Береги осанку смолоду.
Осанкой называется привычное положение тела в покое и в движении. Обычно она зависит от состояния скелета, нервно-мышечного аппарата, общего физического развития и бытовых условий. Осанка представляет собой динамический акт, связанный с напряжениями и расслаблениями в мышечной системе, которые осуществляются процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это определенный, приобретаемый в течение индивидуального развития и воспитания, динамический стереотип. Неправильные позы и порочные положения тела довольно быстро формируются в условные рефлексы и в дальнейшем с трудом заменяются новыми временными связями.<?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Beregi_osanku_smolodu.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Осанку береги смолоду.
Осанкой называется привычное положение тела в покое и в движении. Обычно она зависит от состояния скелета, нервно-мышечного аппарата, общего физического развития и бытовых условий. Осанка представляет собой динамический акт, связанный с напряжениями и расслаблениями в мышечной системе, которые осуществляются процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это определенный, приобретаемый в течение индивидуального развития и воспитания, динамический стереотип. Неправильные позы и порочные положения тела довольно быстро формируются в условные рефлексы и в дальнейшем с трудом заменяются новыми временными связями.
В основе развития дефектной осанки лежат следующие неблагоприятные факторы:
1) анатомо-конституциональные типы строения позвоночника;
2) отсутствие воспитания рефлекса правильной осанки;
3) дефекты зрения;
4) частые инфекционные заболевания;
5) неудовлетворительное питание;
6) кровать с мягкой сеткой;
7) мебель, не соответствующая возрасту и росту ребенка;
8) недостаточная двигательная активность;
9) плохие примеры неудовлетворительной осанки окружающих.
Особого внимания заслуживает начальный школьный период в жизни ребенка. Неправильное положение тела при выполнении уроков, неудобная парта, резкое снижение двигатель ной активности в связи с поступлением в школу и ряд других причин приводят к развитию дефектной осанки. Предупреждение развития, а также устранение неправильной осанки должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, преподавателей физической культуры и школьных врачей.
Контроль за позой ребенка как дома, так и в школе, воспитывают правильную активную осанку. В воспитании правильной осанки большое значение приобретает организация рабочего места школьника дома и в школе. Спинка парты должна быть немного отклонена назад (угол 110°), верхний край спинки должен находиться на уровне середины лопаток, высота сиденья должна соответствовать длине голеней. Чтобы правильно подобрать высоту стола, ребенок должен сесть с выпрямленным туловищем и прямо поставленной головой, поставить руку локтем на стол, предплечье вертикально, третьим пальцем он должен доставать до наружного угла глаза. Обе стопы располагаются на полу, колени согнуты под углом 90—130°, туловище опирается на спинку парты. Желательно избегать длительного положения ротации позвоночника. Для этого необходимо детей с неудовлетворительной осанкой сажать на средние ряды парт.
Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве.
Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:
1) упражнения у вертикальной плоскости:
а) дети, приняв под контролем преподавателя правильное положение у вертикальной плоскости, отходят от неё и, сохраняя принятую осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками (лопатки, ягодицы, пятки);
б) дети под контролем преподавателя принимают правильную осанку, затем расслабляются и снова принимают правильную осанку самостоятельно;
в) приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство.
2) Принятие правильной осанки перед зеркалом, сначала по указанию преподавателя, а затем самостоятельно. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклоненный корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий и тела (активная коррекция корпуса).
Кроме сознательных волевых импульсов к принятию правильной осанки, необходимо использовать суставно-мышечное чувство (проприорецепцию) и тренировку вестибулярного аппарата. Этого можно достичь удержанием различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.
Не меньшее значение приобретает воздействие через вторую сигнальную систему. Постоянное напоминание детям о необходимости выравнить осанку, держаться прямо, развертывать плечи назад, вырабатывают у них новые навыки в овладении своим телом.
При исправлении осанки и сохранении ее в различных положениях от детей требуется проявление воли и настойчивости. Для осуществления этой задачи необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.
В зависимости от выраженных клинических симптомов различают (В. А. Чаклин, 1965г.) четыре степени сколиоза:
I степень: едва уловимое искривление позвоночника во фронтальной плоскости, не исчезающее в горизонтальном положении, легкая нестойкая асимметрия. На рентгенографии — признаки торсии позвонков, угол наклона в пределах 5— 10° (по методике исследования, предложенной Кобб, 1958 г.);
II степень: намечается реберный горб, стойкая асимметрия надплечий, лопаток и треугольников талии. На рентгенографии выраженная торсия позвонков, угол наклона от 11 до 30°;
III степень: значительный реберный горб, грудная клетка имеет большую деформацию, асимметрия стойкая, угол искривления от 31 до 60°, клинически выявляется сердечнососудистая недостаточность;
IV степень: резко выраженная деформация позвоночника с углом искривления, превышающим 60°, большая деформация костной системы со значительным изменением мышечного аппарата. Выраженные проявления нарушения функций органов грудной клетки, в нервной системе и в нервно-мышечном аппарате.
