Система оценивания на уроках физики
Система оценивания на уроках физики
Васильева Елена Николаевна, учитель физики
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 496
Московского района Санкт-Петербурга
Основной направленностью общего образования является личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Школьники должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, оценивать и регулировать свою деятельность, что соответствует требованиям Стандарта. Главная задача учителя – создать для ребенка среду – интеллектуальную атмосферу, которая поможет ему раскрыть свои способности и достичь высоких результатов. Поэтому рефлексия становится необходимым условием того, чтобы участники образовательного процесса видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, размышляли над возникающими проблемами, оценивали саму образовательную деятельность и ее результаты.
В рамках экспериментальной площадки районного уровня на базе ГБОУ школа № 496 «Технология формирования устойчивой учебной мотивации учащихся средствами современных методов оценивания индивидуальных достижений» мною была разработана система оценивания на уроках физики.
Целью создания системы оценивания по физике является вовлечение учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, стимулирующую их познавательную активность и развивающую регулятивные универсальные учебные действия (контроль, оценка и самооценка).
Задачи:
· ориентировать образовательный процесс на реализацию требований Стандарта;
· обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения Образовательной программы;
· использовать разнообразные методы и формы оценивания, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
· способствовать формированию мотивации, самооценки и оказание помощи в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
· повысить уровень объективности, гласности в оценивании учителем учебных достижений обучающихся.
При разработке своей системы я придерживалась принципов оценивания, сформулированных в Положении об оценочной деятельности: справедливость и объективность (единые критерии оценивания достижения планируемых результатов обучающихся, известные ученикам заранее); учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; гласность и прозрачность (доступность и понятность информации о критериях достижения учебных целей обучающимися, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы); принципы «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Система оценивания по физике включает в себя:
ü тематические карты оценивания. В них учтены все виды учебной деятельности по теме, выделен обязательный минимум (недостаточный для получения удовлетворительной оценки), виды деятельности, за которые можно получить дополнительные баллы (ответы на уроке, решение задач у доски, самостоятельное решение задач в тетради, выполнение лабораторных работ, домашнее задание, сообщение и т. д.);
ü листы самооценки, которые учащиеся применяют перед промежуточным и
итоговым контролем. Около каждого понятия они ставят знаки: + (знаю, могу применить), - (не знаю), + - (сомневаюсь). Выставляют себе отметку в соответствии со шкалой отметок. Если отметка ученика совпала с полученной отметкой за проверочную работу, то ученику в журнал выставляется две отметки. Такая же система применяется и при оценке контрольной работы;
ü планы характеристик явлений, физических величин, законов, технических
устройств и оценочные карты работы по этим планам;
ü «банк задач» (расположен на блоге isslabuch.blogspot.ru), включающий домашние задачи, решаемые в классе, задачи из контрольной работы. Эти задания расположены по мере возрастания сложности. Решение этих задач позволяют получить дополнительные отметки или дополнительные баллы при условии: задачи должны быть решены к контрольной работе;
ü критерии оценивания контрольных, самостоятельных и лабораторных работ;
ü штрафные баллы;
ü таблица перевода в «5» балльную шкалу.
При применении карт оценивания в 7 классах наиболее успешно работают более простые варианты, когда ученики оценивают результаты работы по конкретным вопросам: например, решение задач по теме. В этих картах учтены основные требования программы к уровню знаний и умений учащихся 7 класса по физике: в результате изучения физики на базовом уровне ученик должен уметь решать задачи на применение изученных физических законов, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
Достаточно активно включаются в работу по оценке и самооценке деятельности на уроке и ученики старших классов. Например, на уроке-конференции в 11 классе, совместно с учениками были разработаны критерии оценивания выступлений учащихся:
1.Соответствие выступления заявленной теме.
2. Владение информацией.
3. Интересно или нет.
4. Качество презентации.
5. Соответствие временным рамкам.
6. Умение ответить на вопросы.
За каждый пункт можно получить от 0 до 3 баллов. В итоге: за 6-11 баллов отметка «удовлетворительно», за 12-15 баллов – «хорошо», за 16-18 баллов – «отлично».
В этом случае все ученики стали активными слушателями, участвовали в обсуждении выступления и выставлении отметки. Сама отметка стала более понятной.
