За здоровый образ жизни
«За здоровый образ жизни».
Сегодня, в условиях, когда происходит переосмысление духовных и нравственных ценностей, каждый стремится посмотреть на себя, на свои задачи, перспективы. Формирование мотивации здорового образа жизни учащихся – это создание в школе на внеклассных мероприятиях, деятельности условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознание их учеником и дальнейшее его саморазвитие, формирование мотивационной сферы. Творческое применение имеющихся в моем распоряжении арсенала средств и методов обучения позволило построить свою систему работы, разработать программу, обобщить имеющийся опыт.
Актуальность программы в том, что здоровье, здоровый образ жизни должны стать непосредственным содержанием личности. Программа ориентирована на каждого ученика. Педагог обучает навыкам межличностных и личностных коммуникаций, физических и психических нагрузок, от упражнений до оказания первой медицинской помощи, в которых принимают участие учащиеся, родители, городские службы, общественность.
Моя методическая система связана с образовательной программой нашей школы, которая направлена на ориентацию здорового образа жизни, формирования здоровьенаправленного мышления, подготовка здоровой социально-адаптированной личности, функционально грамотной и мобильной. В 2009 году программа «Школа – территория здоровья 2009» отмечена Дипломом второй степени на Республиканском конкурсе программ, содействующих здоровью,подписанная А.Х.Гильмутдиновым, министром образования и науки Республики Татарстан.
Цели и задачи программы: Поддержка и развитие физического и психического здоровья детей, ориентация на становление и развитие интеллектуальной, функционально -грамотной, социально-мобильной личности.
Принципы, заложенные в программе:интерес, учет возрастные особенности, уровень развития, состояние здоровья, мотивация.
Основная стратегия учителя в этом направлении:ориентация на здоровый образ жизни, формирование здоровьенаправленного мышления, подготовка здоровой социально-адаптированной личности, функционально грамотной и мобильной.
Формирование здорового образа жизни не может быть без самого ребенка и его мотивации.
Воспитательная система, заложенная в программе, носит динамический, саморазвивающийся характер.
Духовно-физическое оздоровление и психологическая разгрузка ребят
- Приобщение к традициям национальной культуры
- Физический рост ребенка через удовлетворение личностных потребностей
- Теплая, комфортная эмоциональная атмосфера
- Осознание детьми самоценности и целостности собственной личности, самореализация
- Осознание своей роли в коллективе
- Оздоровление
- Формирование умений и навыков организации взаимоотношений со сверстниками
- Применение полученных знаний, умений, навыков
- Общественное признание.
Основными формами спортивно-оздоровительной деятельности являются модель здорового образа жизни.
Организация всех оздоровительных мероприятий, соревнований по физическому воспитанию детей осуществляется на основе анализа максимально точных данных о состоянии здоровья учащихся. Одним из основных показателей здоровья, определяемым в ходе медицинского осмотра является уровень физического здоровья.
Разнообразны формы проведения спортивно-оздоровительных праздников и мероприятий: турниры и соревнования по спортивным играм, спортивные соревнования, шоу – программы. Они проходят на уровне города: "Весёлые старты", "Экстрим", "Турполоса", "Дни здоровья", на уровне Республики Татарстан (соревнования по разным видам деятельности, «Сабантуй») и России: Всероссийский день бега «Кросс наций», «Лыжня России»,«День молодежи, международной программы: «Фитнесс-Марафон», «Азимут России – 2006-2009», игра «Здорово живешь», «Оранжевый мяч – 2006-2009», ШБЛ, ШФЛ, соревнования по плаванию, городские акции(декада инвалидов, пожилых людей, ветеранов ВОВ).
Активно участвую при проведении городской акции "Молодежь за здоровый образ жизни ", с целью привлечения молодежи предприятий, организаций и учреждений города к систематическим занятиям физкультурой и спортом, популяризации здорового образа жизни, выявления лучших спортивных коллективов среди города Набережные Челны. Участвовала в соревнованиях, посвященные «Году спорта», «Году учителя», среди учащихся и педагогических коллективов Управления образования города Набережные Челны .
В нашей школе действует спортивный комплекс «Олимп», который становится центром досуга и оздоровления жителей микрорайона. Всего в школе действуют 22 объединения по различным видам деятельности. В них занимаются более 438 учащихся. Привлечены спортивные школы города, родители с детьми, трудные подростки, жители микрорайона, спонсоры, предприятия. Деятельность спортивного комплекса строится на основании заинтересованности различных возрастных категорий в занятиях физической культурой и спортом, потребности в общении и осуществляется в соответствии с Положением.
Успешно функционирует актив школы по спортивной работе под названием «Орган самоуправления».
Каждый ученик входит в совет и имеет свои права и обязанности. Высшим органом самоуправления является собрание.
Структура органов самоуправления
В школе выпускается газета «Нас касается», организованная силами учащихся старших классов. Выпускается газета 1 раз в месяц, где полностью отражается спортивная жизнь школы: соревнования, мероприятия, интервью с победителями, фотографии и многое другое, на татарском и русском языках .
Увлекательность и творчество учащихся состоит из:
- Сотрудничества (совместная деятельность педагогов, детей и взрослых)
- Сохранение здоровья детей
- Творческой самореализации
- Развития коммуникативных навыков и организаторских способностей,
включение ребят в социально-значимые отношения (организаторов, лидеров, непосредственно участников – исполнителей массовых дел).
. Такая деятельность позволяет укрепить не только здоровье и боевой дух, но и семейные узы – что немало важно в этой жизни.
Результаты участия воспитанников школы в спортивных соревнованиях.
