Мое образовательное решение – глобальным вызовам.

Скорикова Татьяна Валерьевна

                                                           Автор: Скорикова Татьяна Валерьевна–

Педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Байкало-Кударинский ДДТ»

 

Мое образовательное решение – глобальным вызовам.

 

     В эпоху нашего времени определены некоторые глобальные вызовы человечеству.

      И нам всем предстоит задуматься: Что нас ждет? В каком мире будут жить наши дети? Как справится человечество с глобальными вызовами? Ведь от этого зависит будущее планеты.

 

     Мы пытаемся понять, каким именно будет этот ответ. Но сегодня можно уверенно сказать, что общемировые проблемы будут решаться с помощью технологий — как существующих, так и тех, что ещё предстоит создать.

      Определены восемь главных вызовов человечеству. Одним из глобальных вызовов является актуальное и доступное образование.
      Образование для нас — это не только обучение в формальных учебных заведениях, это  — тотальный процесс, включающий в себя воспитание, обучение и самообучение на всех этапах жизни человека, от рождения до конца жизни. Образование — это все, что учит человека жить. На протяжении всей жизни на образование человека имеют запрос самые разные заинтересованные стороны: сам человек, его семья, государство, бизнес.

      Наша задача — рассмотреть проблемы обучения во всей комплексности и понять, как будет развиваться образование, необходимое на разных этапах человеческой жизни.

Некоторые виды образования на протяжении человеческой жизни носят более прагматичный характер и направлены на формирование знаний и навыков, позволяющих эффективно работать в экономике и достигать социального успеха – такова роль образования или повышения профессиональных компетенций. Другие формы образования более направлены на развитие личности и саморазвитие, включая работу с физическими и психофизическими качествами. Третьи формы работают с группами, помогают формировать команды и развивать организационные компетенций. Большая часть воспитания и психотерапии также может быть интерпретирована как образование.

      Образование в нашем понимании — это социально оформленный процесс поддержки развития на цикле человеческой жизни от рождения.

      Образовательные системы будущего должны будут предоставить решения для всех аспектов человеческого обучения и развития для индивидов и коллективов на всех этапах человеческой жизни.

«Классическая» система образования стремительно устаревает, потому что меняется подход к получению информации. Раньше учитель был одним из основных источников знаний. Сегодня он всё больше направляет и поддерживает интерес учеников к предмету, которые сами изучают его с помощью всех доступных средств.

Но с развитием информационных технологий мир изменился: нам больше не нужны заученные наизусть тома энциклопедий и работа по инструкции, которую может выполнить и машина. В современном мире востребован инициативный, предприимчивый, самообучающийся и открытый новому человек.

      Образовательный процесс должен стать открытым. Тем не менее система образования очень инертна, так как воспроизводит сама себя, обучая молодых людей навыкам, которые уже не так нужны в современном мире.

     В мире назрела необходимость прорыва в области образования. Это касается не только школ и вузов, но и дополнительного. Кроме того, не все дети и сегодня имеют возможность ходить в школу, и не все взрослые  имеют равные возможности для поступления в высшие учебные заведения.
     Многие по-прежнему не могут получить образование из-за своей бедности. Раньше человек мог просто не иметь возможность учиться, а сегодня, если у него есть доступ в интернет, ему доступно огромное количество контента на любую тему. Проблема заключается в том, что инструменты для обучения есть далеко не у всех.

Это показала и пандемия короновируса, выявив неготовность мира к переходу на онлайн-образование, и вопросы не только в методиках, но и в наличии необходимого оборудования на руках у учеников.

Цифровое образование пока что – лишь калька очного, и чтобы оно стало по-настоящему эффективным, необходимо пересмотреть методы преподавания, а не пытаться перенести в интернет то, что происходит в реальном образовательном учреждении. Без этого потенциал цифрового обучения не будет раскрыт.