Разработана и применяется система оценивания проектной деятельности обучающихся. Участники Экспертного Совета школы, к которым тоже предъявляются критериальные требования, оценивают работы школьников в соответствии с Положением о проектной деятельности школы.
Положительным результатом оценочной деятельности можно считать усиление активности учащихся на уроках, увеличение количества решенных задач, выполнение пропущенных по болезни лабораторных работ, и, как результат – повышение успеваемости.
Основная сложность при оценочной деятельности - включить в работу всех учеников. В последнее время большое количество учащихся равнодушно воспринимает оценку, изучают предмет поверхностно, не вникая в физическую сущность процессов. При этом успешное оценивание работы на уроке часто успокаивает учеников, они не выполняют домашнее задание, и результат проверочной работы на следующем уроке по соответствующим умениям оказывается низким.
Учитывая требования ФГОС, необходимо совершенствовать систему оценивания, исследуя причины неудач, находя возможности вовлечения в оценочную деятельность всех учащихся.
Система оценивания на уроках физики представлена учительскому сообществу на конференциях школьного, районного и городского уровня
.
Приложение
Примеры элементов системы
Карта самооценки по теме «Электромагнитное поле»
ученика(цы) 9 класса__________________
Содержание темы | Знаю | +/- | Умею | +/- |
|
Магнитное поле:
| чем создается |
| охарактеризовать магнитное поле |
| |
на что действует |
| ||||
описание линий поля |
| нарисовать линии магнитного поля, созданного прямолинейным проводником с током |
| ||
определение однородного |
| ||||
и неоднородного поля |
| постоянными магнитами |
| ||
Магнитное взаимодействие | как взаимодействуют одноименные и |
|
|
| |
разноименные полюсы магнитов |
| ||||
параллельные проводники с током |
| ||||
Направление линий магнитного поля Действие магнитного поля на электрический ток | правило буравчика |
| применить правило буравчика |
| |
правило обхвата правой руки |
| применить правило обхвата правой руки |
| ||
правило левой руки |
| ||||
применить правило левой руки |
| ||||
Индукция магнитного поля Магнитный поток | определение вектора магнитной индукции и |
| рассчитать модуль вектора магнитной индукции |
| |
формулу расчета модуля вектора магнитной индукции |
| определить, как изменяется магнитный поток в конкретных примерах |
| ||
величины, от которых зависит магнитный поток |
| ||||
Явление электромагнитной индукции (ЭМИ) и самоиндукции. Правило Ленца | определение ЭМИ и |
| описать опыты, в которых наблюдается явление ЭМИ |
| |
самоиндукции |
| ||||
правило Ленца |
| и самоиндукции |
| ||
примеры применения и учета явлений (генератор, трансформатор) |
| применить правило Ленца для определения направления индукционного тока |
| ||
Электромагнитные волны Шкала электромагнитных волн | определение |
| применить формулы расчета характеристик волн в решении задач |
| |
характеристики волн |
| ||||
формулы расчета |
| ||||
Колебательный контур. Формула Томсона | определение |
| описать свободные электромагнитные колебания в контуре |
| |
конденсатор; емкость конденсатора; соединения конденсаторов |
| ||||
применить формулы в решении задач |
| ||||
индуктивность катушки |
| ||||
Закон преломления света | формулировка |
| применить для расчета показателя преломления |
| |
относительный и абсолютный показатели преломления |
| ||||
Поглощение и испускание света атомами | формула расчета частоты излучения (поглощения) света |
| применить для расчета частоты излучения (поглощения) света |
| |
Всего + |
| Всего + |
| ||
Отметка |
|
Оцени свою работу на уроке (урок обучения решению задач)
(за каждый пункт – 1 балл)
1. Умею находить заданные и неизвестные величины в тексте задачи
2. Умею записывать «дано»
3. Умею переводить значения величин в СИ
4. Умею выбрать формулы для решения задачи
5. Правильно рассчитываю значения величин
6. Задачи решил самостоятельно
7. Помог на уроке другим ученикам
8. Решил задачи из дополнительной карточки
7 – 8 баллов: «5»
5 – 6 баллов: «4»
3 – 4 балла: «3».
Характеристика явлений
1. Формулировка, выражающая суть (определение) явления.