Сколиоз, проявляясь в раннем возрасте, в подавляющем большинстве случаев развивается до тех пор, пока продолжается рост ребенка. Наиболее опасен в этом отношении предпубертатный период — примерно от 10 до 14—16 лет. Это одна из закономерностей, позволяющих достаточно точно определить прогноз. Следующей закономерностью является время появления сколиоза. Чем раньше он появляется, тем тяжелее он будет в конечной стадии. Наиболее склонны к прогрессированию шейно-грудные, комбинированные сколиозы. Поясничные сколиозы обладают меньшей склонностью к прогрессированию.
Наибольшую опасность для прогрессирования сколиоза составляют девочки с поздним появлением менструального цикла (в 15—16 лет).
Курс лечения длительный— до 1 года, в случае благоприятного лечения сколиоза (не прогрессирует) занятия лечебной физкультурой должны быть продолжены, но ребенку нужно расширить двигательный режим и разрешить занятия в подготовительной группе; если в последующие годы сколиоз не прогрессирует, то ребенок может заниматься в основной группе и ему можно разрешить занятия в спортивных секциях. Лучшие виды спорта, которые можно рекомендовать для этих детей — лыжи, плавание, волейбол.
Современные методы лечения сколиоза — консервативный и оперативный.
Консервативное лечение включает в себя:
1) лечебную физкультуру;
2) Корригирующие гипсовые кроватки; или этапные гипсовые корсеты;
3) этапную редрессацию аппаратами;
4) ношение корригирующих и поддерживающих корсетов;
5) массаж;
6) элементы спорта;
7) правильный ортопедический режим:
1) жесткая постель с маленькой подушкой;
2) правильно организованное рабочее место;
3) разгрузочный час в середине дня (во время дневного пребывания в постели ребенок должен лежать на спине или на животе, ночью для обеспечения полноценного отдыха тела не нужно ограничивать положение его на боку);
4) ограничение бега, прыжков, подскоков, катания на велосипеде, коньках;
5) запрещение занятий в спортивных секциях;
6) ограничение подвижности позвоночника (избегать наклонов и вращений);
7) не поднимать и не носить тяжести.
Детям младшего школьного возраста портфель заменить ранцем, в старшем школьном возрасте при ношении портфеля чаще менять руки.
Очень важно не допускать утомления мышц ребенка, страдающего сколиозом. При длительном сидении в одной позе быстро устают мышцы спины, и ребенок начинает сутулиться. Поэтому детям младшего школьного возраста через каждые 15—20 минут необходимо устраивать физкультпаузы, а во время перемены между уроками все дети обязательно должны походить, проделать несколько упражнений, расправляющих грудную клетку, 2—3 дыхательных упражнения. То же самое рекомендуется делать и дома при приготовлении уроков. Устные уроки лучше готовить не сидя. Предлагается два варианта разгрузочных положений для позвоночника:
1) встать на стул на колени, а на стол опереться локтями и предплечьями;
2) лежа на животе на своей жесткой постели, положив валик под подбородок, руки перед грудью локтями в стороны. Книгу надо отодвинуть от глаз на 30—35 см и поставить на подставку. Плоскость подставки должна быть перпендикулярна углу зрения. Свет должен падать на читаемую страницу, а не в глаза.
Из элементов спорта рекомендуются лыжные прогулки по ровной местности, элементы волейбола (передачи мяча от груди двумя руками), элементы баскетбола (броски в корзину от груди двумя руками), плавание.
При плавании тело находится в горизонтальном положении, чем снимается статическая нагрузка на позвоночник. Дыхание при плавании имеет свои характерные особенности, так как при вдохе плывущему приходится преодолевать давление, оказываемое водой на туловище, а при выдохе, производимом в воду, преодолевать давление воды. В результате дыхательные мышцы тренируются значительно больше, чем при других физических упражнениях, что естественно способствует гармоничному развитию грудной клетки. Положительной является и эмоциональная насыщенность занятий плаванием.
Плавание целесообразно применять только в комплексе с другими лечебно-профилактическими мероприятиями (корригирующая гимнастика, массаж и т. д.).
При плавании с лечебными целями рекомендуется использовать при сколиозе в поясничном отделе позвоночника движения рук как при плавании брассом, зафиксировав ноги на плоскости пенопласта, а при сколиозе в грудном отделе позвоночника — движения ног как при плавании кролем, зафиксировав руки.
Лечебная физкультура, в связи с широким диапазоном действия, занимает одно из ведущих мест в терапии сколиоза.
Основной формой лечебной физкультуры при сколиозе является корригирующая гимнастика, проводимая на фоне выполнения ребенком специального ортопедического режима,
Цели корригирующей гимнастики:
1) остановить прогрессирование процесса искривления, стабилизировать позвоночник путем создания вокруг него сильного мышечного корсета, т. е. укрепления мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса;
2) воспитать навык активно удерживать симметричное положение тела, т. е, навык правильной осанки;
3) там, где возможно и насколько возможно исправить дугу искривления;
4) повысить общий тонус организма, улучшить функцию органов дыхания и сердечнососудистой системы;
5) развить волевые качества и создать психологический стимул у детей для дальнейшего лечения.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ И СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ
Занятия корригирующей гимнастикой проводятся групповым методом. Индивидуализация лечебного воздействия при групповом методе достигается комплектованием небольших групп по 10 — 12 детей, однородных по возрасту и полу, и назначением индивидуальных упражнений и дозировки. Занятия должны проводиться ежедневно. Форма занятия — урок, длительностью 45 минут, построенный на основе распределения физической нагрузки с несколькими вершинами. Обычно таких вершин 3 — 4. Наибольшая нагрузка падает на основную часть урока, когда физические упражнения охватывают крупные мышечные группы с элементами напряжения. Это соответствует 2 — 3-й вершине физиологической кривой.
