Статья «Деятельность исторического театрального кружка «Летописцы» по формированию патриотических традиций подрастающего поколения»
(211 страница сборника)
Никитина Елена Николаевна, учитель истории
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №102 с углубленным изучением отдельных предметов»
Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях наиболее ярких эпизодов прошлого нашего народа, нашего Отечества. До недавних пор тема патриотизма теоретически осмысливалась и реализовывалась в школьной практике без учёта религиозного фактора, игравшего на протяжении веков исключительно важную роль в формировании патриотических традиций русского народа.
Патриотизм зиждется на уважительном отношении к истокам. Его нельзя постичь при помощи выполнения большего количества упражнений, задач. Он как айсберг не должен перевернуться. Здесь больше, чем где-либо, нужна мера, чутьё, умение наблюдать за ребёнком, выжидать, индивидуальный подход. Диагностика специалистов — психологов показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном достойном образе жизни. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, привитых такими первичными агентами социализации как семья, церковь, школа.Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего духовного развития участников театрального кружка.
Цель: использовать возможности ценностного содержания православных сюжетов для личностного роста и гармоничного развития воспитанников школьного театра.
Задачи:
- создать условия для творческой самореализации и активности подрастающего поколения;
- способствовать повышению образованности и глубины осмысления материала, связанного с повседневным трудовым и героическим подвигом наших предков;
- ненавязчиво формировать осознание идеи готовности достойного служения Отечеству, верности, взаимопомощи и заботы о семье, близких, товарищах и об окружении.
Я являюсь учителем истории. Со дня основания нашей школы (2009 год) ра- ботаю с театральной группой «Летописцы». За это время мы успели поставить спектакли о Коромысловой башне, «12 месяцев» на новый лад, «Дети на вой- не», «Не может быть» (о забвении церковной мудрости в годы советского правления»). Наибольшее количество выступлений связано с исторической поста- новкой «Единение русского народа накануне Куликовской битвы» (о князе Дмитрии Донском и его жене — нижегородской княжне Евдокии).
В кружке дети сами организуют деятельность при помощи заинтересованных в росте их способностей и повышения самооценки родителей и педагогов. Они изучают эпоху, сочиняют несколько вариантов постановки, выбирают лучшую, репетируют танцы, песни, сами шьют костюмы и занимаются оформительским искусством. Самая большая трудность моей практики заключается в возможности собрать всех вместе учеников разных классов и параллелей на последние общие репетиции. Чем старше становятся дети (а кружок успешно работает уже 9 лет), тем больше у них загруженность по предметам: у одних сегодня дополнительная математика, у других завтра английский и так далее. Часто руки опускаются. К этому нужно быть готовым тем, кто захочет, чтобы в его студию приходили действительно дети, заинтересованные именно этим творчеством, а не один какой-то класс.
В театральном кружке занимаются ребята различного возраста. Это очень сильно обогащает учеников. Старшеклассники для малышей не меньший, а часто и гораздо больший пример, нежели учителя, а иногда и родители. Если этот пример рождается в творчестве, то старшие корректируют своё поведение в лучшую сторону, сами же учатся заботиться о «молодых», изучают на примере ту социальную роль, которой часто так не достаёт дома (хотя в нашей школе в 2009 году одну треть семей составляли многодетные).
Попробовав себя в качестве воспитателя, подростки больше понимают собственных родителей. Дети помогают друг другу также и в учёбе. Что греха таить, театралы иногда выступают в ущерб урокам. Тогда не каждый учитель может помочь в объяснении пройденного в эти дни материала. Старшие оказывают младшим друзьям неоценимую, с моей точки зрения, помощь. Так совершенно органично (без всяких требований свыше и не для галочки) вливается во взаимоотношения между ребятами та забытая (являющаяся одним из самых больших плюсов советской системы воспитания) традиция помогать слабым или младшим при подготовке к урокам.
Современный урок трудно представить без компьютерных технологий. Так, на примере урока «Москва — центр борьбы с ордынским владычеством» можно увидеть, что это и работа с документами («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», текст Завещания Дмитрия Донского), которых нет в учебнике и не всегда уместно их распечатывать на весь класс, а знание источников — одно из главных составляющих исторических знаний.
Это и выводы к уроку, которые смотрятся на слайде куда красивее, чем на доске. А ведь они должны остаться в тетради!
Это и кусочки театральных постановок (видео), делающих урок более осмысленным.
Зато как светло на душе, когда взрослые духовные наставники, словно никуда не спешат, разговаривают с каждым человеком о жизненной мудрости. И слова — то эти мы уже не раз слышали. И книги эти не раз читали. Или пропустили что? Или не постигли ту удивительную грань убеждения, когда никто на тебя не давит, не заставляет, а ты отказать не в силах. Глубокий взгляд ясных глаз. Только морщины на переносице выдают, как много человек испытал. И всегда улыбка Веры в Бога, в человека, в каждого ребёнка. И ты ощущаешь себя ученицей, которой позволили прикоснуться к каким — то высшим энергиям влияния на молодёжь.
Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи: материалы конкурса «Серафимовский учитель — 2022/2023». Выпуск 12 / Под общ. ред. О. Бараевой. — В 3-х т. — Т. 1. — Нижний Новгород, 2023. — 304 с. |