Эссэ "Моя педагогическая философия"

Татьяна Александровна Шашлова

«Работа – лучший
способ наслаждаться жизнью»

 И.Кант 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._esse_uchitel.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЭ

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

«Работа – лучший
способ наслаждаться жизнью»

 И.Кант

         

Мое призвание – учитель. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», я всегда смущаюсь от необходимости отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что это сейчас совершенно непрестижная профессия. Просто для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня «учитель» – это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. 

Что значит, быть учителем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить и  самому испытывать удовольствие от общения с детьми.

Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, – легко и свободно. И весело! Скажешь что-нибудь ребенку – и сразу же видишь живую, непосредственную реакцию. Мне доставляет радость чужая радость, чужой успех! Радость человеческого общения, радость встречи.

Может создаться впечатление, что автор этих строк живет только переменами. А как насчет уроков? Понятное дело, переменка – это праздник! А урок, вроде как, будни? Не вижу разницы. На моих уроках нет баррикад, отделяющих учителя от детей. И потому есть радость общения друг с другом; но только по делу! И дело это очень интересное – познание законов природы! (И своих собственных возможностей.)

Ученье – это процесс узнавания мира, расширения собственных границ мысли все дальше и глубже в окружающий мир людей и вещей; это процесс саморазвития, приобретения опыта действовать в этом мире. Чтобы действовать, нужно уметь и знать (без отрыва): уметь действовать с пониманием ситуации. Но действительное понимание невозможно без умения чувствовать, воспринимать истинное положение вещей. А для этого нужно доверие, открытость миру; нужны глаза, чтобы увидеть. Конечно не для того, чтобы утвердить себя в мире, но для того, чтобы сотрудничать с ним, жить с ним в согласии. Именно в этой точке – умении чувствовать и сопереживать – начинается чисто человеческое отношение к миру. Без него человек уничтожит природу.

Человечество уже давно почувствовало ограниченность рационального подхода. Хватит ли у него сил и мужества построить новое отношение к природе? Пойти вперед, а не назад, к мифам, слепой вере и несамостоятельности. Рационализм запретил человеку доверять своим чувствам: чувства обманчивы, только приборы никогда не лгут. Но разве можно преодолеть рационализм доводами рассудка – его главного оружия? Интеллект – мощный инструмент, но ведь это «холодное оружие». Только сердцем, в котором, по утверждению поэтов, и живут чувства, можно восполнить рационализм. Не отказываясь от него, но преодолев его господство.

«Чувства не обманывают, обманывает разум», – сказал однажды Гете. Если угодно, – это и есть один из краеугольных камней моей педагогической философии. Значит ли это, что я целенаправленно воспитываю чувства? И да, и нет! «Да» в том смысле, что в моих уроках чувства детей всегда найдут себе пищу. Посмеяться шутке, пережить трагическую биографию ученого, удивиться «обыденному» явлению природы или же творению человека, – всему этому найдется место. На уроках я часто ставлю эксперименты, и они играют очень важную роль – исходных моментов познания и материала для обсуждения, постановки проблем и поиска закономерностей.

«Нет» в том смысле, что я не верю в то, что человека можно целенаправленно воспитать, сформировать его душу по заранее составленному плану. Это еще одно основание моего педагогического кредо. Обоснованию не поддается. Ясперс сказал: «философию нельзя оправдать…» Воспитать, в смысле «сформировать», можно привычку поступать, так или иначе, действуя по шаблону. Но такой процесс «воспитания» есть простое воспроизводство того, что было. На этом пути невозможны открытия, невозможно развитие общества, человека. В действительности же имеет место противоположный феномен: все, что не развивается, деградирует. За примером далеко ходить не нужно: педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, – становится неинтересным для учащихся. Потому что он сам себе неинтересен – его перестал интересовать окружающий мир!

Но ведь общеизвестно, что «личность воспитывает личность». Извините! Вглядитесь внимательнее! Да: мы замечаем, что возле внутренне богатых и одаренных людей вырастают не менее окрыленные. Но невозможно описать, как выстраивается этот «воспитательный процесс». Личность способна создать вокруг себя определенную среду, своего рода силовое поле. Да простят меня физики – «педагогическое силовое поле». Чтобы создать его, нужно обладать большим внутренним «зарядом». Это поле невидимо, оно действует на «родственные» объекты. Под родством здесь можно понимать наличие определенных способностей. Нельзя развить то, чего нет. Введите в это педагогическое силовое поле человека бесталанного – гением не вырастет! Это не значит, что не умеющий рисовать не станет художником; способности раскрываются. В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому и каждому разное число. Это замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия учителя. 

Поэтому, готовясь к уроку, я не пишу подробного плана действий, а только «расставляю вехи» – опорные точки, которые являются для меня примерными ориентирами на пути к цели. Они, как костяк, держат урок, который в остальном подвижен и гибок. Траектория продвижения класса зависит от учащихся, от вклада отдельных детей в общую познавательную работу. Это позволяет превратить урок в совместную творческую работу. И каждый урок становится уникальным. Но тогда я, как кормчий, стараюсь чутко воспринимать ситуацию высказываний учащихся, быстро анализировать ее и направлять в нужную сторону.

Ребенок действительно «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Важно, чтобы у ребенка появилась потребность в знаниях. Вхожу в класс, меня встречают любопытные взгляды. «Ребята, как вы думаете, зачем африканскому слону такие огромные уши?» - спрашиваю я. Глаза загорелись, посыпались самые фантастические ответы. Начался урок физики «Теплопередача в природе и технике». Вопросы любознательных учеников неиссякаемы: «У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Что делает с ушами слон, когда ему холодно?» Вот оно, для чего всё, - пробуждение познавательной активности детей! Главное для меня в этой ситуации - не дать правильный ответ, а побудить ребенка найти самостоятельно решение, совершить пусть маленькое, но свое открытие!

Вернемся к цитате из Плутарха – она повторяет два основных вопроса педагогики: чему учить и как учить? Первая часть этой цитаты вполне понятна многим учителям – знание не является главной педагогической целью. Хотя с нас и с учащихся по-прежнему спрашивают именно это. Для меня гораздо важнее абстрактного знания формул, определений, формулировок, дат и прочего, напрягающего одну только память, является связь с жизнью и практическая направленность образования. Что это значит? Как «связаны с жизнью», с реальным педагогическим процессом эти постулаты? – Через конкретность деталей и примеров, взятых из повседневной жизни, и через практическое применение знаний. А еще лучше, когда в уроке они меняются местами: знание возникнет в результате практической деятельности. Опыт познавательной деятельности – главное содержание образования. Тогда все сразу же становится на свои места – центральным звеном педагогики становится самостоятельная работа учащегося; только то, что он пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.

Но для этого у учащегося должен быть интерес. И тогда в полный рост встает главная педагогическая проблема: а как «зажечь»? Логично утверждать, что надо самому педагогу гореть.

Завтра новый день. Снова в «бой», вести за собой ребят! Нет, не маршировать во главе колонны и указывать проторенный путь к познанию! Помогать, найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую, тропу, используя весь арсенал педагогических методик! Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине! Помочь преодолеть её, идти рядом, вовремя подставить надежное учительское плечо.

Вот и получается скромный вывод: педагогика – искусство, а настоящий педагог – художник.