В твоих руках, учитель, наш XXI век

Бочкарева Татьяна Викторовна

Блог учителей ОБЖ Сковородинского района

 

Нет среди нас такого,  кто прожил бы без учителя!
Руки врача и портного, ученого и водителя

Знают бесценную силу, данную им учителем.

Борис Пастернак  «Учитель, которого ждут»

 

Учитель — уникальная профессия. И эта профессия моя. Я Учитель! Я провожу с детьми лучшую часть их жизни – беззаботное детство и бесшабашную юность.

Думаю просто профессией назвать учителя мало:

Выбрать свое призвание судьба ему указала.  (Борис Пастернак)

Каждый день, заглядывая в их глаза, я смотрю в будущее. Оно закладывается и формируется уже сегодня. Прямо сейчас. Вот около меня прошел будущий юрист или важный государственный деятель. В углу списывает бухгалтер, а у дверей кабинета ведет важные переговоры менеджер. Дети – это наше будущее!  И от того, какой вклад мы, взрослые, внесем в их развитие, воспитание, сумеем ли заложить понятие ценностей, зависит, какое будущее они будут создавать. Осознание того, что в буквальном смысле наше счастье, будущее и счастье наших детей в наших руках, накладывает определенный груз ответственности: чему учить? Что дать ребенку? Януш Корчак отвечает: «Дайте ему одно – стремление к лучшей жизни; заразите его своей тоской – общечеловеческой тоской! - по лучшей жизни».

Часто бывает, что, недополучив родительской заботы и ласки, дети становятся озлобленными на весь мир, и те формы протеста, которые они выбирают, выходят иногда за рамки закона. И тогда такие страшные слова, как токсикомания, алкоголизм, преступление, безнадзорность и беспризорность, будут звучать по отношению к этим детям как укор нам, взрослым: родителям, воспитателям, учителям...

Я мечтаю, чтобы мои ученики были в дальнейшем успешными. Помните фразу из известного новогоднего фильма: «Я учу их, а они меня»?Мы даем знания, которыми наши ученики будут пользоваться в дальнейшем. И знания эти должны быть верными, глубокими и полезными.

Каким должен быть учитель – учитель, которого ждут?

Вопрос непростой, учтите, ответишь не в пять минут. (Борис Пастернак)

Я решила спросить учеников XXI, какими они хотят видеть нас, своих учителей. На мои вопросы отвечали ученики 7-11 классов, всего 42 человека. Вот какими качествами наделили идеального учителя современные дети:

- Добрый, любящий детей. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Л.Н. Толстого писал: « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель  имеет только  любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который  прочел все книги, но не имеет любви  ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Он хочет, чтоб в этом мире царили добро и покой

И солнцем душа светилась в каждом из нас с тобой!(Борис Пастернак)

- Умный. Учителю необходимо не только знать свой предмет, но и владеть комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо быть артистом, художником, писателем, певцом. Говорят, что учитель всю жизнь учится. Учится своему предмету, искусству общения с детьми, преодолению нестандартных ситуаций.

- Справедливый и ответственный.

- Хорошо излагающий учебный материал.Очень важно преподнести его так, чтобы ученики заинтересовались темой разговора, уловили мысль и сделали свои выводы.

Наградой учителю служит свет детских восторженных глаз,

Умение мыслить и слушать, взращенное в каждом из нас! (Борис Пастернак)

- Коммуникабельный. Эффективная коммуникация позволяет донести знания, мотивировать к труду, управлять конфликтами в коллективе.Учитель в нужный момент дает толчок к развитию, заставляет быть внимательным, активным, живым.

- В меру строгий, сдержанный, серьезный, требовательный, прежде всего, к себе.

- Отзывчивый, понимающий, уважающий своих учеников.

Он умеет помочь и поможет, если боль приключилась вдруг.

Умеет понять и услышать, как самый надежный друг! (Борис Пастернак)

- Веселый. Вспомним слова  Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Поэтому и хотят наши дети, чтобы мы улыбались и радовались тому, что нас окружает. А еще учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого учителя ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

- Талантливый. Только тот, кто сам желает и способен познавать новое, способен дарить новое другим.

Он сделать так может, чтоб зерна таланта большого в детях

Взошли, расцвели и крепли, как главное чудо на свете! (Борис Пастернак)

- Красивый, вежливый, аккуратный.

Такими хотят видеть нас наши ученики.  Быть такими трудно – но возможно. Основной двигатель - внутренняя мотивация. Желание работать в школе, получать ощущение радости от маленьких побед своих учеников, сделать их самостоятельными, ответственными, устойчивыми к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, удаче). А еще надо помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить умение правильно оценивать  свои поступки, результаты своего труда. Важно желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Современные дети развиваются намного стремительнее, чем учителя. Поэтому и учитель должен стать мобильным, интересным, способным ответить на любой вопрос. Очень важно никогда не останавливаться на  достигнутом, а обязательно идти вперед.

Теперь я, пожалуй, отвечу, что слово «Учитель» значит:

Это Судьба и Призванье, творчество, Вера, Удача!