Культура речи педагога

Никулина Наталья Александровна

Выступление на семинаре «Культура речи педагога»

 

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»

Р. Эмирсон.

 

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто же, как не педагог, обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются как нормы общения

Когнитивная (восприятие других и их понимание)

Аффективная (отношение к другому)

Поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации)

Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные. Они представляют собой конкретные правила, помогающие осуществить оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат раскрывать личность каждого партнера по общению.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность и правильность.

Специфика педагога заключается в постоянном контакте. Поэтому он должен обладать не только психологическими, но также и навыками профессионального общения.

Итак, что такое культура? Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правильное произношение, ударение, грамматика, словоупотребление)

На некоторых пунктах мы остановимся. Я предлагаю выполнить задания.

  1. Прочитайте слова с правильным ударением.
  • банты
  • включит
  • красивее
  • кухонный
  • обеспечение
  • углубленное
  • хаос
  • баловаться
  • вручит
  • досуг
  • жалюзи
  • оптовый
  • торты
  • феномен
  • повторишь
  1. Словоупотребление. В наш век все употребляют в речи слова английского происхождения: ноутбук, тест, менеджер, снэк, фастфуд и т. Д. Но 90% тех, кто употребляют английские слова , вообще не знают английского. Как можно пожелать врачу креативности? Или реплика « мой тебе респект и уважуха»? Человек, используя их часто и правильно может демонстрирует высокий статус, престижность, моду. Наша задача- научить детей правильно их употреблять в речи.

Следующее задание – попробуйте поменять английские слова на русские:

Прайс-лист – прейскурант

Топ-модель-манекенщица

Имидж-образ

Фильммейкер – кинорежиссер

Креативный – творческий

Тренд-тенденция

Бодибилдинг – культуризм

Голкипер – вратарь

Толерантность – терпимость

Менеджер – руководитель (администратор)

Провайдер – поставщик

Мерчандайзер и супервайзер – торговый представитель и контролер.

И еще одно задание – прочитайте текст на литературном русском языке.

Мы идем в супермаркет с целью устроить шопинг, дома у нас растут бэби и тинэйджеры, встречаемся мы с боями и герлами, которых мы кисаем. Нам интересен пиар и гламур, мы всем посылаем месседж, всегда ждем хэппи-энда, просматривая блокбастер в свой уикенд. Когда у нас брейк на работе, мы слушаем саундтреки и отправляемся на ланч. Когда у нас возникают траблы, мы отправляемся на сейлы, дабы себя отвлечь.

Я призываю не так часто использовать английские слова в русском языке. Не будем терять интерес к русскому языку и не понижать уровень грамотности населения. Ведь « сила народа в родном языке».

Компоненты речи педагога. Что является средством труда для учителя?

Голос. Этот инструмент, с помощью которого мы доносим свою мысль до других людей. Голос с хорошим тембром может привлечь людей на вашу сторону и убедить их в вашей правоте, вы можете расшевелить или усыпить , очаровать или оттолкнуть. Какой тембр лучше воспринимается людьми: высокий или низкий? Доказано, что люди лучше воспринимают информацию с низким тембром.

К голосу предъявляются требования:

- голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью:

Это голос приятный, вибрирующий, спокойный, теплый , доверительный, заботливый, уверенный, выразительный, властный, дружеский, звучный, хорошо интонированный, мелодичный.

- педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

- педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

-С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

- голос педагога должен быть выносливым

Дикция. Это четкое и ясное произнесение звуков речи.

Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего. Существует много упражнений по дикции и одна из форм скороговорки.

Скороговорки

1.Обычай бычий, ум телячий.

2. Купи кипу пик.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Расскажите про покупки.

Про какие, про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

5. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно,

Бесшумно шуршат камыши.

  1. Прозаседавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся

Константинополе.

Можно почитать стих Берестова, сначала медленно, потом быстрее, а в конце как скороговорку.

В. Берестов.

Перекидываемые, опрокидываемые

Разозлились, разбесились белоусые угри,

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые

Распластались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Орфоэпия. Это правильное литературное произношение слов. Произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому нормам литературного произношения следует учиться.

Мы произносим вада, а пишем вода.

Мы произносим мисной. А пишем мясной.

Произносим помошник, а пишем помощник.

Произносим што, а пишем что.

Произносим паэзия. А пишем поэзия.

Произносим жыкет, а пишем жакет.

Произносим лошидей, а пишем лошадей.

Произносим чисы, а пишем часы.

Произносим ага, а пишем ага.

Выразительность. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Особое значение имеет интонация, жесты, мимика. Необходимо правильно использовать: логическое ударение, паузы, темп, мелодичность. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражает более полно, закончено.

И последнее задание.

Произнесите фразу «Подойди сюда, Петров»

- громко

- возмущенно

- радостно

- таинственно

Произнесите фразу «Молодец»

- тихо

- ласково

- удивленно

- радостно

Молодцы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_pedagoga_nikulina_n.a.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодежи

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

«Культура речи педагога»

(выступление на семинаре)

 

Подготовила педагог дополнительного

образования

Никулина Н А

 

 

г.Нефтекамск, 2023 г.