Урок состоит из 3-х частей: 1) подготовительной, 2) основной, 3) заключительной. Первая часть урока является вводной ступенью к предстоящей основной задаче - подготовка организма к специальным лечебно-корригирующим физическим упражнениям. В этом разделе нужно стремиться развить у детей более свободные движения, устранить скованность, привести тело в правильное положение. В содержание этого раздела входит ряд физических упражнений, направленных на улучшение работы дыхательной и сердечнососудистой систем, воспитание правильной осанки, поднятие дисциплины и собранности детей.
В основной части урока используются физические упражнения, направленные на восстановление силовой выносливости мышцы, естественного мышечного корсета ребенка. Включаются упражнения на воспитание правильного дыхания, упражнения на воспитание координационных качеств. На более поздних этапах лечения включаются локальные физические упражнения, оказывающие корригирующее воздействие на деформации позвоночника. При этом нужно соблюдать принцип рассеянной нагрузки с постоянным количественным увеличением ее.
В конце основной части урока с целью переключения детей на положительные эмоции вводятся игры с применением элементов спорта, повышающие настроение, активность, бодрость, усиливающие работу дыхательной и сердечнососудистой систем. В игры можно включать элементы коррекции с учетом имеющихся отклонений, упражнения на воспитание правильной осанки и т. д.
Заключительная часть урока преследует цель снижения физической нагрузки на сердечнососудистую систему, нервно-мышечный и дыхательный аппараты. Упражнения выполняются в медленном темпе. Движения выполняются более спокойно, пластично, элементами расслабления, при которых создаются лучшие условия для кровоснабжения мышц, всегда применяются дыхательные упражнения.
Урок заканчивается спокойной ходьбой с выравниванием осанки и ее проверкой.
В уроке лечебной гимнастики особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям. Нужно широко использовать дыхательные упражнения с целью выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, а также упражнения в сочетании дыхания с различными движениями рук, ног, направленных на улучшение координации движений. Каждое физическое упражнение должно проделываться свободно, без задержки дыхания. В тех случаях, когда она неизбежна, после окончания упражнения надо дать дыхательное упражнение, для восстановления нарушенного дыхания. Необходимо выделить приемы обучения различным типам дыхания: грудному, брюшному, смешанному (полному) дыханию. Нужно включать дыхательные упражнения на координацию дыхательного акта с движениями конечностей и туловища (динамические дыхательные упражнения) с целью обучения свободному использованию того или иного типа дыхания (в зависимости от положения тела) и подчинения своей воле ритма и скорости дыхательных движений, чтобы впоследствии уметь связать их с любой физической работой.
Предлагаемые 2 комплекса корригирующей гимнастики рассчитаны на 1 курс лечения длительностью 9 месяцев. (См. приложение № 1).
По окончании курса лечения в случае благоприятного эффекта (сколиоз не прогрессирует, мышечный корсет сильный) ребенка можно перевести на самостоятельные занятия в домашних условиях под наблюдением родителей, выдав комплекс симметричных физических упражнений для дальнейшего повышения силовых качеств мышечного корсета вокруг позвоночника. Рекомендуется полгода продолжать этот этап лечения с последующим контролем состояния позвоночника у хирурга по месту жительства. Если и через полгода ухудшения состояния нет, то можно рекомендовать ребенку расширение двигательного режима, за исключением поднятия тяжестей, постель остается прежней.
На протяжении всего курса лечения не рекомендуется частая смена физических упражнений в уроках корригирующей гимнастики. Каждый комплекс упражнений, составляющих урок корригирующей гимнастики, рекомендуется менять только через 2—3 месяца, постепенно увеличивая нагрузку на мышцы в симметричных упражнениях за счет удлинения рычага, сопротивления (амортизаторы), отягощения в исходном положении лежа (гантели, манжетки с песком).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
КОНСПЕКТ № 1 урока корригирующей гимнастики при сколиозах 1—3 степени неуравновешенной формы
I этап лечения.
Основные задачи:
1. Воспитание навыка правильной осанки.
2. Укрепление мышечного корсета.
Применяемые предметы: Гимнастические палки.
