Игровые технологии в преподавании физики

Подольская Любовь Викторовна

Методика создания игры, дидактические принципы игры, значение игр в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Как создать игру по физике258.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Осташевская средняя общеобразовательная школа»

Мастер- класс

«Игровые технологии в преподавании физики»

Учитель физики: Подольская Л.В.

2012 г.

Игровые технологии в преподавании физики.

ВВЕДЕНИЕ

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех поставленных учебных целей. Технология (от греч. « techne » - искусство, мастерство, умения и «логос» - наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.[1] Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:

1. совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;

2. логика, последовательность компонентов;

3. методы, приёмы, действия, операции;

4. гарантия результата.

Маленький ребёнок обладает целостным миропредставлением и своеобразным ощущением. Для него мир един и целостен. Этот мир может быть добрым и злым, цветным и чёрно-белым, открытым и загадочным.

Когда он попадает в школу целостный мир в его сознании распадается на множество фактов, понятий, законов. Чтобы понять учеников, найти к ним подход не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир существует, и они рассказывают о нём в игре.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения школьников в учебную работу.

Советская педагогика внесла большой вклад  в разработку проблемы игры и признала  настоятельной необходимостью использование детских игр на уроках и занятиях кружка.

С. А. Шмаков очень образно выражает значение игры, называя её восьмым чудом света: «О знаменитой пирамиде Хеопса знают все…. А игра?! Игра – одно из интереснейших явлений культуры…Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные».  

    Игра, ученье, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те педагоги, которые представляют игру лишь как забаву и развлечение.

    Для учителя игра является средством изучения детей. К.Д.Ушинский писал: «Мы придаем такое особое значение детским играм, что если б устраивать учительскую семинарию, то сделал бы там теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов».

  Утверждение некоторых педагогов и психологов, что игровая деятельность для школьников прошедший этап, неправильно. Я считаю, что дидактические игры могут и должны быть использованы на уроках физики  в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения.

   Дидактические игры по содержанию и методике их проведения разрабатываются учителем. Задача учителя заключается в том, чтобы, учитывая значение игры, найти ей надлежащее место в школе (на уроке, во внеклассной работе).

    Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель.

Анализ литературы по использованию игры в обучении показывает, что игра – явление полифункциональное. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на ребёнка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность. На уроках игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Предмет исследования: Игра- средство развития познавательного интереса учащихся по физике.

Гипотеза: Использование игры на уроках, во внеклассной работе по физике наиболее эффективно способствует возникновению интереса у учащихся к физике.

Успех любой игры зависит от ее организации.

Она состоит из следующих этапов:

  1. Предварительная работа
  2. Подготовительный
  3. Проведение игры
  4. Подведение итогов игры

Игры можно создавать совместно с учащимися.

Умения, которые развивает создание учебных игр (организационные, мыслительные, мыслительно- речевые, творческие):

  1. Организовывать этот вид деятельности,
  2. Наполнять структуру игры конкретным содержанием,
  3. Анализировать учебник и дополнительную литературу,
  4. Формулировать вопросы, развивая устную речь.

Как придумать учебную игру по физике

Пояснения

• Смысл термина. Игра - это один из видов деятельности.

Значение. Игра важна для становления человека. В ней формируются реакции, мыслительные и двигательные способности, моральные, нравственные и волевые качества личности, умения действовать в коллективе; оказывает она влияние и на развитие знаний и умений.

Поэтому задание «создать учебную иrру» - не только творческое, но и полезное для самого автора, его друзей, одноклассников, учебного процесса.

• Виды игр. Игры бывают:

подвижные (типа эстафеты, «Кто быстрей?» и др.) и настольные; ролевые и с дидактическим материалом (карточками, пособиями типа «лото», «домино» и др.); развлекательные, развивающие и учебные.

Мы будем вести речь об учебных играх по физике. Они могут быть разного вида, но в основе их должны лежать физические знания или умения.

 • Формы игр. 

Игра может быть: индивидуальная ( каждый играет за себя), групповая, коллективная.

• Структура игры. В каждой игре обычно бывает 4 этапа:

 1 - Мотивация;

2 - Инструктаж;

3 - Выполнение игрового задания;

4 - Подведение итогов.

