"Культура и быт ненецкого народа. Изготовление сухого сена для постели в чуме вавʼӈумʼ " Технологическая карта
Тема: «Культура и быт ненецкого народа. Изготовление сухого сена для постели в чуме вавʼӈумʼ».
Цель: обобщить и расширить знания детей о традиционном быте ненцев – изготовление сухого сена для постели в чуме – «вавʼӈумʼ»
Задачи:
- ознакомить детей с материалом из чего изготавливается вавʼӈумʼ;
- на практике показать изготовление вавʼӈумʼ;
- научить воспитанников вязать вавʼӈумʼ.
Форма проведения: практическое занятие.
Оборудование и использованный материал: сено - ӈумʼ, верёвки - иняˮ ножницы.
Контингент воспитанников: 9 – 12 лет
Ожидаемый результат: обобщение и расширение знаний детей о традиционном быте ненцев по изготовлению сухого сена для постели в чуме - вавʼӈумʼ.
Воспитатель: В условиях непрерывного научно-технического прогресса, в век нано-технологий, всё же неизменной остаётся жизнь и быт нашего народа, так как ещё не придумали, чем можно заменить предметы быта ненецкого народа. Чум остаётся ничем незаменимым жилищем ненцев. Да, конечно, можно жить в балках, как это делают современные ненцы, но он не удобен при каслании, во время перекочёвок, как этого требуют условия жизни ненца – передвижение оленей по пастбищам.
Чум экологически чистое жилище. Чум удобен как при сборе, так и при разборке, для его устройства нужно минимальное время. Устройство чума состоит полностью из природного материала – нюки, шесты, постельные принадлежности. Сегодня мы с вами, ребята, будем заниматься изготовлением сухого сена для постели в чуме - вавʼӈумʼ.
Ребята, давайте вместе вспомним, из чего состоит постель в чуме?
Отвечают дети:
- Для постели в чуме нужно: хуˮнерʼ, вавʼӈумʼ, пэӈа, пуркубтадʼесерʼ.
-Хуˮнерʼ изготавливается из тонкого ивняка, поздней осеню, или весной, когда появляются молодые деревца. Хуˮнерʼ кладётся прямо на землю, а по верху неё кладётся вавʼӈумʼ - из сухого сена.
- Пэӈа - это оленьи шкуры. Вначале кладут невыделанные шкуры, так как они кладутся на вавʼӈум, чтобы шкура не сырела. Затем, поверху кладётся второй ряд уже выделанных шкур и постель ненецкая готова.
- Пуркубтадʼ - подушка, она изготавливается из пуха и перьев водоплавающих птиц
-Есерʼ - полог, летом защита от комаров, а зимой он сохраняет тепло.
Воспитатель: Да, ребята, вы молодцы! Потому, что очень важно знать культуру своего народа и быт, в котором вы проживаете.
Наше занятие сегодня «Изготовление сухого сена для постели в чуме - вавʼӈумʼ» и занятие мы с вами начнём с того, что пойдём и выйдем на природу, где мы с вами сможем нарвать и собрать сухое сено. Сено собирают после первых заморозков. Собранное сено, очистим от ненужного мусора, приготовим его для вязания. Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто занимается работой по изготовлению вавʼӈумʼ?
Ответы детей:
- работой по изготовлению вавʼӈумʼзанимается женщина, т.е. мама и ей помогают дочери, так как это работа женская.
Воспитатель: Ребята, сено мы с вами собрали, привели его в наглядный вид, теперь мы можем приступить к изготовлению вавʼӈумʼ, что нам ещё нужно для связывания сена?
Ответы детей:
- для связывания вавʼӈумʼ нужна верёвка.
Воспитатель: Ребята, в старину наши родители использовали для связывания вавʼӈумʼ само сено - ӈумʼ или использовали оленьи жилы - тэнакоˮ, но мы с вами будем использовать иняˮ - верёвку фабричного изготовления, как сегодня делают современные ненцы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами приготовили всё для работы и теперь приступим к ней.
Практическая работа.
Небольшой пучок сена берём в одну руку, а во - второй руке приготовили верёвку для связывания сена. Связываем сено в двух-трёх местах, чтобы оно было прочным. Работу делаем до тех пор, пока не будет сделана нужная длина полотна. (Дети выполняют работу по заданной схеме).
Воспитатель: Молодцы! Работа выполнена. В старину говорили: как выполнена работа, такова и хозяйка, что она умеет делать, то и сделали её руки. Как вам понравилось наше занятие?
