Воспитание успехом в Театре песни

мажитова алла леонидовна

Воспитание успехом  учащихся в Театре песни.

 

 Кто же такой успешный человек и как определить, что он таковым является?  Что может дать Театр песни учащимся для формирования успешной личности?

По определению, успешный человек - это человек, успешно достигающий своих целей, ощущающий это сам и имеющий в этом признание окружающих.

Театр Песни частной общеобразовательной школы «Исток» открыт для всех школьников, но я набираю детей, обладающих музыкальными способностями.  К  этим  способностям отношу такие,  как   музыкальный слух  (умение  повторить  музыкальную фразу с голоса, с проигрывания на инструменте), чувство  ритма (простучать, прохлопать и т.д.)  Артистизм, эмоциональность - необходимые качества, но они могут проявиться не сразу, а в процессе работы.  Бойкие, смелые, подвижные ребята,  желающие петь и выступать (причем, сразу!) и  которые хотят заниматься пением, не  всегда обладают музыкальными способностями. Они, эти способности, выявляются на предварительном прослушивании, которое я провожу в начале каждого учебного года. Почему беру именно детей с музыкальным слухом? Программа Театра песни насыщенна из-за практически еженедельных концертных выступлений на школьных и внутриклассных мероприятиях, при этом, репертуар не может повторяться.  Театр песни создан для детей уже умеющих правильно интонировать при пении и нет необходимости разучивать путем многократного повторения каждую нотку, музыкальную фразу, а в процессе работы  развивать уже имеющиеся  способности, навыки. На занятиях продолжается закрепление и усложнение навыков правильного пения с одновременными танцевальными движениями, ребята учатся работать в коллективе, учатся свободно и раскрепощено чувствовать себя в любой обстановке, а не только на сцене.

Почему занятия в Театре песни формируют качества успешной личности?

Во-первых, воспитание успешной личности происходит через  развитие музыкальных способностей.  Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка, способствует развитию памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Приобщение к музыкальной культуре имеет  большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда дети принимают участие в концертах, посвященных школе, городу, государственным праздникам. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка. Музыкальные способности - это часть общих способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности и оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом.

Во-вторых, вырабатывается стремление к проявлению собственной инициативы:  создать что-то новое, своё, яркое, красивое, показать себя, свои артистические способности и возможности. Наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы к учению,  общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Артистические способности помогают в преодолении скованности и стеснительности в поведении,  музыкально-ритмические движения во время пения способствуют развитию у детей гибкости тела, красивой осанки. Занятия музыкой способствуют формированию лидерских качеств, которые помогут успешно развиваться ребенку в будущем, умению ориентироваться в сложном мире, во время занятий формируются коммуникативные способности, расширяются  представления о мире и людях.

В-третьих, вырабатывается чувство оптимизма в детях.  Дети должны знать, что в жизни бывают и радости и трудности,  что невозможно всегда быть на высоте и всегда действовать безупречно. В то же время, должны понимать, что к этому нужно стремиться, что чем больше прикладываешь усилий, тем больше шансов на победу, на успех.  Не совсем удачное выступление, не всегда чистое интонирование голоса (мы пока самодеятельные артисты, а не профессионалы) на концертах, это не провал, а путь, действие к дальнейшей работе.                                                                                                                              С детства необходимо учить ребёнка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, продумывать действия для её достижения и добиваться результата. А ближайшая цель наших занятий: успешно выступить на концерте! Концертная деятельность необходима всем кружковцам для самореализации, самооценки, успешности.  Для учащихся   выступление в концерте ассоциируется с праздником. Чаще всего они  выступают с удовольствием, их привлекает  сцена,   всеобщее внимание, аплодисменты, поздравления. Несмотря на свой юный возраст, ребята, занимающиеся эстрадным вокалом, учатся преодолевать свой страх, стеснительность, неуверенность в себе и выходят на сцену, как настоящие артисты, стараясь донести основную мысль исполняемого произведения. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение, а главное -  удовлетворение от своего выступления, дети понимают, что для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой. Концертные выступления являются для детей стимулом к дальнейшей работе, они побуждают детей обновлять и расширять свой репертуар, быть всегда в хорошей исполнительской форме.

Творческие навыки помогают преодолевать человеку  жизненные трудности. Так что же даёт ребёнку Театр песни в воспитании успешности? Умение держаться на сцене, умение работать, строить партнёрские отношения,  преодолевать комплексы. Опыт концертных выступлений, творческие навыки способствуют формированию качеств успешной личности и помогут в дальнейшей жизни.