Год |
уровень |
Соревнования |
Фамилия Имя участника |
Результат |
2007 |
российский |
«Российский Азимут-2007» |
Залялеева Айгуль |
1 место |
2008 |
российский |
Спортивное ориентирование |
Залялеева Айгуль |
3 место |
2008 |
российский |
Первенство по лыжным гонкам |
Залялеева Айгуль |
3 место |
2009 |
российский |
7 Всероссийский юношеский турнир по дзюдо |
Овчинников Владислав |
1 место |
2008 |
российский |
Российский Азимут |
Залялиева Айгуль |
3 место |
2007 |
российский |
Первенство России по легкоатлетическому кроссу в эстафетном беге 4 Х 1 кругу |
Черняк Елена |
3 место |
2004 |
российский |
Первенство России по легкой атлетике в беге на 200 м |
Черняк Елена |
1 место |
2006 |
российский |
Первенство России среди юниоров в беге на 3000 м |
Черняк Елена |
2 место |
2006 |
республиканский |
«Камская Ладья- 2006» |
Аляутдинов Рушан |
1 место |
2008 |
республиканский |
Легкая атлетика-бег 200 м |
Аскарова Альбина |
2 место |
2008 |
республиканский |
Первенство Приволжского района по дзюдо |
Овчинников Владислав |
1 место |
2007 |
республиканский |
Первенство Республики по мини- баскетболу |
Саксин Артем |
1 место |
2009 |
республиканский |
Зимнее первенство Республики Татарстан по футболу |
Агафонов Артур |
2 место |
2009 |
республиканский |
Зимнее первенство Республики Татарстан по футболу |
Агафонов Марк |
2 место |
2009 |
республиканский |
Первенство Республики Татарстан по баскетболу: лучший игрок команды. |
Саксин Артем |
1 место |
2004 |
республиканский |
Первенство России по легкой атлетике |
Черняк Елена |
1 место |
2009 |
республиканский |
Первенство Татарстана по дзюдо |
Ярков Виктор |
1 место |
2009 |
республиканский |
Первенство Татарстана по боксу |
Мазенко Руслан |
2 место |
2008 |
муниципальный |
Первенство города по боксу |
Мазенко Руслан |
1место |
2007 |
муниципальный |
Теория физической культуры и олимпийское движение среди школьников |
Пугач Елена |
4место |
2008 |
муниципальный |
Кубок Мэра по легкой атлетике: бег 200 м |
Аскарова Альбина |
1место |
2008 |
муниципальный |
Открытое первенство ДЮСШОР «Олимпийский» |
Мазенко Руслан |
1место |
2007 |
муниципальный |
Чемпионат города по шахматам среди мужчин |
Аляутдинов Рушан |
3место |
2009 |
муниципальный |
Открытое первенство МАОУ ДОД ДЮСШОР «Олимпийский» по дзюдо |
Овчинников Владислав |
1место |
Участвуем в городских акциях: декада инвалидов, пожилых людей, ветеранов ВОВ. (Форпост), спортивно-массовые мероприятия в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне (соревнования по легкой атлетике, армспрорт, лыжные гонки, коньки, осенний кросс, баскетбол, волейбол).
Организация культурно- досуговой деятельности для различных социальных групп:
Год |
Уровень |
Название |
Количество участников |
2007-2009 |
Всероссийские:
|
Тхэквандо Футбол
|
12 участников 17 участников
|
2007-2009 |
республиканский, муниципальный |
Тхеквандо каратэ футбол по мини – футболу среди образовательных школ в 2009-2010 году ( в рамках Общероссийского проектов «Мини-футбол» в школу» соревнования инвалидов |
12 участников 11 участников 24 участника 15 участников
24 участника
|
2007-2009 |
Муниципальные соревнования в летний период (учащиеся, родители, жители микрорайона) |
Тхэквандо Футбол настольный теннис каратэ шашки-шахматы плавание Давайте познакомимся». «Здравствуй, друг!» Развлекательно-игровая программа. «Казаки- разбойники». Спортивная игра по станциям. Веселый волейбол. «Городок веселых затей» Малая спартакиада. «Шашечный турнир». Спортивные эстафеты. Спортивная игра по станциям, приуроченная Году спорта и ЗОЖ Турнир по настольным играм. «Малый сабантуй». Соревнования инвалидов «Я плюс Мы » - спортивные эстафеты. Дворовые игры Веселый волейбол. «Пять колец олимпиады». Турнир по мини – футболу. |
12 участников 30 участников 10 участников 12 участников 10 участников 10 участников 18 участников 15 участников 20 участников
16 участников 36 участников 20 участников
40 участников 20 участников
40 участников 45 участников
40 участников
35 участников
100 участников
|
2007-2009 |
Муниципальные соревнования |
- Турнир по мини-футболу - «Здорово живешь» - «Зимние забавы» Спартакиада школьников по мини-футболу среди учащихся ОУ.
|
12 участников
12участник
10участниковучастников. |
Дальнейшие перспективы развития данного опыта.
Жизнеспособная личность умеет самостоятельно решать проблемы, которыми озадачивает жизнь. Ей присуща гражданская ответственность, она готова защитить свои права и добросовестно выполнять обязанности.
Для дальнейшего развития данного опыта надо продолжить работу с новейшими образовательными технологиями, используя опыт российских коллег, на сети Сообщества творческих учителей физической культуры.
Воспитательную работу, проводимую совместно с коллегами, администрацией, с активом самоуправления и родительским комитетом, можно считать эффективной, т.к. цели обучения и воспитания в большинстве случаев становятся целями ученика, когда учение представляет собой процесс самообучения, интеллектуального саморазвития воспитанника. Умелое руководство воспитательным процессом в коллективе позволяет добиться и успехов в учебной деятельности. Результатом всех воспитательных мероприятий является благоприятный психологический климат в коллективе, отсутствие правонарушений.