Разъяснения

Для осуществления мотивации вы должны придумать, как сделать, чтобы будущие игроки почувствовали интерес к тем действиям, которые им предстоит совершить, к цели игры и захотели в нее «включиться».

Инструктаж - это рассказ о том, в чем заключается игра, и что должен делать каждый игрок,

Выполнение игрового задания - это сам ход игры.

В «Подведение итогов» входит объявление победителя и удач, награждение отличившихся, оглашение главных причин неудач.

Этапы работы по созданию игры: 

1- создание замысла; 11 - наполнение замысла конкретным содержанием.

Часть 1. Создание замысла игры

1. Прежде всего, решите, зачем вы хотите провести игру, или ответьте на вопрос: «Чего Я хочу добиться?» (этот вопрос будет первым).

Ответ определит цель; его вам придется выбирать из следующих вариантов: хочу проверить или развить а) знания по предмету, б) мышление, в) воображение, г) речь, д) способность общаться, е) принимать решение, ж) доказывать, з) быстро действовать.

2. Ответьте себе на второй вопрос: «На каком конкретно учебном материале будет строиться игра?» Этим вы определите тему игры и тему проверяемых

знаний.

з. Дайте себе ответ на третий вопрос: «Какие конкретно у м е н и я будут проверять ?»

4. Обдумайте ответ на четвертый вопрос: «За счет каких действий игроков может быть осуществлена намеченная проверка знаний и умений либо их развитие?»

Чтобы ответить на него, нужно решить: в какую деятельность в ходе игры вы хотите «включить» игроков.

5. Ответьте на пятый, самый обширный вопрос: «Как будет организована игра?»

Для этого предстоит решить:

а) какую форму вы придадите игре (коллективную, групповую,

индивидуальную),

б) сколько у игры будет этапов,

в) какое время отводится на каждый этап.

г) что конкретно должны делать игроки на каждом этапе, те. какие виды заданий им предложат,

д) будут ли - как и кто - фиксировать результаты игры,

е) предусматривается ли обсуждение итогов? Если «да», то в какой форме,

ж) будут ли призы или награды? За что их вручают? Кто это будет делать?

6. Продумайте, как будут проходить основные этапы игры (1 -мотивация, 2 - инструктаж, 3 - выполнение игровых заданий, 4 -подведение итогов).

Пояснение. Выполнив шаги 1 - 6, вы создадите замысел игры, ее основу, скелет.

Часть 11. Наполнение игры конкретным Физическим содержанием 

Эта часть заключается в придумывании связанных с физикой (пройденным материалом) игровых заданий, вопросов и действий, которые будут предложены игрокам.

Пример «Создаю игру»

Часть 1. Выстраиваю замысел игры, а для этого отвечаю на вопросы 1 - 6.

1.Зачем хочу провести игру?

 Хочу проверить знания основных терминов, определений, законов, устройств.

2. На каком материале будет строиться игра?

По теме электромагнитные явления в 9 классе. По этой теме я намерена проверять знания.

З. Какое умение будет проверять игра? 

Проверять буду умения определять физическое явление и его проявление в технике, жизни.

4. За счет каких действий будет выполнена проверка знаний и умений? Проверку знаний буду вести путем получения устных ответов на заданные вопросы. Проверка умений будет проходить по карточкам с рисунками.

5. Как будет организована игра. 

Игра будет групповая: в ней участвуют 3 группы учащихся (по рядам).

• У игры будет 7 этапов.

• На каждый этап отводится 4 мин.

• Результаты игры будут фиксировать учащиеся-«смотрители». • Обсуждение итогов игры не предусматривается.

• Награды

будут вручены командам победительницам, набравшим большее количество баллов каждого этапа. Их вручит Главный «смотритель».

6. Как будут проходить основные этапы игры?

Мотивация. Учитель объявит: «Сегодня на уроке будет соревнование на звание «Наш лучший фИЗИК».Участники - три ряда. Разыгрываем три первых места. Победители получат сладкие призы и отличную отметку в журнал. Готовы сражаться? - Готовы! Хорошо!».

Инструктаж

Выполнение заданий

ЛИТЕРАТУРА

  И.Я.Ланин. «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики» Москва, Просвещение 1995 г.

    С.А.Шмаков «Игра и дети» Москва Просвещение 1998г.

    К.Д.Ушинский «Избранные педагогические сочинения» т.1, Москва Учпедгиз 1963г