Проектно-исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время.

 

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

 

В настоящее время основной целью образования является не передача учащимся знаний в готовом виде, а вовлечение их в процесс добывания знаний, что, в свою очередь, позволяет учить детей самостоятельно мыслить, ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы, то есть проводить исследования и осваивать метод исследовательской деятельности. [1]

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС  образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. При вовлечении в проектную деятельность обучающихся учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели.  Для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

Существует огромное количество методик по организации проектной и исследовательской деятельности, и их обязательно необходимо применять для решения поставленных перед школой задач.

Мы остановимся на применении проектно – исследовательской деятельности во внеурочное время. Однако, следует отметить, что данный метод применяется нами и во время уроков. Так при изучении темы  « Сообщающиеся сосуды», учащиеся получают задания изготовить из подручных деталей фонтан, затем показывают принцип действия такого фонтана и защищают свой проект на уроке (приложение 1). Изучая  тему  «Магнитное поле катушки с током. Электромагниты»  учащиеся    получают задание изготовить электромагнит.  Испытание  изготовленного  учащимися электромагнита  предварительно  проводится учителем, с целью соблюдения техники безопасности.   В процессе  выполнения задания нередко возникают проблемы: как рассчитать  максимальную силу тока, которую данный электромагнит может выдержать,  как рассчитать сопротивление проволоки используемой для  электромагнита, сколько витков проволоки намотать, чтобы при данной силе тока получить максимальное магнитное поле и обязательно соблюсти  технику безопасности.  Решая данные проблемы,  учащиеся,  не только повторяют физические, но и математические  формулы, например,   нахождение  площади   круга  и т.д.

В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы, такие как: олимпиады, конкурсы, школьные научные общества учащихся, факультативы, работа над учебным проектом и т. д.

Олимпиады и конференции, безусловно, нацелены на выявление талантливых, одаренных детей. Но, с психологической точки зрения, это разные типы одаренности.[2]

Сравним  олимпиады  и конференции по разным параметрам:

 

Олимпиада

Конференция

образовательный

результат

развитие познавательных, эвристических способностей школьника, углубление знания по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи

помимо предыдущих качеств

характерно наличие творческих качеств исследователя

разные

типы

одаренности

интеллектуальная одаренность

(«пожиратели знаний», «энциклопедисты»)

творческая одаренность

(«созидатели и открыватели»

знаний)

уровень

усвоения опыта

эвристический уровень

креативный

уровень развития интереса

познавательный

творческий

уровень

коммуникаций

продуктивный (делай сам)

креативный (сотворчество).

роль учащегося

обучаемый, «решатель задач»

исследователь научной проблемы, докладчик.

роль педагога

«тренер» в решении задач

коллега, научный руководитель.

 

Таким образом, анализ показывает, что участие в олимпиадах и конференциях требует разных типов деятельности, мышления, разных подходов. Именно поэтому и  методические приемы обучения детей должны быть выбраны в четком соответствии с формой научно-исследовательской деятельности.

Использование исследовательских методов в обучении позволяет расширить круг детей, вовлекаемых в активную творческую деятельность, дает большему числу учащихся возможность для самореализации и социализации личности.

 В нашей школе работает  научное общество учащихся МБОУ СОШ №11 г. Балаково Саратовской области «Школьная академия».  Его девиз: «Науки юношей питают».

Руководитель НОУ «Школьная академия»: Кривченко Светлана Николаевна

Направления работы НОУ:

1. Социально-гуманитарное (руководитель Теплышова Александра Николаевна).

2. Физико-математическое (руководитель Вавилина Валентина Сергеевна).

3. Химико-биологическое (руководитель Хусанов Сергей Александрович).

В декабре  2013 года проводилась научно-практическая конференция, посвящённая году истории и 200-летию Бородинского сражения. В рамках указанной конференции учащиеся представили два проекта по физике:

1.Русская артиллерия периода Отечественной войны 1812 года

2.Вооружение пехоты французской и русской армии

В первом проекте ученица 10 класса  Бубнова Галина, рассказав о русской артиллерии периода Отечественной войны 1812 года, провела исследование зависимости дальности полета  снаряда от угла наклона орудия. В данном проекте прослеживается  метапредметная связь физики и истории. А одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является метапредметное восприятие  проблемы.  Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности,  оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения[3]. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Ежегодно в нашей школе проводиться неделя  математики, информатики и естествознания. На заключительном этапе недели  проводится научно-практическая конференция. Учащиеся представляют проекты по математике, физике, информатике, химии.  Конференцию характеризуют оживленность и высокий интерес учащихся к поставленным вопросам. Немаловажно отметить, что ученики принимают в ней исключительно добровольное участие. В 2011-2012 учебном году учащиеся готовили  выступления по физике по следующим номинациям: 1. Занимательная физика.

 2. Великие умы России (юбиляры математики и физики в 2012 году).

 3. Изобретатель.

В номинации «Занимательная физика» было представлено много работ, но призовые места  получили ребята с работами: «Проверка I и II законов Ньютона  на примере реактивного движения»   (Бубнова Галина 9 класс) (приложение 2), «Физика на шариках» (Папенина Ирина 8 класс), «Кипение воды при комнатной температуре» ( Горшков Никита 8 класс).  В номинации «Изобретатель» победила Волкова Кристина с работой «Электроскоп своими руками». В 2012-2013 учебном году победителем в научно-практической конференции стал  Кондрактюк  Максим. Ученик 8 класса собрал усилитель низкой частоты и продемонстрировал его работу (приложение 3).   Данное устройство  он использовал для усиления звука с телефона и с компьютера. В дальнейшем Максим планирует развить свою работу и создать усилитель для домашнего кинотеатра. 

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.

Умелое сочетание  различных форм и видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.

За 5 лет применения проектно – исследовательской деятельности, учащиеся нашей школы неоднократно занимали призовые места  по физике на муниципальных и региональных конференциях. Наши последние достижения: первое место во  2ом региональном конкурсе исследовательских работ среди учащихся 9 классов «Здравствуй физика» и третье место в конкурсе презентаций «Роль воды в природе».

 

Литература

 

1.     Ларионов В.С. Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности // Физика, издательский дом «Первое сентября», 2008. -  №2.

2.     URL: http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/preobshchenie-uchashchikhsya-k-issledovatelskoi-deyatelnosti

3.     Фендрикова Е. В. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности на уроках информатики // Социальная сеть работников образования, публикация от 28.05.2010, URL:  http://nsportal.ru/.

4.      Громыко Н.  Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов // УГ, Москва, 2010. - №36.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vavilinoy.doc1.44 МБ

Предварительный просмотр: