Рекомендации для родителей по организации безопасного информационного пространства ребенка

Цаплина Оксана Александровна

Рекомендации для родителей по организации безопасного информационного пространства ребенка

Сейчас, когда информационные технологии общедоступны, со стороны правительства принимаются серьёзные меры по обеспечению безопасности всех граждан, обращающихся к ресурсам всемирной паутины – включая несовершеннолетних. Законодательство в сфере интернет-безопасности в разных странах мира может незначительно отличаться, но проблемы, с которыми оно борется, имеют сходное происхождение. С 2000 года в США действует закон о защите конфиденциальности детей в Интернете (COPPA), призванный защитить лица младше 13 лет от раскрытия личной информации в сети. Закон направлен на регулирование работы вебсайтов – особенно таких социальных сетей, как Facebook и Instagram. Одной из основных причин возникновения такого правового акта стала уязвимость детей дошкольного и младшего школьного возраста в сети интернет – ведь именно дети этих возрастных категорий становятся легкой добычей для интернет-хищников (лиц, которые посредством сети совершают сексуальные домогательства по отношению к несовершеннолетним), а также подвергаются унижению и онлайн-груммингу (процесс общения в сети, во время которого в доверие к ребёнку втирается незнакомый человек для использования его в своих целях).

В России не существует действительного закона, ограничивающего доступ детей к социальным сетям. В 2017 г. на обсуждение была выдвинута инициатива о запрете социальных сетей для детей младше 14 лет, которая в связи с недоработками, была отклонена. Но данный факт не означает, что сфера киберпространства на территории Российской Федерации никак не регулируется. В России действует федеральный закон N 436-ФЗ от 29 декабря 2010 (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому производится разделение информационной продукции на пять категорий и запрещается распространение информации среди детей в зависимости от их возраста.

Смежная специальность современного родителя – это Интернет-Ангел хранитель

 

Сегодня дети открывают для себя глобальную сеть раньше, чем первую книжку. Именно поэтому очень важно с ранних лет учить ребенка базовым навыкам кибербезопасности. На первых этапах это, прежде всего, ограничение времени, проводимого в интернете, и максимальное вовлечение в офлайн-активности. В этот период главное — сформировать у ребенка ощущение, что реальный мир гораздо интереснее, чем виртуальный.

С учащимися начальных классов уже нужно разговаривать об основах интернет-этики и правилах безопасного поведения в сети. В возрасте 6–10 лет у детей формируются базовые навыки общения, они ищут свое место в социальной иерархии. Поэтому очень важно познакомить ребенка и с цифровым этикетом, и с правильным алгоритмом взаимодействия со старшими, в первую очередь с незнакомыми людьми.

Научите детей вести себя в Интернете – как в реальной жизни. Точно так же, как в жизни, в Сети нужно вести себя вежливо, не делать чего-либо, что может обидеть других людей или противоречит закону. Объясните детям, что в Сети следует вести себя корректно, с уважением относиться к людям и к их авторским правам. Незаконное копирование и распространение материалов, являющихся чьей-либо собственностью, считается кражей.

Средняя школа — время, когда важно сформировать доверительные отношения с ребенком и основные принципы его поведения при киберагрессии.

 

Кибербуллинг — крайне острая социальная проблема, с которой может столкнуться каждый пользователь. Исследования показали, что с травлей в Сети сталкивается каждый второй ребенок. Эти же исследования дали понять, что 50% пользователей выступает в качестве преследователей. Чтобы защитить ребёнка от кибербуллинга, нужно с ним обсудить, что лучший способ бороться с агрессией в интернете — не реагировать на нее и дистанцироваться. Не кормить троллей, блокировать неприятных пользователей, выходить из чатов. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что родители его поддерживают: даже если сталкивается с агрессией онлайн или офлайн, дома есть пространство, где он почувствует себя в безопасности.

Подробнее про кибербуллинг читайте на страницах Линии помощи "Дети Онлайн»:

Киберагрессия: введение

Киберагрессия: основные отличия киберагрессии от офлайн-агрессии, ее особенности и распространенность в сети интернет

Киберагрессия: причины, формы и территория киберагрессии, ролевая структура

Киберагрессия: мотивы киберагрессора

Киберагрессия: кибербуллинг как один из наиболее опасных видов киберагрессии

Киберагрессия: инструменты агрессора в ситуации кибербуллинга, профиль кибербуллера и возможные для него последствия

Киберагрессия: жертвы кибербуллинга, их личностный профиль, эмоции, возможные последствия и способы защиты. Рекомендации, которые позволят противостоять киберагрессии и кибербуллингу

Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи.

На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет. Горячая линия: 8 800 25 000 15Звонки по России бесплатные.

На Линию также можно обратиться по почте helpline@detionline.com или написав в онлайн-чат на сайте www.detionline.com

Школьников 9–11-х классов необходимо познакомить с правилами интернет-безопасности — объяснить, как соблюдать информационную гигиену (защитить персональные данные, противодействовать кибермошенникам). Когда дети получают паспорт, они уже могут открыть банковский счет, у большинства подростков есть банковские карты, и они в той или иной мере имеют доступ к родительским деньгам. Иногда злоумышленники через детей пытаются добраться до их родителей — например, узнать, какое у них есть имущество и когда они уезжают из города.

