Статья «Деятельность исторического театрального кружка «Летописцы» по формированию патриотических традиций подрастающего поколения»

Никитина Елена Николаевна

(211 страница сборника)

Никитина Елена Николаевна, учитель истории

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №102 с углубленным изучением отдельных предметов»

 

Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях наиболее ярких эпизодов прошлого нашего народа, нашего Отечества. До недавних пор тема патриотизма теоретически осмысливалась и реализовывалась в школьной практике без учёта религиозного фактора, игравшего на протяжении веков исключительно важную роль в формировании патриотических традиций русского народа.

Патриотизм зиждется на уважительном отношении к истокам. Его нельзя постичь при помощи выполнения большего количества упражнений, задач. Он как айсберг не должен перевернуться. Здесь больше, чем где-либо, нужна мера, чутьё, умение наблюдать за ребёнком, выжидать, индивидуальный подход. Диагностика специалистов — психологов показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном достойном образе жизни. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, привитых такими первичными агентами социализации как семья, церковь, школа.Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего духовного развития участников театрального кружка.

Цель: использовать возможности ценностного содержания православных сюжетов для личностного роста и гармоничного развития воспитанников школьного театра.

Задачи:

  • создать условия для творческой самореализации и активности подрастающего поколения;
  • способствовать повышению образованности и глубины осмысления материала, связанного с повседневным трудовым и героическим подвигом наших предков;
  • ненавязчиво формировать осознание идеи готовности достойного служения Отечеству, верности, взаимопомощи и заботы о семье, близких, товарищах и об окружении.

Я являюсь учителем истории. Со дня основания нашей школы (2009 год) ра- ботаю с театральной группой «Летописцы». За это время мы успели поставить спектакли о Коромысловой башне, «12 месяцев» на новый лад, «Дети на вой- не», «Не может быть» (о забвении церковной мудрости в годы советского правления»). Наибольшее количество выступлений связано с исторической поста- новкой «Единение русского народа накануне Куликовской битвы» (о князе Дмитрии Донском и его жене — нижегородской княжне Евдокии).

В кружке дети сами организуют деятельность при помощи заинтересованных в росте их способностей и повышения самооценки родителей и педагогов. Они изучают эпоху, сочиняют несколько вариантов постановки, выбирают лучшую, репетируют танцы, песни, сами шьют костюмы и занимаются оформительским искусством. Самая большая трудность моей практики заключается в возможности собрать всех вместе учеников разных классов и параллелей на последние общие репетиции. Чем старше становятся дети (а кружок успешно работает уже 9 лет), тем больше у них загруженность по предметам: у одних сегодня дополнительная математика, у других завтра английский и так далее. Часто руки опускаются. К этому нужно быть готовым тем, кто захочет, чтобы в его студию приходили действительно дети, заинтересованные именно этим творчеством, а не один какой-то класс.

В театральном кружке занимаются ребята различного возраста. Это очень сильно обогащает учеников. Старшеклассники для малышей не меньший, а часто и гораздо больший пример, нежели учителя, а иногда и родители. Если этот пример рождается в творчестве, то старшие корректируют своё поведение в лучшую сторону, сами же учатся заботиться о «молодых», изучают на примере ту социальную роль, которой часто так не достаёт дома (хотя в нашей школе в 2009 году одну треть семей составляли многодетные).

Попробовав себя в качестве воспитателя, подростки больше понимают собственных родителей. Дети помогают друг другу также и в учёбе. Что греха таить, театралы иногда выступают в ущерб урокам. Тогда не каждый учитель может помочь в объяснении пройденного в эти дни материала. Старшие оказывают младшим друзьям неоценимую, с моей точки зрения, помощь. Так совершенно органично (без всяких требований свыше и не для галочки) вливается во взаимоотношения между ребятами та забытая (являющаяся одним из самых больших плюсов советской системы воспитания) традиция помогать слабым или младшим при подготовке к урокам.

Современный урок трудно представить без компьютерных технологий. Так, на примере урока «Москва — центр борьбы с ордынским владычеством» можно увидеть, что это и работа с документами («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», текст Завещания Дмитрия Донского), которых нет в учебнике и не всегда уместно их распечатывать на весь класс, а знание источников — одно из главных составляющих исторических знаний.

