Методическая система "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"
Физика занимает особое место среди учебных дисциплин. Она создаёт у обучающихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяет получать объективные знания об окружающем мире. Это очень важно в современном мире при лавинообразном нарастании потока информации для формирования жизненного опыта детей и выбора пути развития в будущем.
Цель моей работы, как учителя физики, определяется, в первую очередь, нормативными документами, предъявляющими основные требования к результатам обучения. Выпускники школы должны
освоить знания о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации.
В требования образовательной программы включено и
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Наибольшее внимание на уроках уделяется физической природе явлений, физическому смыслу величин. Мое педагогическое кредо можно выразить словами Козьмы Пруткова: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».
При изучении физики формируются у школьников общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции. Приоритетными на уроках физики являются
познавательная деятельность обучающихся:
· использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
· формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия доказательства, законы;
· овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
· приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
информационно-коммуникативная деятельность обучающихся:
· владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
· использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
рефлексивная деятельность обучающихся:
· владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
Для организации учебного процесса по физике используется фронтальная, групповая (в том числе и работу в парах) и индивидуальная формы обучения. Методы обучения включают традиционные и активные виды.
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы, лабораторные работы.
Активные методы обучения основаны на технологии развития критического мышления. Технология – система стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Критическое мышление – интерактивное, творческое, рефлексивное мышление. Мыслить критически – понять и осознать собственное «я», быть объективным, логичным, воспринимать другие точки зрения. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей учеников, позволяющих им учиться самостоятельно.
Критическое мышление предполагает формирование следующих способностей:
· умение работать с информацией: сбор информации, «активное чтение», анализ качества информации;
· рассмотрение ситуации (учебной задачи, проблемы) в целом, а не отдельных ее моментов; выявление проблемы, ее четкое определение, выяснение ее причины и последствий, построение логических выводов;
· выработка собственной позиции по изучаемой проблеме, умение найти альтернативы, умение изменить свое мнение в зависимости от очевидного и т.д.
Для формирования этих способностей на уроках физики применяются следующие технологии:
· технология обучения в сотрудничестве при изучении нового материала (обучающие беседы, рассказ, диалог);
· информационно-коммуникационные технологии при изучении нового материала, при закреплении знаний, решении задач, выполнении домашних заданий (презентации к уроку, размещение материала на собственном блоге isslabuch.blogspot.ru, применение Google-диска для дистанционного обучения);
· исследовательские технологии при изучении нового материала (исследование зависимостей между величинами), выполнении лабораторных работ;
· технологии коллективного взаимного обучения при проверке знаний, при выполнении лабораторных работ, решении задач;
· технология развивающего обучения при изучении нового материала (создание проблемных ситуаций);
· технология личностно-ориентированного обучения и воспитания при решении задач, контроле знаний (разно уровневые и индивидуальные задания);
· технологии рефлексивного обучения при изучении нового материала, повторении и обобщении знаний (заполнение таблиц, составление кластеров, установление причинно-следственных связей между блоками информации, инсерт, кольца Венна…);
· проектная технология, в основном, во внеурочной деятельности;
· диагностические технологии при контроле знаний.
При изучении физики на базовом уровне (2 часа в неделю в 7 – 9 классах и 2 часа и 1 час элективного курса в 10 – 11 классах) такая система позволяет освоить основные элементы физических знаний, решить поставленные задачи. Обучающиеся сдают ЕГЭ и ОГЭ по физике, участвуют в конференциях различного уровня, выполняют исследовательские и реферативные работы, размещаемые в электронном образовательном ресурсе школы.
Базовая модель технологии критического мышления состоит в следующем: вызов - осмысление – рефлексия. Особое внимание в этой модели уделяется рефлексивной деятельности обучающихся. Рефлексивная деятельность включает в себя владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий. Для формирования этих умений мною разработана система оценивания в рамках экспериментальной площадки районного уровня «Технология формирования устойчивой учебной мотивации учащихся средствами современных методов оценивания индивидуальных достижений» на базе школы. С целью повышения эффективности применения системы оценивания к ее разработке были привлечены и учащиеся.
При организации проектной деятельности обучающихся также применяется критериальная система оценивания. Как руководитель Экспертного Совета учащихся школы, важным считаю формирование умений оценки и самооценки работ самими учащимися в соответствии с предъявляемыми требованиями, опубликованными в Положении о проектной деятельности школы (http://school496.ru)