«Внедрение современных инновационных технологий в образовательную деятельность в условиях перехода в ФГОС»
Калугина Любовь Ильинична-учитель физики, информатики и искусства
МБОУ «Сиренькинская СОШ» Альметьевский муниципальный район РТ
«Внедрение современных инновационных технологий в образовательную деятельность в условиях перехода в ФГОС»
Сегодня образование ставит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий актуальных на данное время. Работая на инновационной площадке над темой: «Внедрение современных инновационных технологий в образовательную деятельность в условиях перехода в ФГОС» для реализации межпредметной связи и обеспечения качества образования на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода ставила перед собой основные задачи:
1. Совершенствование механизма развития мышления школьников в учебной деятельности.
2. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.
3. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников в условиях нового содержания образования.
4. Интеграция различных областей естественнонаучного знания, достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
5. Развитие устной и письменной культуры речи.
6. Включение элементов экологии и здоровьесберегающих технологий.
Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:
- технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
- проектная технология формирует самооценку, накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
- технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
- технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершентсвование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
Личностно-ориентированные технологии
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.
2. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала
3. Использование проблемных творческих заданий.
4. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
5. Оценка (поощрение) при опросе, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
6. Обсуждение в конце урока не только того, что «мы узнали», что понравилось (не понравилось).
7. Рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Технологии дифференциации и индивидуализации
Рассматривается как особая форма организации обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой взаимосвязи учителя - учеников и приемов учебной деятельности учащихся по решению задач. Использование разно уровневых заданий на различных этапах урока.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Дифференцированное обучение предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особенностью методики преподавания является блочная подача материала; работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения; наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного и повышенного уровня в задачниках. В работе применяю тестовые разноуровневые задания, имеется база данных тестов по физике, информатике.
Информационно - коммуникативные технологии
Использование на уроках в школе информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме. Обучение в дистанционной форме, основанной на средствах информационных и коммуникационных технологий. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому школьнику участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях.
Данный вид технологии, широко применяя на уроках информатики, привлекая учащихся к различным видам сетевых проектов по ИКТ: «Информирован-значит защищен», Час кода, который проходит 2 год, онлайн тестирования, дистанционный олимпиады по предметам, заочные викторины и дистанционные курсы и вебинары, интернет-уроки,
В своей работе использую компьютерные курсы «Открытая физика 1.1» и «Живая физика», которые дают возможность учащимся представить изучаемый материал более наглядно, провести самому имитацию физического явления, рассмотреть устройство механизмов и приборов, исследовать зависимость параметров изучаемой системы.
При работе с компьютером повышается интерес учащихся к физике, максимально используются интеллектуальные ресурсы личности ребёнка, развивается творческий потенциал, расширяется кругозор, происходит связь теории и практики. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, когда в сельских школах не хватает простых физических приборов и оборудований. Они могут возвратиться к какому-либо фрагменту, повторить виртуальный эксперимент с другими начальными параметрами. Можно самому сконструировать атом, увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала. Интересно, например, собирать электрическую цепь, выбирая из виртуальных ящичков необходимые элементы. И если лампочка “перегорела” - можно вбросить ее в “мусорное ведро” (тоже виртуальное) и взять другую, с иными характеристиками. Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Калугина Любовь Ильинична-учитель физики, информатики и искусства
МБОУ «Сиренькинская СОШ» Альметьевский муниципальный район РТ
«Внедрение современных инновационных технологий в образовательную деятельность в условиях перехода в ФГОС»
Сегодня образование ставит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий актуальных на данное время. Работая на инновационной площадке над темой: «Внедрение современных инновационных технологий в образовательную деятельность в условиях перехода в ФГОС» для реализации межпредметной связи и обеспечения качества образования на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода ставила перед собой основные задачи:
- Совершенствование механизма развития мышления школьников в учебной деятельности.
- Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.
- Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников в условиях нового содержания образования.
- Интеграция различных областей естественнонаучного знания, достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
- Развитие устной и письменной культуры речи.
- Включение элементов экологии и здоровьесберегающих технологий.
Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:
- технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
- проектная технология формирует самооценку, накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
- технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
- технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершентсвование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
Личностно-ориентированные технологии
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение в конце урока не только того, что «мы узнали», что понравилось (не понравилось).
- Рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Технологии дифференциации и индивидуализации
Рассматривается как особая форма организации обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой взаимосвязи учителя - учеников и приемов учебной деятельности учащихся по решению задач. Использование разно уровневых заданий на различных этапах урока.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Дифференцированное обучение предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особенностью методики преподавания является блочная подача материала; работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения; наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного и повышенного уровня в задачниках. В работе применяю тестовые разноуровневые задания, имеется база данных тестов по физике, информатике.
Информационно - коммуникативные технологии
Использование на уроках в школе информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме. Обучение в дистанционной форме, основанной на средствах информационных и коммуникационных технологий. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому школьнику участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях.
Данный вид технологии, широко применяя на уроках информатики, привлекая учащихся к различным видам сетевых проектов по ИКТ: «Информирован-значит защищен», Час кода, который проходит 2 год, онлайн тестирования, дистанционный олимпиады по предметам, заочные викторины и дистанционные курсы и вебинары, интернет-уроки,
В своей работе использую компьютерные курсы «Открытая физика 1.1» и «Живая физика», которые дают возможность учащимся представить изучаемый материал более наглядно, провести самому имитацию физического явления, рассмотреть устройство механизмов и приборов, исследовать зависимость параметров изучаемой системы.
