Рабочая программа по физике
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Согласовано» Председатель МО ____________(ФИО) Протокол заседания М/О №______от___________ | «Утверждаю» Директор школы ГБОУ СОШ ________________ () Приказ ГОУ СОШ № №______от___________ |
Рабочая программа
по (наименование курса)
Срок действия программы____________
Класс ___
ФИО педагога – разработчика программы ___________________________
Педагогический стаж _____
Квалификация ________________________
2012/2013 учебный год
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта.
Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями на основании Закона «Об образовании» (ст. 32. пп.6-7.)
Нормативные документы для составления рабочей программы:
Ø Закон Российской Федерации «Об образовании»
Ø Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Ø Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Ø Федеральный перечень учебников
Ø Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Требования к оформлению рабочих программ педагога
Текст рабочей программы педагога включает 12 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
4. Цели изучения курса (общеучебные и предметно - ориентированные).
5. Структура курса
6. Контроль реализации программы
7. Календарно-тематическое планирование курса
8. Уровни усвоения модуля.
9. Требования к уровню подготовки учащихся
10. Планирование по модулям
11. Перечень учебно-методического обеспечения.
12. Список литературы (основной и дополнительной).
13. Приложения к программе.
Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.
Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
· нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
· целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
· определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
· процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
· оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки-уровня обученности учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
· Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
· Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
· Наличие признаков нормативного документа.
· Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
· Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
· Конкретность представления элементов содержания образования.
Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы | Содержание элементов рабочей программы |
Титульный лист | - полное наименование образовательного учреждения, |
Пояснительная записка | - кому адресована программа: тип (общеобразовательное), вид (лицей.) учебного учреждения и определение класса обучающихся; |
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. | Указываются основные нормативные документы, исходные для составления рабочих программ учебных курсов. |
Цели изучения курса (общеучебные и предметно - ориентированные). | Определяются общеучебные цели (компетенции) изучения курса. |
Структура курса | перечень основных модулей (разделов), тем и последовательность их изучения; |
Контроль реализации программы | Стартовый и итоговый контроль (может быть вынесен в приложение к рабочей программе) |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе | В данном разделе прописываются требования к: |
Планирование по модулям | Указываются основные модули (разделы) программы и планируется какие компетенции должен иметь учащейся при изучении данного модуля. |
Уровни усвоения модуля.
| Обязательный минимум содержания образования по предмету (КЭСы или кодификаторы) |
Перечень учебно-методического обеспечения | - методические и учебные пособия ( в соответствии с Федеральным перечнем) |
Список литературы (основной и дополнительной) | - литература, использованная при подготовке программы; |
Приложения к программе | - основные понятия курса; |
Календарно- тематическое планирование (составляется в виде таблицы) | Структурный элемент программы,включающий следующие элементы: |
Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
· кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
· дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:
· основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
· конечная система или комплекс знаний;
· перечень умений и навыков (способов деятельности);
· перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.
В календарно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.
При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
· единства содержания обучения на разных его уровнях;
· отражения в содержании обучения задач развития личности;
· научности и практической значимости содержания обучения;
· доступности обучения.
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.
Контроль знаний, умений и навыков учащихсяявляется важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине с учетом КЭСов или кодификаторов. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Комментарии
о рабочей программе по физике.
Структура программы стандартная, все понятно.Если всё выдержать как требуется , можно сразу защитить диссертацию. Могу поделиться своей программой 7-9 кл.(Учебник Шахмаев)10-11 кл. (Буховцев, Мякишев)