Выступление на семинаре «Культура речи педагога»

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» 

Р. Эмирсон.

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто же, как не педагог, обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются как нормы общения

Когнитивная (восприятие других и их понимание)

Аффективная (отношение к другому)

Поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации)

Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные. Они представляют собой конкретные правила, помогающие осуществить оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат раскрывать личность каждого партнера по общению.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность и правильность.

Специфика педагога заключается в постоянном контакте. Поэтому он должен обладать не только психологическими, но также и навыками профессионального общения.

Итак, что такое культура? Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правильное произношение, ударение, грамматика, словоупотребление)

На некоторых пунктах мы остановимся. Я предлагаю выполнить задания.

  1. Прочитайте слова с правильным ударением.
  • банты
  • включит
  • красивее
  • кухонный
  • обеспечение
  • углубленное
  • хаос
  • баловаться
  • вручит
  • досуг
  • жалюзи
  • оптовый
  • торты
  • феномен
  • повторишь
  1. Словоупотребление. В наш век все употребляют в речи слова английского происхождения: ноутбук, тест, менеджер, снэк, фастфуд и т. Д. Но 90% тех, кто употребляют английские слова , вообще не знают английского. Как можно пожелать врачу креативности? Или реплика « мой тебе респект и уважуха»? Человек, используя их часто и правильно может демонстрирует высокий статус, престижность, моду. Наша задача- научить детей правильно их употреблять в речи.

Следующее задание – попробуйте поменять английские слова на русские:

Прайс-лист – прейскурант

Топ-модель-манекенщица

Имидж-образ

Фильммейкер – кинорежиссер

Креативный – творческий

Тренд-тенденция

Бодибилдинг – культуризм

Голкипер – вратарь

Толерантность – терпимость

Менеджер – руководитель (администратор)

Провайдер – поставщик

Мерчандайзер и супервайзер – торговый представитель и контролер.

И еще одно задание – прочитайте текст на литературном русском языке.

Мы идем в супермаркет с целью устроить шопинг, дома у нас растут бэби и тинэйджеры, встречаемся мы с боями и герлами, которых мы кисаем. Нам интересен пиар и гламур, мы всем посылаем месседж, всегда ждем хэппи-энда, просматривая блокбастер в свой уикенд. Когда у нас брейк на работе, мы слушаем саундтреки и отправляемся на ланч. Когда у нас возникают траблы, мы отправляемся на сейлы, дабы себя отвлечь.

Я призываю не так часто использовать английские слова в русском языке. Не будем терять интерес к русскому языку и не понижать уровень грамотности населения. Ведь « сила народа в родном языке».

Компоненты речи педагога. Что является средством труда для учителя?

Голос. Этот инструмент, с помощью которого мы доносим свою мысль до других людей. Голос с хорошим тембром может привлечь людей на вашу сторону и убедить их в вашей правоте, вы можете расшевелить или усыпить , очаровать или оттолкнуть. Какой тембр лучше воспринимается людьми: высокий или низкий? Доказано, что люди лучше воспринимают информацию с низким тембром.

К голосу предъявляются требования:

- голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью:

Это голос приятный, вибрирующий, спокойный, теплый , доверительный, заботливый, уверенный, выразительный, властный, дружеский, звучный, хорошо интонированный, мелодичный.

- педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

- педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

-С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

- голос педагога должен быть выносливым

Дикция. Это четкое и ясное произнесение звуков речи.

Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего. Существует много упражнений по дикции и одна из форм скороговорки.

Скороговорки

1.Обычай бычий, ум телячий.

2. Купи кипу пик.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Расскажите про покупки.

Про какие, про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

5. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно,

Бесшумно шуршат камыши.

  1. Прозаседавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся

Константинополе.

Можно почитать стих Берестова, сначала медленно, потом быстрее, а в конце как скороговорку.

В. Берестов.

Перекидываемые, опрокидываемые

Разозлились, разбесились белоусые угри,

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые

Распластались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Орфоэпия. Это правильное литературное произношение слов. Произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому нормам литературного произношения следует учиться.

Мы произносим вада, а пишем вода.

Мы произносим мисной. А пишем мясной.

Произносим помошник, а пишем помощник.

Произносим што, а пишем что.

Произносим паэзия. А пишем поэзия.

Произносим жыкет, а пишем жакет.

Произносим лошидей, а пишем лошадей.

Произносим чисы, а пишем часы.

Произносим ага, а пишем ага.

Выразительность. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Особое значение имеет интонация, жесты, мимика. Необходимо правильно использовать: логическое ударение, паузы, темп, мелодичность. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражает более полно, закончено.

И последнее задание.

Произнесите фразу «Подойди сюда, Петров»

- громко

- возмущенно

- радостно

- таинственно

Произнесите фразу «Молодец»

- тихо

- ласково

- удивленно

- радостно

Молодцы!