№ | Исходное положение | Выполнение упражнения | Дозировка | Методические указания | Цель упражнения |
1 | Лежа на спине, руки под головой. | О т д ы х | 5 минут | Лежать прямо, расслабленно. | Разгрузить позвоночник и дать отдых мышцам перед нагрузкой. |
2 | Лежа на спине, руки вверху чуть шире плеч. | Продолжительные потягивания руками вверх в чередовании с кратковременными расслаблениями. | 6-8 раз. | Во время потягивания стопы разгибать (на себя). Дыхание произвольное, не задерживать. | Легкое вытяжение позвоночника. |
3 | Лежа на спине, руки вдоль туловища чуть шире плеч, ладонями вперед. | Сч. 1 — кисти к плечам, пальцы сжать в кулак, поднять левую ногу вперед, согнутую в коленном и тазобедренном суставах под углом 90°. Сч. 2 — и. п. Сч. 3 — 4 — то же с правой ногой. | 6-8 раз. | В и. п. — вдох, на сч. 1 — 2 — выдох, дыхание не глубокое, обычное. | Общеукрепляющее воздействие с целью подготовить организм к нагрузке. |
4 | То же | Сч. 1 — поднять левую прямую ногу под углом 45° над полом и руки вперед. Сч. 2— и. п. Сч. 3—4— то же с правой ногой. | 6-8 раз. | В и. п. — вдох, на сч. 1 — 2 — выдох. | Укрепить мышцы живота и плечевого пояса. |
5 | Лежа на спине, руки на поясе. | Сч. 1 — 2 — скользя по полу, развести ноги врозь шире плеч. Сч. 3 — 4 — скользя по полу, соединить ноги. | 6-8 раз. | Дыхание произвольное. | Укрепляющее воздействие на боковые мышцы туловища. |
6 | Лежа на спине, руки под головой. | Сч. 1 — поднять левую прямую ногу до угла 45° над полом. Сч. 2 — поднять правую ногу, согнутую под углом 90° в коленном и т/б суставах. Сч. 3 — 4 — и. п. Сч. 5 — 8 — то же. поднимая правую, прямую, ле-левую согнутую ноги. | 6 — 8 раз. | Строго соблюдать симметричность. Вдох в и. п. и на сч. 1— 2—3—4 выдох. Согнутую ногу выпрямлять, скользя по полу. | Укрепляющее воздействие на мышцы брюшного пресса. |
7 | Лежа на спине, руки вдоль туловища. | Поднимая руки вверх, потянуть их и сделать глубокий вдох. Медленно опуская руки, сделать медленный выдох. | 3 — 4 раза. | Вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. | Нормализовать ритм дыхания, снизить общую нагрузку, укрепить дыхательную мускулатуру. |
8 | Лежа на спине, руки под головой, ноги стоят согнутые под углом 90° в коленных суставах. | Сч. 1 — выпрямить левую ногу под углом 45 — 50° над полом. Сч. 2 — выпрямить правую ногу под углом 45 — 50° над полом. Сч. 3 — поставить левую ногу в и. гг. Сч. 4 — поставить правую ногу в и. п. Затем то же, начиная с правой ноги. | 6—8 раз. | При увеличении поясничного лордоза на сч. 2 поднимать ноги чуть выше. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепляющее воздействие на мышцы брюшного пресса. |
9 | Лежа на спине, ноги стоят согнутые под углом 90" в коленных суставах, руки лежат ладонями на животе. | Диафрагмальное дыхание | 3 — 4 раза. | Вдох глубокий через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. Темп индивидуальный. | Нормализовать ритм дыхания, снизить общую нагрузку, укрепить дыхательную мускулатуру. |
10 | Лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. | Сч. 1 — кисти к плечам, сжать кулаки. Сч. 2 — руки вперед, пальцы выпрямить. Сч. 3 — 4 — руки вверх. Сч. 5 — 6 — руки вперед. Сч. 7 — кисти к плечам, сжать пальцы в кулак. Сч. 8 — и. п. | 6—8 раз. | Выполнять с напряжением. Дыхание произвольное. | Укрепляющее воздействие на мышцы плечевого пояса. |
11 | Лежа на спине, руки под головой, ноги стоят согнутые под углом 90° в коленных суставах. | Велосипедные движения поднятыми ногами. | 16—20 движ. | Ноги поочередно выпрямлять полностью под углом 45 — 50° над полом. Дыхание произвольное, не задерживать. Впоследствии добиться одновременного с движениями ног попеременного сгибания и разгибания стоп. | Укрепляющее воздействие на мышцы брюшного пресса. |
12 | Повторить упражнение № 9. | Диафрагмальное дыхание |
|
|
|
13 | Лежа на спине, руки под головой. | Сч. 1 — поднять левую ногу до угла 45 — 50° над полом. Сч. 2 — поднять правую ногу до угла 45 — 50° над полом. Сч. 3 — положить левую, прямую ногу. Сч. 4 — положить правую прямую ногу. Затем то же с правой ноги. | 6—8 раз. | При увеличении поясничного лордоза на сч. 2 поднимать чуть выше ноги. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепляющее воздействие на мышцы брюшного пресса. |
14 | Повторить упражнение № 7 | (дыхательное). |
|
|
|
Поворот со спины на живот с прямой спиной. |
| Чередовать симметрично. | |||
15 | Лежа на животе, руки вверху, чуть шире плеч. | Сильные продолжительные потягивания руками вверх в чередовании с кратковременными расслаблениями. | 6—8 раз. | Дыхание произвольное, не задерживать. | Легкое вытяжение позвоночника. |
16 | Лежа на животе, кисти под подбородком. | Сч. 1 — ноги врозь. Сч. 2 — и. п. Сч. 3 — поднять левую ногу. Сч. 4 — и. п. Сч. 5 — В — то же с правой ногой. | 8—10 рал. | Поднимая ногу, таз не поворачивать. | Укрепляющее воздействие на мышцы тазового пояса. |