При работе с компьютером повышается интерес учащихся к физике, максимально используются интеллектуальные ресурсы личности ребёнка, развивается творческий потенциал, расширяется кругозор, происходит связь теории и практики. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, когда в сельских школах не хватает простых физических приборов и оборудований. Они могут возвратиться к какому-либо фрагменту, повторить виртуальный эксперимент с другими начальными параметрами. Можно самому сконструировать атом, увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала. Интересно, например, собирать электрическую цепь, выбирая из виртуальных ящичков необходимые элементы. И если лампочка “перегорела” - можно вбросить ее в “мусорное ведро” (тоже виртуальное) и взять другую, с иными характеристиками. Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.
Проектная технология
Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования, включая его осмысление и рефлексию.
Проблемная технология
Предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности участия по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. По мнению А.Эйнштейна, радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Уже давно замечено, что если проблема сформулирована, то она уже наполовину решена. Чем внимательнее осуществлен анализ ситуации, тем успешнее будет синтез. В соответствии с этим постулатом рассматриваемая технология делает акцент на четкое фокусирование проблемы, на умение задать все необходимые вопросы типа: «Почему?» При проблемном обучении преподаватель ставит перед учеником задачу, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. Затем организует деятельность учащихся по самостоятельному освоению способа решения проблемы. Далее организует рефлексию с целью выхода на следующую проблемную ситуацию. Таким образом, обеспечивается процесс непрерывного развития потребностей и способностей учащихся. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.[1]
Исследовательской деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Она включает в себя следующие обязательные элементы:
1) обоснование актуальности исследовательской работы; 2) целеполагание и формулировку задач, которые следует решить; 3) определение источника исследования; 4) выбор методов исследования, соответствующая поставленным целям и доступных учащемуся конкретного возраста; 5) определение последовательности и сроков работы; 6) проведение исследования; 7) оформление его результатов в соответствии с целями исследования; 8) представление результатов (защита работы). [2]
На каждом из этапов учебного исследования у учащегося формируются определенные универсальные учебные действия. Но это не может происходить автоматически. Это должна быть целенаправленная работа учителя.
Данный вид исследовательской деятельности предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Для успешного осуществления исследовательской деятельности ученику требуются развитие исследовательских способностей. Исследовательские способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.
Под «способами и приемами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие, как:
- умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты; умение давать определения понятиям и другие.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса в моей педагогической практике.
Совет по выбору темы исследования
Правильный выбор темы исследования — это первая проблема, с которой сталкивается учитель при организации, данной деятельности школьников. Иногда тема меняется в процессе исследования.
Совет1: тема должна быть: простой, т.е. без замысловатых формулировок; лаконичной; интересной ребенку данного возраста; понятной и выполнимой. Идеальный вариант, когда тема возникла из вопроса «Почему?» или «Как?», заданного учеником?
Советы по оформлению результатов
Чаще всего результаты исследовательской деятельности необходимо оформить в виде конкурсной работы или доклада для конференции. Эту работу ученики выполнять не любят. Они с удовольствием проводят эксперимент, строят графики и таблицы, анализируют, делают выводы, но приводить свои записи в порядок, когда результат уже получен им не интересно.
Совет 2: с учениками оформлением заниматься постепенно: перед началом исследования изучить теорию и сделать литературный обзор, сразу готовя текст к печати; оформить список литературы; сформулировать актуальность своего исследования, его цель и задачи, все это оформлять сразу в электронном виде.
Именно в основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно - деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения. Поэтому и считаю, что включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной и старшей школе. В ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В исследовательской работе наличие собственной позиции учащегося главный элемент любого ученического исследования.
Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь. Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование — путь воспитания истинных творцов. Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми безусловно полезны и проектные методы и методы исследовательского обучения, а следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы.
Реальный исследователь стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет ему сделанное в итоге его исследований открытие, и как следствие — ему нередко бывает вовсе не известно, как можно на практике использовать добытые им сведения. Так, например, М. Фарадей, открывший законы электромагнитной индукции, на вопрос о том, где могут быть использованы результаты его открытия, не мог сказать ничего вразумительного. И только позже, в середине ХХ века, его открытия стали активно использоваться в радиоэлектронике и электротехнике. [3]
В своей работе, обучения учащихся осуществляю на основе технологии обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления, ИКТ технологий, технологии личностно-ориентированного обучения, проектной технологии и исследовательской технологии. Такая форма работы способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Данная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Ценность образовательных исследовательских работ состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного жизненного вопроса. В этом учебном году наши учащиеся с 9 по 11 кл приняли участие в Международном проекте " IT эко-школа" Это дистанционные семинары-исследования по экологии и устойчивому развитию. Семинары предполагают развитие творческого исследовательского экологического мышления. Написаны научно - исследовательские проекты: О вреде использованных батареек и их утилизация. Были созданы презентации на темы: Экологическая политика и экология. Провели в течение года Света акцию «Сдай батарейку - сохрани природу!». Конкурс рисунков «Сохрани природу!» Участвовали в конкурсе «Эконешка», «Зелёная школа России». Уже несколько лет я привлекаю учащихся с 7 по 11 кл к научно-исследовательской деятельности, который организует Ярославский центр ИКТ «Удивительный мир физики». Выполняя работу, учащиеся приобретают все новые знания. Ежегодно старшеклассники принимают участие в конкурсе «Нобелевские надежды», где получали призовые места. В год парков и скверов в селе состоялся открытие Парка имени 70-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Бережное отношение к природе, экологическое сознание воспитывается в человеке с детства. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших направлений в работе каждого учителя.
Литература:
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение.- М: Издательский центр «Академия», 2009. С.38-39
- Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68.
- Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №4. – С. 25-28.