Использование технологии личностно – ориентированного подхода на уроках физической культуры.
Использование технологии личностно – ориентированного подхода на уроках физической культуры.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Это изречение Гиппократа в наш век научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным. В связи с тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной стороной данного процесса является уменьшение двигательной активности людей.
Абсолютное большинство школьников заявляет, что их интересует физическая культура. Даже в старших классах число таких учащихся достигает 80-90%. Большинство старшеклассников систематически смотрят телепередачи на спортивные темы, многие регулярно посещают спортивные соревнования. Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занимаются. Таким образом «знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой информации, не стал убеждением, не превратился в действенный мотив.
Занятия физической культурой являются одной из форм укрепления здоровья. Поэтому в учебный план общеобразовательных учреждений введен 3 час уроков физической культуры.
Урок - основная форма физической деятельности в школе. «Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в
едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов».
Моя технология заключается в создании максимально благополучных условий для развития и физического самосовершенствования обучаемого,
включении каждого занимающегося в двигательную деятельность на основе личностно - ориентированного подхода, в совершенствовании процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в двигательной активности.
Содержание личностно ориентированного обучения – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
Технология представлена описанием системы работы по использованию
личностно - ориентированного подхода на уроках физкультуры.
В своей педагогической деятельности я не только обучаю жизненно важным двигательным умениям и навыкам, но и воспитываю потребность и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека: сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой.
Часто на уроке физической культуры мы сталкиваемся с такой проблемой, как необходимость формирования личности, способной к достижению высоких результатов физического развития, с другой стороны невозможность
решения этой проблемы в силу разных индивидуально – психологических особенностей и физической подготовленности детей одного класса. Поэтому на уроках я применяю личностно - ориентированный подход, т.е. мои уроки ориентированы на личные показатели школьников. Для этого в первую очередь:
- вижу в каждом ученике уникальную личность;
- создаю различными приемами ситуацию успеха;
- понимаю причины детского незнания и неправильного поведения и
устраняю их, не нанося ущерба достоинству, «Я – концепции» ребенка.
Тем самым обеспечиваю максимально возможный для каждого учащегося уровень физического развития, показываю важность физического развития в процессе гармоничного развития личности.
Задачи личностно - ориентированного воспитания по физической культуре:
- формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность);
- формирование здорового образа жизни (оздоровительная деятельность)
- формирование умений двигательной подготовленности (развивающая
деятельность);
- формирование культурологических стремлений и социально значимых
качеств личности (воспитательная деятельность).
Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Этим
частично достигается оздоровительная направленность урока. Нельзя допускать перегрузки, которая может вызвать чрезмерное утомление, но не
следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой. В этом случае воздействие физических упражнений не будет оказывать правильного эффекта. Поэтому важным является использование личностно - ориентированного обучения.
Приступая к работе, я определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет: учет состояния здоровья, пола,
физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.
Для определения нагрузки использую различные подходы и методы:
визуальное наблюдение за внешними признаками облика учеников и манере их поведения на уроке, которые дают представление о степени нагрузки: учащенное дыхание, изменение цвета кожных покровов, интенсивность потоотделения, эмоциональное состояние, качество техники физических упражнений, осанка, поведение и т.д. Метод пульсометрии – определение частоты сердечных сокращений, который помогает оперативно судить о соответствии предлагаемых заданий возрастным особенностям учащихся, уровню их физического развития и подготовленности. Причем, этот метод знакомит и вооружает учащихся (особенно старшеклассников) навыкам самоконтроля.
Регулирование нагрузки осуществляю за счет продуманного использования всех сторон методики урока: подбор средств, методов обучения и методов физического воспитания; реализации принципов обучения.
Рассмотрим алгоритм урока.
Подготовительная часть.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой на работу всех
обучающихся. Простые, легкие упражнения, не вызывающие сильного напряжения, все ученики проделывают в одинаковой дозировке. Это относится к построениям, перестроениям, ходьбе, которыми начинается обычно вводная часть. Затем, как правило, даю бег в медленном или среднем темпе, упражнения на восстановление дыхания и общеразвивающие упражнения. Выполнение их требует проявления силы, быстроты, выносливости, вызывает резкие сдвиги в системах кровообращения и дыхания, особенно бег. Поэтому для слабо подготовленных учеников снижаю нагрузку. Наблюдая за детьми, не прерывая общего выполнения заданий, предлагаю слабо подготовленным обучающимся закончить упражнение примерно после того, как все выполнят половину (или две трети)
намеченной нагрузки. Снизить нагрузку при выполнении общеразвивающих упражнений можно и по- другому: разрешить делать их в произвольном темпе, под индивидуальный счет. Менее подготовленные ученики будут упражняться медленнее, значит, и в меньшем объеме. Упражнения подбираю таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.
Основная часть урока.
Задача – создать оптимальные условия для работы. Класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела. В группах, организованных по принципу учета физической подготовленности и состояния здоровья, занятия идут более эффективно; улучшается учебная дисциплина, так как ученикам дается посильная нагрузка, личностно ориентированная. Двигательный режим для детей подготовительной группы осуществляется при частоте пульса до 130-150 уд/мин. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим. По мере улучшения физической подготовленности дети переводятся в другие группы. Такой подход помогает наиболее эффективно спланировать свою работу на учебный год, запланировать индивидуальную работу. Однако организация деятельности учеников в основной части урока может быть различной в зависимости от этапа обучения.
