и направления в силовой подготовке широко используется на уроках это: «паркур», «уличный экстрим», «турник мены» и т.д.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

  1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
  2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
  3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности студентов.

У ребят появится живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им становится небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно будет идти  соперничество между собой, группами, они будут жить в соревновательном движении. Главным фактором спортивной жизни любого учебного учреждения является внеурочная работа, которая ведется в двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа. Привлечение ребят в спортивные секции – одно из приоритетных направлений работы преподавателя физической культуры. С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, формирования команд для участия в соревнованиях самого различного уровня, в учреждении могут проводится как отдельные соревнования, так и комплексная спартакиада по различным видам спорта. Физкультура должна иметь национальные корни. В этом случае любая народная игра является эффективным средством педагогики.

Урок физкультуры должен быть интересным, современным и инновационным. Без этого мы не увлечем ребят и не заинтересуем родителей, чтобы их дети присутствовали на уроках. Ребята сами должны приходить на физкультуру с удовольствием и желанием. Поэтому наша задача – найти новые подходы в преподавании уроков физкультуры. Специалисты утверждают, что освобождать от уроков физкультуры можно не тех детей, у которых есть проблемы со здоровьем, а здоровых, кто занят в спортивных секциях. Ведь чем больше проблем у человека со здоровьем, тем больше он нуждается в движении. Но движения должны быть правильно подобраны.

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего

общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил. Итогом многолетней работы любого преподавателя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек.

Особой проблемой в современной России является кризис здоровья населения, в преодолении которого, в том числе, важную роль играют активная политика государства и регионов в развитии физической культуры и спорта. Здоровье и долголетие не только последствия, но и существенные предпосылки развития человеческого потенциала. Образ жизни населения, занятия физической культурой и спортом - один из главных факторов, влияющих на здоровье нации. Современный урок физической культуры должен отвечать научно – педагогическим требованиям, без выполнения которых не мыслится высокое качество его проведения. Высокое качество урока – залог успешной работы педагога по физической культуре в школе.

 В последние годы процесс физического воспитания в школе сводится порой к физическому развитию и подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, т.е. акцентируется биологический, двигательный аспект. Однако необходимо ставить более широкие цели – воспитание посредством освоения всего ценностного потенциала физической культуры.

Итак, целями изучения учебного предмета «Физической культуры» на современном этапе должны быть:

- подготовка к предстоящей жизнедеятельности, развитие основных физических качеств и расширение функциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта жизненно-важными и ориентированными на прикладное значение двигательными навыками и умениями;

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, овладение оздоровительными технологиями систем физического воспитания и спортивной подготовки, умением их творчески использовать в индивидуальных и коллективных формах занятий в условиях активного отдыха и досуга;

- освоение знаний о ценностях физической культуры, создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни.

Из этих целей определяется и  содержание физкультурного воспитания, которое включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое).

Исходя из целей, ставятся задачи на каждый урок. Каждый урок должен быть тесно связан с предыдущим и последующими, создавая, таким образом, систему уроков. Показательным для современного эффективного урока должно являться разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых учителем. Занятия нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону.

Одна из инновационных нововведений при проведении уроков может быть привлечение учащихся, где они будут проявлять свой творческий потенциал, готовя презентации, доклады, рефераты, проекты. Творчески организованная самостоятельная работа учащихся формирует у учащихся умение отбирать и соединять отдельные сведения, повышает уровень образованности в области физической культуры.  Работа учащихся может быть как индивидуальной, так и групповой.

Можно использовать элементы раздельного преподавания физической культуры в 7 – 11 классах, в таком случае учителя будут работать в паре в одной параллели классов. Особенность такого распределения учебной нагрузки состоит в том, что классы одной параллели должны быть разделены между учителями с учетом их профессиональной специализации по определенному виду спорта. Постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала. Новые формы организации занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях позволят повысить их эффективность  и обеспечить необходимый уровень двигательной подготовленности, физкультурной образованности и общей культуры личности. Следуя к намеченной цели, а именно в полной мере осуществляя процесс образования, «родится» новая система современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры.

Так же в этой статье хотелось бы коснуться здоровьесберегающих технологий. Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.  В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых, ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов. Методологическим основанием образовательной деятельности, направленной на реализацию здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни, может стать личностный подход. Личностно ориентированное образование смещает основные акценты воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка, что становится методологической основой здоровьесберегающих технологий. В этом аспекте воспитание понимается как процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе воспитания здорового образа жизни у учащихся развивается устойчивое и, вместе с тем, осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего здоровья, творчества и духовного мира.

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной работе учителя физической культуры будут реализованы наиболее эффективно, если:

- личностный подход будет рассматриваться как основной, приоритетный (доминирующий) компонент в стратегии учебно-воспитательной здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры;

- в процессе работы учителя физической культуры будет моделироваться специфическая система способов (структурно-динамическая модель) реализации личностно-ориентированной здоровьесберегающей педагогической технологии;

- личностно-ориентированный образовательный процесс будет проектироваться учителем физической культуры на основе диагностики здоровья учащихся и собственной профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающих личностно-ориентированных технологий.

Здоровьесберегающие технологии образовательно-воспитательной деятельности учителя физической культуры - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса.

 Выбор и освоение на теоретическом и практическом уровнях здоровьесберегающих образовательных технологий учителем физической культуры осуществляется в несколько этапов:

- формирование общей компетентности в области современных образовательных технологий;

- углубленное изучение теоретических основ новой избранной учителем здоровьесберегающей личностно-ориентированной технологии;

- изучение методических разработок на этой основе, и опыта реализации данной технологии другими учителями;

- методическая разработка собственных учебных занятий на основе данной технологии, их адаптация к содержанию учебного курса, специфике своей педагогической деятельности и возрастным и личностным особенностям учащихся;

- экспериментальная апробация технологии, измерение ее педагогической эффективности и корректировка; освоение технологии в практической деятельности.

 Наиболее результативным подходом в реализации личностно-ориентированных здоровьесберегающих технологий является разработка интегративных личностно-ориентированных технологий, в которых в качестве «ведущих» могут выступать проектные, игровые, исследовательские (проблемные) технологии, а «обеспечивающих» - диалогово-дискуссионные, технологии сотрудничества и педагогической поддержки

Новые формы организации занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях позволят повысить их эффективность  и обеспечить необходимый уровень двигательной подготовленности, физкультурной образованности и общей культуры личности. Следуя к намеченной цели, а именно в полной мере осуществляя процесс образования, «родится» новая система современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры. Новый подход к планированию, организации и проведению уроков физической культуры позволит повысить уровень здоровья обучающихся, воспитание культуры здоровья и формирования мотивации к здоровому образу жизни.