Роль коллектива в развитии творческих способностей
Роль коллектива в развитии творческих способностей и их роль в становлении личности учащихся детских школ искусств.
В жизни детей именно творчество и творческая деятельность оказывают
существенное влияние на формирование личности ребенка и его творческой
активности. В российском образовании одним из главных приоритетов является роль школы – коллектива в развитии творчества и личности. Человек становится личностью в результате сознательного, целенаправленного взаимодействия с
окружающей его предметной и социальной средой. Поведение и действия
личности, как деятеля общественного развития, зависят от социально значимых её качеств. Таковыми являются: эмоциональная составляющая, темперамент,
интеллект, знания, умения, навыки и отношения человека к людям. Процесс обучения музыкальному искусству в дополнительном образовательном учреждении играет ведущую роль в развитии личностных качеств.
Этапы процесса развития и становления творческой личности представлены в книге Креативный ребёнок. Диагностика и развитие творческих способностей:
·пробуждение (накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества);
· подражание (освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов);
·этап преобразований (применение освоенных эталонов и их трансформация в новых личностно значимых условиях);
· этап альтернатив (индивидуализация, гармонизация творческой
деятельности, становление собственного неповторимого стиля).
Сначала вы будете искать, и сравнивать два тона, потом три,… и, наконец, как дирижёр оркестра, который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас, и т.д., что будете видеть всё, а рука ваша будет брать не 2–3 ноты, а целые аккорды. [1,309]
По выражению педагога И.С. Якиманской, школа является социальным институтом, где каждый ребёнок должен раскрыться, как индивидуальность. И считает, что цель такого обучения состоит в создании системы психолого
педагогических условий для работы с каждым учеником в отдельности, с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. [2, с. 77].
Источником творческой деятельности ребёнка служит всё окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения. Как отмечает Б.М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским
потребностям и возможностям [3, с. 24]. Именно в школе, в школьном коллективе у ученика появляется возможность проявить свои личностные качества, творческую активность, способность достичь поставленной цели.
Большую роль в работе с детьми играет слово учителя- педагога, если оно
найдено удачно, то это активизирует восприятие ребёнка, способствует
адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентированную
деятельность. В. А. Сухомлинский отмечает: «То, что ребёнок обязан
запомнить, прежде всего должно быть интересным» [4, с. 45]. Изучение нотной
грамоты – процесс сложный, но материал должен излагаться доступно. Не
случайно Л. Н. Толстой писал: «Простота – необходимое условие прекрасного» [4, с. 142]. В работе с детьми следует придерживаться двух принципов. Первый принцип – это связь теории с практикой. Второй – принцип наглядности.
Просвещение и одухотворение личности немыслимы без творческого
соучастия этой личности в процессе художественного созидания. Умение
раскрыть, организовать и направить этот творческий процесс, развить
созидательные способности каждого обучаемого, динамично и фундаментально
сформировать личностные качества, свидетельствующие о наличии у ученика потенциала для формирования профессионального мастерства - основная задача и главная цель просветителя и педагога, доказательство его профессионального мастерства.
Индивидуализация обучения заключается, в первую очередь, в пересмотре,
анализе и коррекции методов обучения, воспитания и развития. Для уточнения методов индивидуального педагогического воздействия ученик может быть
подвергнут комплексной диагностике, при которой следует определить:
- преобладающий тип интеллекта ученика;
- мотивацию (принадлежность к мотивационной группе);
- обучаемость;
- креативность (степень развития творческих способностей);
- активность;
- музыкальные способности (слух, ритм, музыкальная память,
эмоциональность, логическое мышление, ритмокоординация).
Обучаемость диагностируется в процессе беседы с учеником, анализе
результатов изложения ему нового материала, последующего диалога,
выясняющего наличие у ученика следующих способностей:
- способность выделить и понять главное в изложенном учебном материале;
- умение отделить существенное от второстепенного;
- способность воспроизвести прием по показанному образцу;
- осуществление контроля собственных действий;
- проявление профессионального интереса к полученным результатам
(положительная эмоциональная окраска);
За время учебы в школе учащийся способен проявить себя: в группе по сольфеджио и слушанию музыки, участием в различных ансамблях и
оркестрах, на занятиях хорового коллектива. Хоровое пение, как
исполнительское искусство, наиболее доступный и любимый вид детского
творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, т. к.
человеческий голос универсален и общедоступен. Коллективные выступления дают возможность играть, выступать, петь на сцене детям с разными
музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.
Обучение в школе вносит коренные изменения в жизнь ребенка.
Психологи обращают внимание на то, что становление личности ребенка имеет определенные возрастные тенденции, нередко проходит неоднозначно и
болезненно.
Итак, работая систематически с учениками в разных направлениях,
уделяя внимание технике, подбору учебного материала и используя
различные методы и приемы, можно достичь хороших результатов, что станет базой для дальнейшего совершенствования творческого мастерства,
исполнительства и становление личности учащихся.
Литература:
1. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей
/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.; цв. илл.
2. Якиманская И.С.. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., Издательство: Сентябрь 1996. – 96с.
3. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Д. К. Кирнарская, Н. И.
Киященко. К.В.Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
4. Ясенева Л.Г. Музыка и Чувственный мир ребёнка. Музыкальное образование и современная школа: Сб. научных статей и методических рекомендаций /
авт.- сост. Л. М. Кашапова. – Уфа, 2000.– Вып.1.– С. 44-48.