Заключительная часть урока.
Задача – обеспечить условия для снятия физического напряжения, осмысления (рефлексии) учебных действий.
Класс объединяю в одну группу, все ученики выполняют релаксирующие
упражнения. Исключение представляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его я провожу игру большой подвижности. Участие в такой игре, менее подготовленных обучающихся, ограничиваю. Предлагаю им выполнение функции помощника в судействе, или индивидуального задания. Даю теоретические сведения о влиянии
самостоятельных занятий на улучшение функционального состояния организма. Задание на дом объясняю подробно, где и как следует рационально организовать свою работу.
Многообразие задач, решаемых в ходе урока, требует применения широкого круга методов обучения: (словесный, наглядный);воспитания физических качеств (строго регламентированного упражнения, круговой тренировки, игровой, соревновательный).
Особенность выбора того или иного метода зависит от решаемых на уроке задач (с точки зрения этапа обучения), от подготовленности учащихся, от особенностей самого физического упражнения, учета условий, в которых идет обучение.
На уроках применяю стандартное оборудование и мелкий инвентарь
(гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, и др.)упражнения на релаксацию мышц, дыхательные упражнения.
Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными. Контроль физических нагрузок по частоте сердечных сокращений выполняем вначале и в конце урока. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравниваем величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и отслеживаем быстроту восстановления пульса во время отдыха (нормальное восстановление пульса – 2 минуты). Детей, у которых перед уроком частота сердечных сокращений выше 80 уд/мин., при построении ставлю на левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей определяю внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья).
Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах города,
округа, страны. На каждом уроке провожу информационные беседы, напоминаю правила техники безопасности, использую последовательную систему обучения здоровью, формирую ценности здоровья и здорового образа жизни. Учащиеся, временно освобожденные по состоянию здоровья, с интересом создают презентации, фото и видео материалы, рефераты.
В реализации личностно ориентированного подхода у обучающихся формируется уверенность в своих силах, достоинство, самоуважение, а это является фундаментом воспитания и самовоспитания морально-волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности.
В личностно ориентированном образовании личность обучаемого занимает важное место. Основными субъектами, вовлеченными в осуществление данной методики являются обучающиеся. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе я условно делю детей еще на несколько групп (категорий):
• дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
• плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
• хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание
заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.
Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа
освоения программного материала, и оценки достижений.
Урок планирую с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возрастом задания усложняю. На каждом уроке при выполнении заданий соблюдаю дидактический принцип «от простого к сложному». Упражнения усложняю в зависимости от того, как владеют техникой ученики. Для этого использую приемы обучения: рассказ, показ, имитация с предметом, стоя на месте, в движении. С целью поддержания интереса обучающихся и учета их психофизических особенностей, применяю разнообразные формы организации обучения: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, командный, соревновательный. Индивидуальную работу использую при отработке определенных умений и
навыков (ведение мяча, передвижения, бросок в кольцо). Групповую тогда, когда есть необходимость выполнения и отработки действия (передачи, взаимодействия и т.д.). Отношения на занятиях строю на основе доверия, взаимоуважения и доброжелательности. Методика сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Контроль знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители. За теорию и практику мною выставляются оценки отдельно по традиционной пятибалльной шкале. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья: учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются в основном по разделам теоретических знаний (рефераты, презентации), самостоятельной деятельности и выполнению доступных им двигательных действий. Мои ученики направляют свои усилия не на борьбу с нормативом, а на борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя. Школьник должен понимать, что он бегает и прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть здоровым.
Таким образом, предлагаемая технология учитывает психологические и физические особенности обучающихся.
Здоровье представляет собой важнейшую ценность не только для самого человека, но и для общества в целом. К тому же, здоровье обучаемого является одним из условий эффективного его участия в образовании. Различные отклонения, возникающие в состоянии здоровья, являются препятствиями достижению успехов в образовании. Для обеспечения
достижения уровня образованности не ниже соответствующего Государственному образовательному стандарту, я уделяю внимание сохранению и укреплению здоровья. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
Мониторинг физического развития обучающихся в 5-9 классах.
Результаты следующие:
Высшим уровнем развития – 32 %, средним – 76 %, ниже среднего- 1,6 %.
Сравнивая показатели 2010-2011 учебного года, незначительная, но положительная динамика физического развития и физической подготовленности.
Анализ классных журналов для определения индекса здоровья школьников.
Результаты получила следующие:
всего обучающихся -
Кол-во детей, не болевших ни разу за год
индекс здоровья(%)
В школе – %
В моих классах – %
Выводы: работа с учащимися по формированию ценности здоровья организована эффективно. Ориентирую учащихся не на лечение, а на предупреждение заболеваний, используя непрерывную последовательную систему обучения здоровью.
Обеспечивается оптимальный темп усвоения содержания материала,
стабильные показатели качества знаний по предмету при 100%успеваемости.
Работа с учащимися на основе взаимопонимания, сотрудничества не
только повысило интерес учащихся к урокам, но и к занятиям вне
школьного расписания.