17 | Лежа на животе, кисти под подбородком, ноги на ширине плеч. | Сч. 1 — поднять плечевой гтояс. Сч. 2 — кисти к плечам, свести лопатки. Сч. 3 — держать. Сч. 4 — и. п. | 6 — 8 раз. | Сильно не прогибаться. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепляющее воздействие на мышцы спины. |
18 | Лежа на животе, руки вверху чуть шире плеч. | Сч. 1 — поднять левую ногу и правую руку. Сч. 2 — и. п. Сч. 3 — 4 — то же правой ногой и левой рукой. | 6 — 8 раз. | Амплитуда небольшая, плечевой пояс и таз не поворачивать. | Укрепляющее воздействие на мышцы спины. |
19 | Лежа на животе, кисти под подбородком. | Сч. 1 — поднять левую ногу и плечевой пояс. Сч. 2 — кисти к плечам, свести лопатки. Сч. 3— держать. Сч. 4 — и. п. Затем то же с правой ноги. | 6—8 раз. | Сильно не прогибаться. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепляющее воздействие на мышцы спины. |
20 | Лежа на животе, подбородок на кулаках, Поставленных друг на друга. | Дыхательное упражнение. | 3 — 4 раза. | Вдох глубокий через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. Темп индивидуальный. | Нормализовать ритм ды-хания. Снизить общую нагрузку. Укрепить дыхательную мускулатуру. |
21 | Лежа на животе, кисти под подбородком. | Сч. 1 — поднять левую ногу и плечевой пояс. Сч. 2 — кисти к плечам, свести лопатки. Сч. 3 — 4 — одно круговое вращение плечами назад, сводя лопатки. Сч. 5 — руки потянуть вверх. Сч. 6 — кисти под подбородок. Сч. 7 — 8 — и. п. Затем то же с правой ноги. | 6 раз. | Поднимая ногу, таз не поворачивать. Дыхание произвольное. | Укрепляющее воздействие на мышцы спины и плечевого пояса. |
22 | Повторить упражнение № 20 | (дыхательное) . |
|
|
|
23 | Лежа на животе, кисти под подбородком, ноги на ширине плеч. | Сч. 1 — поднять ноги и плечевой пояс. Сч. 2 — кисти к плечам, свести лопатки. Сч. 3 — пауза. Сч. 4 — и. п. | 6—8 раз. | Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепляющее воздействие на мышцы спины. |
24 | Повторить упражнение № 20 | (дыхательное) |
|
|
|
25 | Лежа на животе кисти под подбородком. | Сч. 1 — поднять плечевой пояс и ноги. Сч. 2 — • кисти к плечам, свести лопатки, ноги врозь. Сч. 3 — кисти под подбородок, ноги вместе. Сч. 4 — и. п. | 6—8 раз. | Ноги разводить пошире. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепляющее воздей-ствие на мышцы спины. |
26 | Повторить упражнение № 20 | (дыхательное). |
|
|
|
27 | Стоя спиной к гимнастической стенке. | Принятие правильной осанки в чередовании с кратковременными расслаблениями. | 2 МИН. | Прислоняться затылком, сведенными лопатками, ягодицами и пятками. Выравнивать уровень плеч. Поправлять индивидуально. | Тренировать мышечно-суставное чувство правильной осанки. |
28 | Стоя левым боком к гимн, стенке на расстоянии вытянутой руки. Левой рукой держаться за рейку хватом сверху на уровне плеч, правая на поясе. | Сч. 1 — поднять правую прямую ногу вперед. Сч. 2 — и. п. Сч. 3 — поднять правую прямую ногу в сторону. Сч. 4 — и. п. | 6—8 раз. | Затем то же левой ногой, стоя правым боком к гимн, стенке. Соблюдать правильную осанку. Не делать движений туловищем. Руку, опирающуюся о гимн, стенку, не сгибать. | Укрепить мышцы брюшного пресса и боковые мышцы туловища. |
29 | Стоя лицом к гимнастической стенке на приступке, руки вверху хватом сверху за самую верхнюю по индивид, возможностям рейку. | Сч. 1 — левую руку и правую ногу назад. Сч. 2 — и. п. Сч. 3 — 4 то же с правой рукой и левой ногой. | 6 раз. | Амплитуда движений небольшая. Плечевой пояс и таз не поворачивать. | Легкое вытяжение позвоночника и укрепляющее воздействие на мышцы спины. |
30 | Стоя с правильной осанкой. | а) ходьба по залу с правильной осанкой, раздача гимн, палок; б) гимн, палка на лопатках. Ходьба по залу на носках, на пятках, на наружных сводах стоп. | 2 мин. 3 мин. | Следить за соблюдением правильной осанки. Поправлять индивидуально. | Воспитание навыка правильной осанки. Профилактика плоскостопия. |
31 | Стоя с правильной осанкой, гимн, палка перед грудью хватом сверху на ширине плеч, локти в стороны. | В ходьбе по залу на 4 шага — руки вперед; 4 шага — руки вверх, 4 шага — палку на лопатки, 4 шага — руки вверх, 4 шага — руки вперед, 4 шага — и. п. | 6 раз. 2 мин. | Следить за соблюдением правильной осанки. Поправлять индивидуально. | Воспитание навыка правильной осанки. Укрепляющее воздействие на мышцы плечевого пояса. Снижение общей нагрузки на организм. |
Возвращение гимн.палок на место и подход к своим местам, к своим простынкам с правильной осанкой | 1 мин. | Следить за соблюдением правильной осанки. | Воспитание навыка правильной осанки. | ||
32 | Стоя в одну шеренгу лицом к простынкам. | Дыхательное упражнение. Взятие простынок с правильной осанкой. | 3 — 4 раза. | известны. Следить за соблюдением правильной осанки. | Снижение общей нагрузки на организм. Воспитание навыка правильной осанки. |
Принятие правильной осанки и организационный выход из зала |
КОНСПЕКТ № 2 урока корригирующей гимнастики при сколиозах 1—3 степени неуравновешенной формы.