Качество удаленной учебы не может быть таким же, как у офлайн-образования, технологии которого отрабатывались веками. Но главная проблема заключается в том, что далеко не все обучающиеся вообще имеют возможность получать образование дома. Речь идет об отсутствии компьютера, доступа в интернет, места для учебы. Это может вызвать неравенство в качестве образования и вырасти до гигантских масштабов.

Уже сей­час очевидно, что существующие образовательные модели легко воспроизводятся Интерне­том — в отличие от живого учителя, «Интернет знает все», и это провоцирует учеников на несамостоятельность. Но целевой результат традиционного образова­ния, например, формирование картины мира сейчас не заместить Интернет-образовани­ем — поэтому нахождение новых способов формирования полноценной картины мира в новых технологиях критически необходимо.

      Дистанционный формат никогда не сможет заменить очный формат работы педагога  с детьми, где происходит и социализация ребят,  и индивидуальная работа с каждым ребенком и группой в целом – очень много моментов, таких как воспитание нравственности, патриотизма, трудолюбие, хорошие манеры, уверенность в своих силах, честность, ответственность, толерантность, которые дистанционное образование никогда не восполнит, каким бы качественным оно ни было.

      И хотя телекоммуникации и цифровое образование открывают колоссальные возможности, но они не могут заменить живого общения педагога с ребенком и творческой, командной, товарищеской среды в образовательной организации.

        Мое образовательное решение выражается в том, что я на 100 % поддерживаю живой диалог педагога и обучающегося на занятиях, потому что считаю, что в этом есть большие преимущества:

- происходит мгновенная связь обучающегося и педагога, что позволяет быстрее усвоить материал (не нужно искать лишний раз в интернете, задал вопрос и получил ответ), ребенок может получить совет, консультацию, рассмотреть проблему с разных сторон;

- происходит вовлеченность в практику;

- общение усиливает эффект от обучения, можно поделиться знаниями, вместе решить задачу, обсудить тонкости, поделиться наблюдениями;

- такие занятия дарят эмоции, что позволяет включать воспитательные моменты на любом этапе занятия;

- окружение интересными людьми положительно отражается на детях;

- общая цель мотивирует тщательнее изучать материал и не отвлекаться, позволяет быть вовлеченным в работу.

           Очная работа – это атмосфера, когда можно выжать максимум из учебного процесса. 

     Воспитание признается сегодня одним из важнейших приоритетов современного образования, а роль педагога – ключевой ролью в этом процессе. Профессиональный рост педагога как воспитателя выражается в первую очередь в развитии его умений видеть глобальные вызовы, стоящие перед современной системой воспитания, и умений гибко реагировать на эти вызовы в рамках организуемых им локальных воспитательных практик.

       Ближайшее двадцатилетие будет эпохой самых радикальных перемен в образова­нии — возможно, с момента, когда начали создаваться национальные образовательные системы. И основным источником этих перемен будет не сама система образования, а смежные с ней отрасли — информационные технологии, медицина и финансы.

       В течение 20 лет возникнет новая глобальная архитектура образования — и мы ис­следуем первые элементы этой возникающей архитектуры

     Необходимость пересборки моделей образования  вызвана совокупностью общих вызовов:

1. Развитие цифровых технологий и телекоммуникационных систем меняет способы, которыми фиксируется, передается и создается знание, а также формиру­ются навыки.

2. Значительная часть новых решений для образования реализуется в виде техноло­гических стартапов. Вне системы образования возникает новый транснациональный рынок, который может достаточно быстро заместить собой традиционные образова­тельные системы и внести новые стандарты.

      Изменение ценностей в обществе потребления предъявляет образовательной системе новый тип «человеческого материала» с одной стороны, растущая доля молодежи, которые не видят особой ценности в образовании и имеют низкую мотивацию к обучению; с другой, растущая доля сознательных молодых людей, которые понимают смысл саморазвития, готовы ставить свои собственные цели и не готовы брать «пакетные решения».

