Проектно-исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время.
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
В настоящее время основной целью образования является не передача учащимся знаний в готовом виде, а вовлечение их в процесс добывания знаний, что, в свою очередь, позволяет учить детей самостоятельно мыслить, ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы, то есть проводить исследования и осваивать метод исследовательской деятельности. [1]
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. При вовлечении в проектную деятельность обучающихся учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели. Для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
Существует огромное количество методик по организации проектной и исследовательской деятельности, и их обязательно необходимо применять для решения поставленных перед школой задач.
Мы остановимся на применении проектно – исследовательской деятельности во внеурочное время. Однако, следует отметить, что данный метод применяется нами и во время уроков. Так при изучении темы « Сообщающиеся сосуды», учащиеся получают задания изготовить из подручных деталей фонтан, затем показывают принцип действия такого фонтана и защищают свой проект на уроке (приложение 1). Изучая тему «Магнитное поле катушки с током. Электромагниты» учащиеся получают задание изготовить электромагнит. Испытание изготовленного учащимися электромагнита предварительно проводится учителем, с целью соблюдения техники безопасности. В процессе выполнения задания нередко возникают проблемы: как рассчитать максимальную силу тока, которую данный электромагнит может выдержать, как рассчитать сопротивление проволоки используемой для электромагнита, сколько витков проволоки намотать, чтобы при данной силе тока получить максимальное магнитное поле и обязательно соблюсти технику безопасности. Решая данные проблемы, учащиеся, не только повторяют физические, но и математические формулы, например, нахождение площади круга и т.д.
В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы, такие как: олимпиады, конкурсы, школьные научные общества учащихся, факультативы, работа над учебным проектом и т. д.
Олимпиады и конференции, безусловно, нацелены на выявление талантливых, одаренных детей. Но, с психологической точки зрения, это разные типы одаренности.[2]
Сравним олимпиады и конференции по разным параметрам:
Олимпиада | Конференция | |
образовательный результат | развитие познавательных, эвристических способностей школьника, углубление знания по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи | помимо предыдущих качеств характерно наличие творческих качеств исследователя |
разные типы одаренности | интеллектуальная одаренность («пожиратели знаний», «энциклопедисты») | творческая одаренность («созидатели и открыватели» знаний) |
уровень усвоения опыта | эвристический уровень | креативный |
уровень развития интереса | познавательный | творческий |
уровень коммуникаций | продуктивный (делай сам) | креативный (сотворчество). |
роль учащегося | обучаемый, «решатель задач» | исследователь научной проблемы, докладчик. |
роль педагога | «тренер» в решении задач | коллега, научный руководитель. |
Таким образом, анализ показывает, что участие в олимпиадах и конференциях требует разных типов деятельности, мышления, разных подходов. Именно поэтому и методические приемы обучения детей должны быть выбраны в четком соответствии с формой научно-исследовательской деятельности.
Использование исследовательских методов в обучении позволяет расширить круг детей, вовлекаемых в активную творческую деятельность, дает большему числу учащихся возможность для самореализации и социализации личности.
В нашей школе работает научное общество учащихся МБОУ СОШ №11 г. Балаково Саратовской области «Школьная академия». Его девиз: «Науки юношей питают».
Руководитель НОУ «Школьная академия»: Кривченко Светлана Николаевна
Направления работы НОУ:
1. Социально-гуманитарное (руководитель Теплышова Александра Николаевна).
2. Физико-математическое (руководитель Вавилина Валентина Сергеевна).
3. Химико-биологическое (руководитель Хусанов Сергей Александрович).
В декабре 2013 года проводилась научно-практическая конференция, посвящённая году истории и 200-летию Бородинского сражения. В рамках указанной конференции учащиеся представили два проекта по физике:
1.Русская артиллерия периода Отечественной войны 1812 года
2.Вооружение пехоты французской и русской армии
В первом проекте ученица 10 класса Бубнова Галина, рассказав о русской артиллерии периода Отечественной войны 1812 года, провела исследование зависимости дальности полета снаряда от угла наклона орудия. В данном проекте прослеживается метапредметная связь физики и истории. А одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является метапредметное восприятие проблемы. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения[3]. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Ежегодно в нашей школе проводиться неделя математики, информатики и естествознания. На заключительном этапе недели проводится научно-практическая конференция. Учащиеся представляют проекты по математике, физике, информатике, химии. Конференцию характеризуют оживленность и высокий интерес учащихся к поставленным вопросам. Немаловажно отметить, что ученики принимают в ней исключительно добровольное участие. В 2011-2012 учебном году учащиеся готовили выступления по физике по следующим номинациям: 1. Занимательная физика.
2. Великие умы России (юбиляры математики и физики в 2012 году).
3. Изобретатель.
В номинации «Занимательная физика» было представлено много работ, но призовые места получили ребята с работами: «Проверка I и II законов Ньютона на примере реактивного движения» (Бубнова Галина 9 класс) (приложение 2), «Физика на шариках» (Папенина Ирина 8 класс), «Кипение воды при комнатной температуре» ( Горшков Никита 8 класс). В номинации «Изобретатель» победила Волкова Кристина с работой «Электроскоп своими руками». В 2012-2013 учебном году победителем в научно-практической конференции стал Кондрактюк Максим. Ученик 8 класса собрал усилитель низкой частоты и продемонстрировал его работу (приложение 3). Данное устройство он использовал для усиления звука с телефона и с компьютера. В дальнейшем Максим планирует развить свою работу и создать усилитель для домашнего кинотеатра.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
Умелое сочетание различных форм и видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.
За 5 лет применения проектно – исследовательской деятельности, учащиеся нашей школы неоднократно занимали призовые места по физике на муниципальных и региональных конференциях. Наши последние достижения: первое место во 2ом региональном конкурсе исследовательских работ среди учащихся 9 классов «Здравствуй физика» и третье место в конкурсе презентаций «Роль воды в природе».
Литература
1. Ларионов В.С. Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности // Физика, издательский дом «Первое сентября», 2008. - №2.
2. URL: http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/preobshchenie-uchashchikhsya-k-issledovatelskoi-deyatelnosti
3. Фендрикова Е. В. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности на уроках информатики // Социальная сеть работников образования, публикация от 28.05.2010, URL: http://nsportal.ru/.
4. Громыко Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов // УГ, Москва, 2010. - №36.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vavilinoy.doc | 1.44 МБ |