2-й этап лечения.
Основные задачи:
1. Воспитание навыка правильной осанки.
2. Укрепление мышечного корсета.
3. Индивидуальная коррекция дуги искривления,
Применяемые предметы:
1. Гантели.
2. Мешочки с песком.
Примечание: мешочки с песком привязывать перед началом урока к нижней трети голеней, гантели класть со стороны головы также перед началом урока. Вес гантелей и мешочков подбирается индивидуально.
№ | Исходное положение | Выполнение упражнения | Дозировка | Методические указания | Цель упражнения |
1 | Лежа на спине, руки под головой. | Отдых | 5 МИН. | Лежать прямо, расслабленно. | Разгрузить позвоночник и дать отдых мышцам перед нагрузкой. |
2 | Лежа на спине, руки вверху, чуть шире плеч. | Продолжительные потягивания руками вверх в чередовании с кратковременными расслаблениями. | 6 — 8 раз. | Во время потягивания стопы разгибать (на себя). Дыхание произвольное, не задерживать. | Легкое вытяжение позвоночника. |
3 | Лежа на спине, руки вдоль туловища, чуть шире плеч, ладонями вперед. | Сч. 1 — поднять левую прямую ногу до угла 40 — 45° над полом, кисти к плечам, пальцы сжать в кулак. Сч. 2 — и. п. Сч. 3 — 4 — то же с правой ноги. | 6—8 раз.
| Кисти к плечам с наружной стороны, локти опущены. В и. п. — вдох, на сч. 1 и сч. 3 — выдох. | Общеукрепляющее воздействие с целью подготовить организм к нагрузке и легкое укрепляющее воздействие на мышцы брюшного пресса. |
4 | То же, в руках гантели. | Сч. 1 — поднять левую прямую ногу до угла 40 — 45° над полом и правую руку вперед. Сч. 2 — отвести левую ногу в сторону и положить, правую руку также положить в сторону. Сч. 3 — 4 — то же правой ногой и левой рукой. Сч. 5 — кисти к плечам, локти в стороны и начать сводить ноги, нажимая пятками на пол. Сч. 6 — и. п. Затем то же, начиная с правой ноги. | 6—8 раз. | Кисти к плечам с наружной стороны, локти в стороны. Дыхание произвольное, не задерживать. | Общеукрепляющее воздействие с целью подготовить организм к нагрузке и легкое укрепляющее воздействие на мышцы брюшного пресса, тазового дна и плечевого пояса. |
5 | Лежа на спине, руки под головой, одна нога стоит согнутая, другая поднята прямая под углом 45° над полом | Имитация велосипедных движений поднятыми ногами. | 20—25 движений. | Ноги поочередно выпрямлять полностью под углом 40 — 45° над полом. Одновременно с движениями ног производить попеременное сгибание и разгибание стоп. | Укрепляющее воздействие на мышцы брюшного пресса. |
6 | Лежа на спине, ноги стоят согнутые под углом 90° в коленных суставах, руки лежат ладонями на животе. | Диафрагмальное дыхание. | 3—4 раза. | Вдох глубокий через нос, выдох ртом, сложив губы трубочкой. Темп индивидуальный . | Нормализовать ритм дыхания, снизить общую нагрузку, укрепить дыхательную мускулатуру. |
7 | Лежа на спине, руки в стороны ладонями вперед. В руках гантели. | Сч. 1 — скользя стопой по полу, согнуть правую ногу, одновременно левую прямую поднять вперед под углом 45° и руки вперед. Сч. 2 — выпрямить правую ногу параллельно левой, руки к плечам, локти в стороны. Сч. 3 — положить прямую левую ногу, руки вперед. Сч. 4 — и. п. Затем то же с другой ноги. | 6—8 раз. | Вес гантелей подбирается индивидуально. На Сч. 1 — бедра держать сомкнутыми на одном уровне. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепить мышцы плечевого пояса и брюшного пресса. |
8 | Лежа на спине, руки к плечам, локти опущены и прижаты к грудной клетке. | Скользя по полу, поднять локти вверх — вдох. Скользя по полу, опустить локти и прижать их к грудной клетке сбоку — выдох. | 3 — 4 раза. | Вдох глубокий через нос, выдох с усилием через рот, сложив губы трубочкой. | |
9 | Лежа на спине, ноги врозь пошире плеч, руки в стороны ладонями вперед. В руках гантели. | Сч. 1 — руки вперед. Сч. 2 — левую вверх, правую вниз. Сч. 3 — руки вперед. Сч. 4 — правую вверх, левую вниз. Сч. 5 — руки вперед. Сч. 6— и. п. | 6 — 8 раз. | Вес гантелей подбирается индивидуально. | Укрепляющее воздействие на мышцы плечевого пояса. |