2. Опытные факты, в которых обнаруживается явление.
3. Объяснение явления на основе теории.
4. Использование и учет явления в практике, проявление в природе.
5.
| Физическое явление | Баллы |
1. Знаю имя ученого, который открыл явление, год открытия | 1 | |
2. Знаю определение явления | 1 | |
3. Знаю примеры явлений из учебника | 1 | |
4. Умею приводить свои примеры явлений | 1 | |
5. Умею рассказать об опыте, в котором наблюдается явление | 1 | |
6. Умею продемонстрировать опыт, в котором наблюдается явление | 1 | |
7. Умею объяснить явление | 1 | |
8. Применяю законы, формулы, определения физических величин для объяснения явления | 1 | |
9. Знаю примеры проявления в природе и применения и учета явления из учебника | 1 | |
10. Умею приводить свои примеры проявления в природе, применения и учета явления | 1 | |
Всего баллов/отметка |
|
ЛИСТ УЧЕТА БАЛЛОВ ПО ТЕМЕ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
Фамилия, имя_________________________ Класс___________________
Обязательный минимум.
Определения, формулы | Оценка | Возможное количество баллов | Полученное количество баллов |
1. Тепловое движение 2. Температура 3. Внутренняя энергия | Ответы на уроке.
| 3 |
|
4. Способы изменения внутренней энергии 5. Теплопередача и ее виды | Д/з. Задание 1. | 1 |
|
Д/з. Упр. 1-3 | 3 |
| |
Тест № 1 «Виды теплопередачи» | 5 |
| |
6. Количество теплоты 7. Удельная теплоемкость вещества 8. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделенного им при охлаждении | Д/з. Упр. 4 | 3 |
|
Тест № 2 «Количество теплоты. Удельная теплоемкость». | 5 |
| |
Решение задач на уроке в тетради. | 5 |
| |
9. Изменение внутренней энергии тел при теплообмене
| Тест № 3 «Сравнение количеств теплоты при теплообмене» | 5 |
|
10. Выделение энергии топлива 11. Удельная теплота сгорания топлива 12. Расчет количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива | Д/з. Упр.5 | 3 |
|
Ответы на уроке. | 3 |
| |
Решение задач на уроке в тетради. | 5 |
| |
Тест № 4 «Энергия топлива» | 5 |
| |
13. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | Д/з. Упр. 6 | 4 |
|
| Итог | 50 |
|
Дополнительные баллы
Действия | Возможные баллы | Полученные баллы | ||
За урок | За тему | За урок | За тему | |
1. Посещение уроков | 0.5 | 6 |
|
|
2. Ведение тетради |
| 12 |
|
|
3.Самостоятельное решение задач на уроке | 2 | 2 - 12 |
|
|
4. Лабораторные работы: - №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» - №2 « Измерение удельной теплоемкости твердого тела» |
5 - 10 | 5 - 20 |
|
|
5 - 10 |
|
| ||
5. Контрольная работа №1 |
| 10 - 30 |
|
|
6. Сообщение |
| 5 – 10 |
|
|
| Итог | - 90 |
|
|
4. Штрафные баллы
1. Прогул урока без уважительной причины | - 1 балл |
2. Отсутствие домашнего задания | - 1 балл |
3. Плохое поведение на уроке | - 1 балл |
4. Неготовность к уроку | - 1 балл |
5. Опоздание на урок без уважительной причины более чем на 7 минут | - 1 балл |
Критерии оценивания контрольных и самостоятельных работ
Объем правильно выполненных работ (в% от общего объема работы) | Баллы |
Не превышает 30% | 5 - 10 |
Не превышает 65% | 11 - 15 |
Превышает 75% | - 30 |
Перевод в «5» балльную шкалу
Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной | Отметка |
90% и более (более 126 баллов по теме) | 5 |
75 – 89% (105 – 125 баллов по теме) | 4 |
60 – 74% (84 – 105 баллов по теме) | 3 |
До 59% (менее 83 баллов по теме) | 2 |
ПРИМЕЧАНИЕ:
- Баллы за обязательный минимум можно набрать: сдать зачет.
-Штрафные баллы можно восстановить: выполнить домашние задания, выучить и ответить пропущенный материал.
-Балл за контрольную работу можно повысить: решить невыполненные задания.