Это и выводы к уроку, которые смотрятся на слайде куда красивее, чем на доске. А ведь они должны остаться в тетради!

Это и кусочки театральных постановок (видео), делающих урок более осмысленным.

Это и выбор технологий (одна из лучших, на мой взгляд - "Чтение и письмо для развития критического мышления"). Как посовременному ни называй, а одним из главных составляющих духовно-нравственной направленности всегда был поиск текста. Здесь невозможно обойтись без богатого христианского наследия. Учителю и нужно - то всего лишь открыть его перед ребёнком… Эти тексты создавались не ради получения гонорара, а значит, не задуматься над словами мудрых предков даже ленивый не сможет. На уроке "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством" я предложила шестиклассникам предположить, что за текст завещания Дмитрия Донского составит Сергий Радонежский. Старались, вспоминали просмотренный накануне спектакль. К чему только не приводила их детская фантазия, но чтобы: "…Матери своей слушайтесь во всём…который сын не станет слушаться матери своей, на том не будет моего благословения".
 
Школа - это всегда объединение нескольких поколений. В этом её безграничная сила. Не стать настоящим гражданином человеку, заботящемуся о малышах, но не уважающему старшее поколение, считающим себя более "продвинутым" и современным. Никогда не забуду свой первый букварь. Обучение в 1 классе началось у меня с картинки, где седовласый старик, окружённый внуками, держит в руках прутья. Он объясняет малышам, как легко сломать каждый прутик в отдельности. Но если их связать в веник, никто сломать не в силах.
 
Уважение к старшему поколению в нашей стране до начала 90-х годов никогда не носило формального характера. Оно не было записанным только на бумаге. Это была целая система в действии. Помогали пенсионерам по-разному, и всегда практически. Может быть, поэтому и не приходилось употреблять слова: "это сложности переходного возраста". Наш 7 класс, например, искал документы о фронтовой судьбе Саши Чаулина. Когда работа продвинулась далеко, мы поехали на родину этого героя, где отчитались о проделанном перед его родителями, а его односельчане показали нам школьный музей Саши Чаулина, который создали в ходе своей поисковой деятельности, о его детстве и учёбе...
 
Прошло около 35 лет. Сейчас, когда неизмеримо возросло количество требований к выпускникам, предметов, которые ребята изучают, программ, которые они должны успеть освоить по предмету (часто за один час в неделю), мы чаще всего нацелены в лучшем случае научить, нежели воспитать. А уважительное отношение к истокам — это и есть осмысление на новом уровне тех прекрасных начинаний наших педагогов — сподвижников, которые оставили нам огромное наследие, действуя не торопясь, внимательно, с огромной любовью к каждому человеку и высочайшим профессионализмом.
 
Мы возвращаемся к лучшему, что было в советском образовании: "Воспитаниеяетельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
 
В системе воспитания никогда не бывает влияния на растущего человека отдельно родителей, отдельно учителей, руководителя театрального кружка, друзей, знакомых. И если многие из этого окружения к человеку прислушиваются, доверяют, спрашивают его совета, дают возможность действовать, решать сложные задачи, справляться с очень нелегкими проблемами, помогать людям, тогда личность формируется более подготовленной к самостоятельной и ответственной жизни.
 
Ни для кого не секрет, как чувствуют дети фальшь. Обман или заигрывание с ребенком может нанести непоправимую травму: он увидит, что слова расходятся с делами. Тогда доброго не жди.
 

Зато как светло на душе, когда взрослые духовные наставники, словно никуда не спешат, разговаривают с каждым человеком о жизненной мудрости. И слова — то эти мы уже не раз слышали. И книги эти не раз читали. Или пропустили что? Или не постигли ту удивительную грань убеждения, когда никто на тебя не давит, не заставляет, а ты отказать не в силах. Глубокий взгляд ясных глаз. Только морщины на переносице выдают, как много человек испытал. И всегда улыбка Веры в Бога, в человека, в каждого ребёнка. И ты ощущаешь себя ученицей, которой позволили прикоснуться к каким — то высшим энергиям влияния на молодёжь.

 

Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи: материалы конкурса «Серафимовский учитель — 2022/2023». Выпуск 12 / Под общ. ред. О. Бараевой. — В 3-х т. — Т. 1. — Нижний Новгород, 2023. — 304 с.