Элективный курс физики: Бывают ли на свете чудеса?
Опубликовано 07.08.2010 - 12:42 - Сапожникова Елена Владимировна
Элективный курс физики: Бывают ли на свете чудеса?
Мы живём в мире разнообразных физических явлений. Многие из них - например, такие, как радуга, сияющая от горизонта до горизонта; зори, когда небо и облака над горами как будто пылают в огне или полярные сияния - весьма красочны. Другие – оптические иллюзии, сияние далеких звезд и маленького светлячка, шум прибоя – кажутся завораживающими и загадочными. Иные – гроза, смерч, ночное свечение в море или в лесу – пугают нас. Большинство же - падение дождинок, мерцающее пламя свечи, работа термометра или компаса, полет птицы, – кажутся привычными, но ненамного более понятными.
Чтобы выяснить причины тех или иных физических явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого явления с другими и объяснить его на основании определённого закона природы. Загадочность явления не исчезнет, но мы приобретём о нём научное знание.
К сожалению, к сегодняшнему дню ярко выражен дефицит практической направленности физического образования, вследствие чего уменьшается интерес учащихся к изучению физики как предмета. Зачастую к тому времени, когда выясняется, что для поступления в ВУЗ нужно будет сдавать ЕГЭ по физике, у большинства учащихся уже прививается стойкое отвращение к этому предмету, а зачастую и к точным наукам вообще. Нередко, по многим причинам, их изучение превращается в изнурительное, лишенное смысла и сопровождаемое отрицательными эмоциями, натаскивание на решение задач и освоение сухой теории. В итоге, став взрослыми, люди отвращаются от чтения научно-популярной литературы по естественным наукам. Лишь малая часть родителей способна объяснить ребенку причины появления радуги, северного сияния, прибоя и других физических явлений. А потом мы удивляемся распространению астрологии и бредовых россказней о летающих тарелках.
Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты, на простых опытах и примерах можно раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем. С такой задачей, в поддержку базовой школы, помогут справиться элективные курсы. К сожалению, готовые элективные программы предусмотрены, в основном, для учащихся старшей школы (9-11 классов) и требуют достаточно глубокого знания теории и наличия сложного оборудования. Курс "Обыкновенная физика необыкновенных явлений" написан на основе программы «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» (А. Сорокин, Н.Торгашина, Е. Ходос, А. Чиганов) .
Семнадцатичасовой модуль «Мир физических явлений» предназначен для учащихся 7 класса. Модуль выстроен таким образом, что ученик, его посещающий, практически сразу будет самостоятельно выполнять эксперименты и практические работы, заниматься начальным моделированием физических процессов. Курс практико-ориентирован. Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество. Поэтому мои принципы: основа каждого занятия должна быть интересна учащемуся, чтобы увлекать его; выполнима, решение её должно быть получено участником исследования; оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, необычности; доступна, т.е. тема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Введение данного курса способствует созданию условий для морально - психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению уже к моменту введения предпрофильной подготовки (к 9 классу). Кроме того, программа базового курса физики 7 класса практически не включает зрелищных опытов и демонстраций (в основном изучаются строение тел и силы). Напротив, программа 8 класса сложна и перегружена: тепловые явления, электричество, оптика, магнетизм, поэтому нужен пропедевтический курс, привлекающий интерес к предмету и, одновременно, значительно упрощающий восприятие материала в 8 классе. В этом и заключены основные причины модернизации программы А. Сорокина. Курс апробируется мной по схеме:
• Модуль 8 класс – 1 полугодие 2008-2009г на базе МОУ СОШ №63
• Модуль 7 класс – 2 полугодие 2008-2009г на базе МОУ СОШ №63
• Модуль 10-11класс:
-с 2006г на базе площадки №3 СФУ - Подготовительные курсы 100-116 часов;
-2008-09г на базе МУК – 10кл(34ч), 11кл(68ч)
Основные принципы содержания программы модульного курса - 7:
Актуальность и мотивированность содержания Содержание материала соответствует целям предпрофильного обучения, обладает новизной и привлекательностью для учащихся и адаптировано к данному возрасту.
Полнота содержания учебного материала
Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей обучения. Имеет модульный принцип построения.
Инвариантность содержания Применима для различных категорий школьников, что достигается обобщенностью включенных в неё знаний.
Обобщенность знаний, включенных в программу Содержанием учебной программы являются эмпирические или теоретические обобщения.
Практическая направленность содержания и обучения Содержание направлено на формирование у учащихся компетенции в предметной области. В связи с этим предполагает применение активных методов обучения.
Связность или систематичность содержания учебного материала Достигается выбором последовательности развертывания материала, при которой изучение всех последующих знаний обеспечивается предыдущими, прослеживанием связей между частными и общими знаниями
Контролируемость программы Достигается выделением результатов подготовки при прохождении каждого блока
Эффективность программы с точки зрения времени Предусмотрена наиболее короткой последовательностью изложения и обобщения материала
Курс должен позволить ученику не только расширить и углубить зна¬ния по физике, но и развить универсальные способности: научиться грамотно вести наблюдение; получать, обрабатывать и систематизи¬ровать данные; строить на их основе теоретические модели и логические умозаключения — други¬ми словами, проводить самостоятельно полный цикл несложного учебного иссле¬дования. Кроме того, курс позволяет привлечь интерес к физической науке и развить в процессе совместной деятельности коммуникативные навыки, интеллектуальные и творческие способности.
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ: отчеты, презентации, модели, рефераты, участие в проектах, НОУ, олимпиадах.
Ожидаемый мной результат введения курса – формирование ключевых компетенций:
учебных:
Уметь организовывать процесс изучения явления и выбирать собственную траекторию исследования;
решать учебные и самообразовательные проблемы;
исследовательских:
Уметь получать, систематизировать и использовать информацию из различных источников;
работать с различными типами физического оборудования;
коммуникативных:
Уметь выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
читать графики, диаграммы и таблицы данных;
выступать на публике; сотрудничать и работать в команде.
Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении физике позволяет сделать физику не сухой наукой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью того единого, что мы называем “мир вокруг нас”.
Комментарии
Бывают ли на свете чудеса?
Актуально выяснение и объяснение причин физических явлений. Дети это любят.
Элективный курс физики: Бывают ли на свете чудеса?
Элективный курс для учащихся 7 класса с практической направленностью это хорошо. Ученики начинают изучать физику и у них возникает много вопросов о физических явлениях, у многих имеется огромное желание самим открывать новые знания, кому то больше хочется проводить различные опыты.