       Поэтому именно сейчас потребность в глобальной «дорожной карте» будущего образования чрезвычайно велика. Ответа на вопрос о том, как именно должна быть ре­ализована эта новая сфера, нет ни у кого.

Кроме этого, одним из важнейших предметов политического и делового процесса будет глобальная образовательная архитекту­ра — понятие, которое пока не осознано и не закреплено.

Возникают основные вопросы:

  1. Как должна быть организована новая модель образования, и какие процессы будут влиять на ее формирование?
  2. Какие секторы нового рынка образования будут наиболее перспективными, и какие типы новых бизнес-проектов могут оказаться наиболее востребованными? Образование — это «нераспакованная» отрасль на многие миллиарды долларов, и первые, кто в нее пойдет, получают шанс захватить этот огромный рынок.
  3. Как будет происходить процесс трансформации старой (индустриальной) модели образования, и какие решения следует принимать в сфере управления традиционными образовательными институтами?

 

      При создании «карты будущего» образования нужно придерживаться базовых принципов:

- Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;

- Будущее вариативно— оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников.

       Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

 

      Уже сей­час очевидно, что существующие образовательные модели легко воспроизводятся Интерне­том — в отличие от живого учителя, «Интернет знает все», и это провоцирует учеников на несамостоятельность. Но целевой результат традиционного образова­ния (напр. формирование картины мира) сейчас не замещается Интернет-образовани­ем — поэтому нахождение новых способов формирования полноценной картины мира в новых технологиях критически необходимо.

 

    Следствия распространения новых технологий для образования

   1. Обучение будущего будет высокостратифицированным и будет определяться возможностями доступа к уникальным носителям компетенций  и сообществам практик.

  2.Массовые знания и навыки будут передаваться в первую очередь за счет автома­тизированных решений.

3. «Живое» обучение будет сравнительно более дорогим и, как следствие, будет носить «премиальный» характер — и в большинстве случаев будет организовано не как длинное совместное обучение, а в виде коротких интенсивных сессий. Содер­жание этого обучения будет сосредоточено не на передаче общедоступной инфор­мации и отработке рутинных упражнений, а на выработке сложных надпредметных компетенций, связанных с творческим мышлением и поддерживающим его пси­хофизическим «настроем». Важной частью такого живого обучения должна также быть работа с ценностями и предельными смыслами. При этом — образование для взрослых будет организовано в большей мере «горизонтально», через взаимооб­мен знаниями.

Распространение новых технологий в детском и семейном образовании может давать не только бонусы, но и отрицательные последствия. Регулярно обсуждается проблема «детей планшетников» — новых «Маугли, выученных компьютерами».

Процесс саморазвития дли­ной в жизни — а по сути, сопровождение самой жизни — и станет той осью, на которую будут нанизываться образовательные формы будущего.

 

     Обра­зование сейчас это «разбег перед стартом», подготовка к самостоятельной взрослой жизни в специальных образовательных институтах. В последующем человек дообра­зовывается в рамках курсов повышения квалификаций, но интенсивность этого обра­зования сравнительно невысока, а после выхода на пенсию образование полностью прекращается.

Образование будущего сопровождает человека на протяжении всей его жизни еще до рождения и до самых последних дней, и касается не только его социального успеха, но и его внутреннего развития. Это не значит, что образование претендует на изрядную долю времени и сил происходит признание образовательной природы «необразовательных» деятельностей (напр. работа на про­ектах или игра), поэтому человек постоянно находится «внутри образования». Есть как минимум одна кульминация, когда интенсивность образования является максималь­ной – период, когда происходит переход от жизни ребенка к самостоятельной жизни взрослого (который может быть оформлен как «обряд инициации» или «сдача экзаме­на на зрелость»). (Возможно, что второй «кульминацией» будет являться момент, когда человек будет заканчивать свою профессиональную карьеру и переходить к «третьей трети» жизни – поскольку продолжительность жизни и качество старости повышаются, то жизнь пожилых людей будет отдельным этапом самореализации, требующим обра­зовательной подготовки).