Чтобы гарантировать защиту от мошенников, лучше всего вообще не делиться никакими личными данными в интернете, но это просто невозможно. Поэтому важно осознавать угрозы и очень хорошо понимать, что вы делаете и как: в какое поле вводите логин и пароль, тот ли это сайт (фейковые ресурсы могут полностью повторять дизайн и функционал настоящих, но адрес сайта будет чуть-чуть другим). С детьми нужно обсудить, какими данными о себе можно делиться, а какими — точно нет. Ни в коем случае нельзя раскрывать домашний адрес, номера карт и паспортные данные, не делиться своими обычными маршрутами, следить за тем, какую информацию видят все пользователи, а какую — друзья. Познакомить необходимо и с разными видами интернет-угроз и инструментами противодействия (например, поговорить о деструктивных сообществах в социальных сетях и даркнете).

 

Взрослые и сами должны разбираться в том, что несёт угрозу ребенку, а что — нет. Необходимо понимать, какие признаки являются тревожными, а какие — просто особенности подростковой субкультуры.

Для обеспечения безопасности детей в интернете существует множество разнообразных инструментов: антивирусное программное обеспечение, VPNs (виртуальные частные сети) и приложения для реализации родительского контроля.

Лучшие приложения для родительского контроля:

  • «Где мои дети»;
  • Norton Family Parental Control;
  • Screen Time;
  • KidControl;
  • mSpy;
  • KidLogger;
  • K9 Web Protection.

С их помощью можно ограничить время нахождения ребёнка в интернете, что увеличит количество времени для общения с друзьями и семьей, прогулок на свежем воздухе и занятий спортом. Кроме того, данные программы предоставляют родителям возможность блокировки определенных веб-сайтов, еще до того, как ребёнок обратится к ним – в том числе сайтов с играми и сайтов, содержащих порнографические материалы.

Важно понимать, что программы родительского контроля не панацея: в конце концов, ребёнку всегда могут что-то показать одноклассники на переменке. Так что помогают лишь доверительные профилактические беседы — нужно честно рассказывать, почему тот или иной контент опасен, объяснять, что не зря некоторые вещи запрещены законодательно.

По внешним признакам редко можно отследить, что ребенок занимается чем-то неподходящим в сети, однако если вы заметили какие-то странности в поведении ребенка — тревожность, скрытность, отстраненность, — стоит вместе это обсудить. Конечно, очень важно, чтобы родители не просто устанавливали интернет-фильтры на смартфоны детей, оберегая их таким образом от сомнительного контента, но и сами принимали участие в выборе полезных и интересных занятий вместе со своими детьми, почаще играли с ними. Такой подход поможет избежать в дальнейшем восприятия сети исключительно как источника развлечений.

Многие родители думают, что ребенок слишком маленький, чтобы сознательно выйти за пределы детского интернета и увидеть что-то неподходящее. Но это не так — всегда есть реклама, какие-нибудь всплывающие баннеры, неожиданные результаты поисковых запросов.

Чтобы сформировать культуру безопасного использования интернета, нужно быть спутником ребенка в его интернет-маршрутах с самого раннего возраста.

До 11–12-летнего возраста ребенка у родителей точно должна быть возможность контролировать, чем ребенок занимается у себя в соцсетях. Следите, с кем переписывается ребенок, и внимательнее приглядывайтесь к незнакомым вам пользователям. Например, недавно за помощью к психологу Московской службы психологической помощи обратилась мама девочки, с которой пытался выйти на контакт взрослый мужчина. Он долго присылал ей в личные сообщения картинки с котятами, а потом предложил видеосвязь — к счастью, девочка рассказала об этом маме, и она вмешалась. Такие случаи могут очень испугать родителей, но важно не поддаваться панике и все же уважать личное пространство ребенка: действовать только в рамках оговоренных правил, не копаться в переписках без веской причины и уж точно не комментировать то, что обсуждается в личных чатах с друзьями.

Если в обычной жизни радости мало, ребенок концентрируется на виртуальном мире, где он может ее получить. Поэтому очень важны совместные поездки, семейные праздники, игры, возможность сходить куда-то с друзьями. Если всё это есть, интернет воспринимается лишь как часть жизни. А родители могут помочь сформировать интересное и полезное инфополе: например, когда вы заводите ребенку аккаунт в соцсетях, сразу подпишите его на интересные группы — про животных, космос, рисование, чтобы у него были проверенные источники информации, соответствующие его интересам.

Даже когда вы ослабили контроль, важно иногда смотреть на страницу ребенка и следить за тем, что он выкладывает. Если появились тревожные звоночки — повторяющиеся посты с изображениями ран и самоповреждений, мрачные картинки с суицидальным контекстом, шуточки про смерть, это может быть признаками уязвимого состояния ребенка или даже депрессии, необходимо обратиться к психологу.

Мы должны понимать, что открытый и доброжелательный диалог с детьми гораздо конструктивнее, чем тайная слежка за ними. Хотя и негласный, но ненавязчивый контроль часто делает свое доброе дело по своевременному обнаружению признаков нарушения безопасности вашего ребенка.