10 | Лежа на спине, руки под головой. | Сч. 1 — поднять левую ногу под углом 45° над полом. Сч. 2 — поднять правую ногу под углом 45° над полом. Сч. 3 — согнуть ноги под углом 90° в коленных и т-б суставах. Сч. 4 — выпрямить ноги под углом 45° над полом. Сч. 5 — положить левую ногу. Сч. 6 — положить правую ногу. Затем то же с правой ноги. | 6—8 раз. | При увеличении лордоза во время упражнений поднимать ноги повыше, но дать задание на дом повторять это упражнение в УГГ. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепить мышцы брюшного пресса. |
11 | Лежа на спине, руки вдоль туловища. | Поднимая и потягивая руки вверх — вдох, опуская руки • — выдох. | 3—4 раза. | Вдох глубокий через нос, выдох ртом плавный, полный, с усилием. | Известна. |
12 | Лежа на спине, руки под головой. | Сч. 1 — поднять правую ногу под углом 45° над полом. Сч. и — поднять левую ногу под углом 45° над полом. Сч. 3 — развести ноги врозь пошире. Сч. 4 — соединить ноги. Сч. 5 — положить правую Сч. 6 — положить левую ногу. Затем то же с левой ноги. | 6—8 раз. | При увеличении лордоза во время занятий поднимать ноги повыше, но дать задание на дом повторить это упражнение в УГГ. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепить мышцы брюшного пресса. |
13 | Лежа на спине. | Динамическое дыхательное упражнение. | 3 — 4 раза. | ||
Поворот со спины на живот с прямой спиной |
| Чередовать симметрично |
| ||
14 | Лежа на животе. руки вверху чуть шире плеч. | Сильные продолжительные потягивания в чередовании с кратковременными расслаблениями. | 6—8 раз. | Дыхание произвольное, не задерживать. | Легкое вытяжение позвоночника. |
15 | Лежа на животе, руки под подбородком. | Сч. 1 — поднять левую ногу и плечевой пояс, свести лопатки. Сч. 2- — 3 — держать. Сч. 4 — и. п. То же с правой ноги. | 6—8 раз. | Ногу поднимать так, чтобы таз не поворачивался, сильно не прогибаться. Дыхание произвольное, 'не задерживать. | Укрепить мышцы спины. |
16 | То же | Сч. 1 — поднять левую ногу. Сч. 2 — поднять правую ногу. Сч. 3 — ноги врозь. Сч. 4 — положить ноги. Сч. 5 — 6 — нажимая на пол носками, соединить ноги. Затем то же с правой ноги. | 6—8 раз. | Ноги разводить на одинаковое расстояние от середины. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепить мышцы поясницы и тазового пояса. |
17 | Лежа на животе, руки под подбородком. | Сч. 1 — поднять левую ногу и плечевой пояс. Сч. 2 — кисти к плечам, свести лопатки. Сч. 3 — руки вверх. Сч. 4 — кисти к плечам, свести лопатки Сч. 5 — держать. Сч. 6 — и. п. Затем то же с правой ноги. | 6—8 раз. | Ногу поднимать так, чтобы таз не поворачивался. Руки выпрямлять над полом повыше. Сильно не прогибаться. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепить мышцы спины и плечевого пояса. |
18 | Лежа на животе подбородок на кулаках, поставленных друг на друга | Глубокий вдох через нос. Плавный выдох ртом сложив губы трубочкой | 3 — 4 раза. | Отрегулировать ритм дыхания, укрепить дыхательную мускулатуру. Снизить общую нагрузку на организм. | |
19 | Лежа на животе, руки в стороны, в руках гантели. | Сч. 1 — поднять руки свести лопатки и поднять левую ногу. Сч. 2 — 3 — пауза. Сч. 4 — и. п. Затем то же с правой ноги. | 6—8 раз. | Таз не поворачивать, не качаться. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепить мышцы спины. |
20 | Лежа на животе, кисти у плеч, в руках гантели, ноги шире плеч. | Сч. 1 — поднять плечевой пояс, свести лопатки. Сч. 2 — руки в стороны. Сч. 3 — кисти к плечам. Сч. 4 — руки вверх. Сч. 5 — кисти к плечам. Сч. 6— и. п. | 6 — 8 раз. | Туловищем не качать, руки выпрямлять полностью выше над палом. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепить мышцы спи- -ны и плечевого пояса. |
21 | Повторить упражнение № 18 |
|
|
|
|
22 | Лежа на животе, руки вверху. | Поднять прямые ноги и проделать ногами «ножницы» вертикально. | 20—30 движений. | Ноги прямые, бедра не должны касаться пола. Голову не поднимать. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепить мышцы спины и тазового пояса. |
23 | Повторить упражнение № 18 |
|
|
|
|