Ребята, если вам понравилось, то давайте похлопаем в ладоши!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_vav_num.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия –
Ф.И.О. воспитателя | Ядне Надежда Пыеривна |
Группа | №5 |
Тема занятия | «Культура и быт ненецкого народа. Изготовление сухого сена для постели в чуме вавʼӈумʼ». |
Цель | обобщить и расширить знания детей о традиционном быте ненцев – изготовление сухого сена для постели в чуме – «вавʼӈумʼ» |
Задачи | - ознакомить детей с материалом из чего изготавливается вавʼӈумʼ; - на практике показать изготовление вавʼӈумʼ; - научить воспитанников вязать вавʼӈумʼ. |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: - степень познавательной активности, творчества и самостоятельности воспитанников на занятии; - наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы воспитанников на занятии; - создание условий для проявления способностей воспитанников. Регулятивные УУД: - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - сохранять заданную цель; - контролировать свою деятельность по результату; - адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД:- - стимулировании воспитанников к выражению собственного мнения; - умение организовывать общение воспитанников друг с другом; - формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его; - культура поведения в учебном диалоге. Познавательные УУД: - степень познавательной активности, творчества и самостоятельности воспитанников на занятии; - наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы воспитанников на занятии; - создание условий для проявления способностей учащихся. |
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование | Используемый материал и оборудование: сухое сено, верёвки, ножницы. |
Этапы занятия | Длительность этапа | Задачи | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности воспитанников | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанникков | ||||
Этап мотивации | 3 мин | Создать для воспитанников условия для проявления своих способностей | Поздороваться локтями | ф | Озвучивает тему и цель «Культура и быт ненецкого народа. Изготовление сухого сена для постели в чуме вавʼӈумʼ». Цель: обобщить и расширить знания детей о традиционном быте ненцев – изготовление сухого сена для постели в чуме – «вавʼӈумʼ» | Принимают и сохраняют учебную цель | ||||
Этап актуализации знаний | 3 мин | -ознакомить детей с материалом из чего изготавливается вавʼӈумʼ; - на практике показать изготовление вавʼӈумʼ; -научить воспитанников вязать вавʼӈумʼ. | Логические цепочки | ф и | Актуализация. Поиск и выделение информации в тексте, обработка информации, ее оценка Создание условий для проявления способностей воспитанников В условиях непрерывного научно-технического прогресса, в век нано-технологий, всё же неизменной остаётся жизнь и быт нашего народа, так как ещё не придумали, чем можно заменить предметы быта ненецкого народа. Чум остаётся ничем незаменимым жилищем ненцев. Да, конечно, можно жить в балках, как это делают современные ненцы, но он не удобен при каслании, во время перекочёвок, как этого требуют условия жизни ненца – передвижение оленей по пастбищам. Чум экологически чистое жилище. Чум удобен как при сборе, так и при разборке, для его устройства нужно минимальное время. Устройство чума состоит полностью из природного материала – нюки, шесты, постельные принадлежности. Сегодня мы с вами, ребята, будем заниматься изготовлением сухого сена для постели в чуме - вавʼӈумʼ. Ребята, давайте вместе вспомним, из чего состоит постель в чуме? | Принимают и соблюдают учебную цель. Для постели в чуме нужно: хуˮнерʼ, вавʼӈумʼ, пэӈа, пуркубтадʼ, есерʼ. | ||||
Этап выявления затруднений | 10 мин | Исследуют учебную задачу. | «Инфо-угадайка» | Ф И | Поясняет следующую задачу. Хуˮнерʼ изготавливается из тонкого ивняка, поздней осеню, или весной, когда появляются молодые деревца. Хуˮнерʼ кладётся прямо на землю, а по верху неё кладётся вавʼӈумʼ - из сухого сена. Пэӈа - это оленьи шкуры. Вначале кладут невыделанные шкуры, так как они кладутся на вавʼӈум, чтобы шкура не сырела. Затем, поверху кладётся второй ряд уже выделанных шкур и постель ненецкая готова. Пуркубтадʼ - подушка, она изготавливается из пуха и перьев водоплавающих птиц Есерʼ - полог, летом защита от комаров, а зимой он сохраняет тепло. | Исследуют учебную задачу и обсуждают предметные способы решения (Р) Анализируют, аргументируют точку зрения (П). Личностные Мы не знали что, Хуˮнер собирают поздней осенью так как в это время мы учимся, находимся в интернате. | ||||
Этап объяснения (добывания) нового знания | 12 мин | способствовать развитию внимания, к познанию нового | Хорошо-плохо | и | Наше занятие сегодня «Изготовление сухого сена для постели в чуме - вавʼӈумʼ» и занятие мы с вами начнём с того, что пойдём и выйдем на природу, где мы с вами сможем нарвать и собрать сухое сено. Сено собирают после первых заморозков. Собранное сено, очистим от ненужного мусора, приготовим его для вязания. Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто занимается работой по изготовлению вавʼӈумʼ? Ребята, сено мы с вами собрали, привели его в наглядный вид, теперь мы можем приступить к изготовлению вавʼӈумʼ, что нам ещё нужно для связывания сена? | работой по изготовлению вавʼӈумʼзанимается женщина, т.е. мама и ей помогают дочери, так как это работа женская. Для связывания вавʼӈумʼ нужна верёвка. | ||||
Кто быстрее и правильнее | Физминутка | |||||||||
Закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой | 5 мин | Логические цепочки | Г | Ребята, в старину наши родители использовали для связывания вавʼӈумʼ само сено - ӈумʼ или использовали оленьи жилы - тэнакоˮ, но мы с вами будем использовать иняˮ - верёвку фабричного изготовления, как сегодня делают современные ненцы. Ребята, мы с вами приготовили всё для работы и теперь приступим к ней. | Соблюдают воспитательную цель Небольшой пучок сена берём в одну руку, а второй руке приготовили верёвку для связывания сена. Связываем сено в двух-трёх местах, чтобы оно было прочным. Работу делаем до тех пор, пока не будет сделана нужная длина полотна. (Дети выполняют работу по заданной схеме). | |||||
Рефлексия. Включение нового в систему знаний. | 2 мин | Опрос-итог | Г | Работа выполнена, в старину говорили: как выполнена работа, такова и хозяйка, что она умеет делать, то и сделали её руки. Что было интересным? Как вам понравилось наше занятие? Что нового сегодня узнали? Ребята, если вам понравилось, то давайте похлопаем в ладоши! | Исследуют воспитательную задачу, анализируют и аргументируют свою точку зрения - история изготовления вавʼӈумʼ в древние времена; - понравилось заниматься изготовлением вавʼӈум; узнали, что в древние времена вавʼӈумʼ вязали тем же сухим сеном. Дети хлопают ладоши. |