Рабочая программа по физике

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

«Согласовано»

Председатель МО

____________(ФИО)

Протокол заседания М/О

№______от___________

«Утверждаю»

Директор школы ГБОУ СОШ

 ________________      ()

Приказ ГОУ СОШ №

№______от___________

 

 

                                                                                             

                                                                     

Рабочая программа

по (наименование курса)

 

 

Срок действия программы____________

Класс ___

ФИО педагога – разработчика программы ___________________________
Педагогический стаж _____

Квалификация ________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012/2013 учебный год

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта.
Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями на основании Закона «Об образовании» (ст. 32. пп.6-7.)
Нормативные  документы  для  составления рабочей  программы:

Ø  Закон Российской Федерации «Об образовании»

Ø  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

Ø  Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Ø  Федеральный перечень учебников

Ø  Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Требования к оформлению рабочих программ педагога

Текст рабочей программы педагога включает 12 основных структурных элементов:

1.      Титульный лист (название программы).

2.      Пояснительная записка.

3.      Нормативные  документы, обеспечивающие  реализацию программы.

4.      Цели изучения курса (общеучебные  и предметно - ориентированные).

5.      Структура курса

6.      Контроль реализации программы

7.      Календарно-тематическое планирование курса

8.      Уровни  усвоения модуля.

9.      Требования к уровню подготовки учащихся

10.  Планирование по  модулям

11.  Перечень учебно-методического обеспечения.

12.  Список литературы (основной и дополнительной).

13.  Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.

Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

·         нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

·         целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

·         определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

·         процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

·         оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки-уровня обученности учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

·         Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).

·         Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.

·         Наличие признаков нормативного документа.

·         Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

·         Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

·         Конкретность представления элементов содержания образования.

  Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы рабочей программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения,
- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы.

Пояснительная записка

-  кому адресована программа: тип (общеобразовательное), вид (лицей.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- указание наименования, автора и года издания примерной или авторской программы, на основе которой разработана рабочая программа.
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
-  указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
-  кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
- указание на место и роль курса в обучении;
- цели, задачи;
- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. --количество часов для проведения контрольных, лабораторных практических работ, экскурсий, проектов исследований. (Можно указать резервное время);
- учебно-методический комплект и дополнительная литература (название основного (базового) учебника, класс, Ф.И.О. автора, издательство, год издания, аналогично - дополнительная литература, Интернет-ресурсы);
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
- система оценки достижений учащихся;
- инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Нормативные  документы, обеспечивающие  реализацию программы.

Указываются  основные  нормативные  документы, исходные для составления рабочих программ учебных курсов.

Цели изучения курса (общеучебные  и предметно - ориентированные).

Определяются  общеучебные  цели (компетенции) изучения курса.
Определяются  предметно- ориентированные цели.

Структура курса

перечень  основных  модулей (разделов), тем  и последовательность их изучения;
количество часов на изучение каждого модуля ( раздела).

Контроль реализации программы

Стартовый  и итоговый  контроль (может быть вынесен  в приложение  к рабочей программе)
Перечень  проверочных  работ по  модулям
Перечень практических, лабораторных  работ
Творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Комплект теоретических  вопросов на конец  года.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к:
-    знаниям;
-    умениям;
-    компетенциям.

Планирование по  модулям

Указываются  основные  модули (разделы) программы  и планируется  какие  компетенции   должен  иметь учащейся  при изучении данного  модуля.

Уровни  усвоения модуля.

 

Обязательный  минимум  содержания  образования по предмету (КЭСы или кодификаторы)

Перечень учебно-методического обеспечения

- методические и учебные пособия ( в соответствии с Федеральным перечнем)
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- др.

Список литературы (основной и дополнительной)

- литература, использованная при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- образовательные диски.

Приложения к программе

- основные понятия курса;
- списки тем рефератов;
- темы проектов:
- темы курсовых и творческих работ;
- примеры работ и т.п.;
- стартовый и итоговый контроль

Календарно- тематическое планирование (составляется в виде таблицы)

Структурный элемент программы,включающий следующие элементы:
Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана, а также их реализацию.
Перечень разделов
Тема урока 
Сроки (дату) проведения.
Вид урока (практическая, лабораторная работа, экскурсия и т.д.).
Вид контроля (КЭСы или кодификаторы)
Домашнее задание в письменной или цифровой форме (§__, стр___).

 

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

·         кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

·         дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:

·         основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;

·         конечная система или комплекс знаний;

·         перечень умений и навыков (способов деятельности);

·         перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.

В календарно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

·         единства содержания обучения на разных его уровнях;

·         отражения в содержании обучения задач развития личности;

·         научности и практической значимости содержания обучения;

·         доступности обучения.

Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

Контроль знаний, умений и навыков учащихсяявляется важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине с учетом КЭСов или кодификаторов. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

 

Комментарии

Бойко Евгения Анатольевна

Структура программы стандартная, все понятно.Если всё выдержать как требуется , можно сразу защитить диссертацию. Могу поделиться своей программой 7-9 кл.(Учебник Шахмаев)10-11 кл. (Буховцев, Мякишев)