24 | Лежа на. животе, кисти под подбородком, в руках гантели. | Сч. 1 — поднять плечевой пояс, кисти к ппечам, лопатки свести и поднять ноги. Сч. 2 — руки в стороны. Сч. 3 — кисти к плечам, лопатки свести. Сч. 4 — и. п. | 6—8 раз. | Руки выпрямлять пол-ностью повыше над полом. Бедра не должны касаться пола. Дыхание произвольное, не задерживать. | Укрепить мышцы спины и поясницы, плечевого пояса. |
25 | Повторить упражнение № 18 |
|
|
| |
26 | Стоя левым боком к гимн, стенке на расстоянии вытянутой руки. Левой рукой держаться за рейку хватом сверху на уровне плеч, правая рука на поясе. | Сч. 1 — поднять правую прямую ногу повыше вперед. Сч. 2 — и. п. Сч. 3— поднять правую прямую ногу з сторону повыше. Сч. 4— к. л. | 6—8 раз. | Затем то же с левой ногой, стоя правым боком к гимн, стенке. Соблюдать правильную осанку. Не делать движений туловищем. Руку, опирающуюся на гимн, стенку, не сгибать. | Укрепить мышцы брюшного пресса и боковые мышцы туловища. |
27 | Стоя левым боком к гимн, стенке на расстоянии вытянутой руки. Левой рукой держаться хватом за рейку сверху на уровне плеча, правая рука вдоль туловища | Сч. 1 — правую руку вверх, правую ногу поднять назад. Сч. 2 — и. п. | 6—8 раз. | Затем то же с левой рукой и левой ногой, стоя правым боком к гимн, стенке. Соблюдать правильную осанку, не делать движений туловищем. Руку, опирающуюся на гимн, стенку, не сгибать. | Укрепить мышцы спины. |
28 | Индивидуальное. | Индивидуальное, корригирующее упражнение. |
| Следить за точностью выполнения движений, за соблюдением правильной осанки, за равномерностью дыхания. | Индивидуальная коррекция дуги искривления. |
29 | Стоя с правильной осанкой. | Ходьба по залу с правильной осанкой с различными движениями рук и с различными положениями стоп. | 3 мин. | Следить за соблюдением правильной осанки. Поправлять индивидуально. | Снижение общей нагрузки, воспитание навыка правильной осанки. Профилактика плоскостопия. Укрепляющее воздействие на мышцы плечевого пояса со снижающейся нагрузкой. |
30 | Стоя с правильной осанкой в одну шеренгу у своих простынок. | Дыхательное упражнение. | 3 раза. | Известны. | Известна. |
Взятие и свертывание простынок с правильной осанкой. Организованный выход из зала с правильной осанкой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин Б. А. «Теория и методика физического воспитания», изд. «Просвещение», Москва, 1979 г.
2. Арсланов В. А. «Педагогические условия формирования осанки школьников младшего возраста в учебной деятельности», Казань, 1985 г.
3. Аухадеев Э. И., Галеев С. С., Сафин М. Р. «Уроки физического воспитания специальной и подготовительной медицинских групп», Казань, 1984 г.
4. Гусев А. Ф. Сергеев Ю. П. «Анатомия», изд. «Медицина», Москва, 1986 г.
5. Каптелин А. Ф. «Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата», изд. «Медицина», Москва, 1969 г.
6. Козьмии А. И., Кон И. И., Беленький Б. Н. «Сколиоз», изд. «Медицина», Москва, 1981 г.
7. Мартынова К. В., Эпштейн Г. Г. «Ортопедия», изд. «Медицина», 1966 г.
8. Мовшович И. А., Риц И. А. «Рентгенодиагностика и принципы лечения сколиоза», изд. «Медицина», Москва, 1969 г.
9. Неифельд И. С. Материалы докладов научно-практическом конференции по проблеме лечебного применения физических упражнений в воде», Москва, 1967 г.
10. Программа средней школы, физическая культура для учащихся 4 —10 классов и школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Изд. «Просвещение», Москва, 1979 г.
11. Попелянский А. Я., Попелянский Я. Ю. «Пропедевтика вертеброгенных заболеваний нервной системы», Казань, 1985 г., с. 29.
12. Рубцова А. А. «Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников», изд. «Медицина», Москва, 1955 г.
13. Рейзман А. М., Багров Ф. И. «Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах», изд. «Медицина», Москва, 1963 г.
14. Учебник инструктора по лечебной физкультуре (для институтов физической культуры). Изд. ФиС., Москва, 1980 г.
15. Хрущев С. В. «Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников», изд. «Медицина», Москва, 1980 г.