Кружок «Ступени мудрости» как форма работы по развитию творческого потенциала личности учащегося»

Рагузина Галина Ивановна

Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость. Этому должно содействовать современное образование. В связи с этим, немаловажной работой педагога, я считаю, является развитие творческого потенциала ребенка через организацию процесса творческой деятельности. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться: установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – вот основная цель воспитательного процесса. Размышляя над всем этим, я часто задавала себе вопросы: что мы (педагоги) можем противопоставить засилью реклам, информированности о катастрофах и чудовищной несправедливости жизни, как дать ребенку азбуку человеческой культуры, как добиться того, чтобы у него возникла потребность в добре? Ведь деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др. Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто при¬водит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г.В.Урадовских). Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей. Все попытки реформирования и модернизации образования последних лет, рассматриваемые в плане обновления и изменения содержания образования, не смогли раскрыть тему формирования творческой личности, способной оперировать социально и личностно значимыми знаниями. Причина этого заключается в том, что, несмотря на все по¬пытки изменения, в основе образования лежала идея адаптации человека к на¬личному социуму. Сегодня становится ясно, что адаптивная идея организации образования ограничивает возможности формирования творческого потенциала личности. Основное противоречие, решаемое в обобщении данного опыта - это противоречие между необходимостью получения школьниками обязательных готовых знаний по предметам и возможностью развивать у учащихся стремление к самостоятельному добыванию и исследованию дополнительных фактов и сведений, что должно способствовать формированию ценностного отношения ребят к литературному наследию и эстетическому развитию и саморазвитию личности. Обеспечение реализации этой идеи в практике общеобразовательной школы пока не достигнуто в полной мере. Именно поэтому развитие творчества, по моему мнению, является наиболее эффективной в плане личностно ориентированного образования. Исследования психологов-гуманистов подтверждают этот факт, рассматривая личность как «саморазвивающуюся систему, которая стремится не к адаптации, а к взрыву равновесия с окружающим миром и достижению все но¬вых и новых вершин». Поэтому проблема состоит в недостаточности форм педагогической деятельности, направленных на развитие творческого потенциала учащегося. В результате педагогике необходимо начать решать проблему построения не адаптивного образовательного процесса, а преобразующего, выступающего в целом в качестве культурного образца самореализации личности, обеспечивающего становление ее творческого потенциала. Цель работы - описать деятельность кружка «Ступени мудрости» как средство развития творческого потенциала личности обучающегося, в которой учитель получает возможность работать не автономно, а в сотрудничестве, сотворчестве с учащимися. Основная часть «Ступени мудрости» как форма работы по развитию творческого потенциала личности учащегося» «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Л.С. Выготский Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б. Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения детей. Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Применительно к школьному образованию, личности учащегося, потенциал школьника - это единство достигнутого уровня знаний, умений, навыков, личностных качеств, сформированных на их базе в процессе целенаправленного обучения, и будущего, постоянно меняющегося состояния личности. Творческий потенциал как мера творчества отражает единство количества и качества и выполняет роль звена, соединяющего категории непосредственного бытия. Программа «Ступени мудрости» поможет сделать будущее хоть чуточку светлее и добрее. Она предназначена для учителей, заинтересованных в воспитании творческого потенциала личности ребенка и состоит из практических занятий для детей средней школы. Программа призвана способствовать тому, чтобы дети задумывались над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем. Жизненные навыки - важнейший компонент стратегии профилактики рискованного поведения. Каждое занятие нацелено на расширение познаний учащихся в заданной области, воспитания в них положительных установок и обучение их практическим навыкам, которые помогут им в осуществлении благих намерений. Эти навыки основаны на качествах положительного характера, в том числе уважении окружающих, ответственности, надежности, заботливости и чувстве гражданского долга. Одна из ключевых тем курса – это качества положительного характера и его значение для здоровой жизни и полноценных межличностных отношений. В этой связи повышенное внимание уделяется жизненным ценностям. Таким образом, подростки сами учатся реально смотреть на жизнь и видеть в ней перспективу. Цель программы - научить детей заглянуть внутрь себя, задуматься о смысле своей жизни, своей семьи, своих взаимоотношений с окружающим миром, проявить себя в творчестве. Все занятия начинаются с цитат, чтобы дети учились пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством. Задачи: 1. Привить группе подростков нравственные ценности и жизненные навыки, которые сохранят их здоровье, помогут не сбиться с пути к успеху и научат приносить пользу обществу. 2. Научить подростка тем типам мышления, поведения, которые соответствуют определению положительного характера. 3. Помочь учащимся прочно усвоить позитивные ценности и убеждения, которые являются важным фактором развития у человека способности к принятию правильных и разумных решений. 4. Научить детей создавать свои книги, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему. Метод развития творческого потенциала по программе «Ступени мудрости» можно использовать при выполнении творческих заданий, написание творческих работ, защите проектов, нетрадиционные уроки, урок – конференция. Формы организации учебной деятельности: общеклассные, групповые, парные, индивидуальные. Занятия включают в себя сказки, подвижные игры и творческие задания, направленные на проживание темы ребенком и осмысление проблемы с позиции собственного опыта. Формы межгруппового общения: совместно-индивидуальная; совместно последовательная; совместно-взаимодействующая. Уже при анализе форм групповой работы, мы видим, что её характеризуют следующие черты: - деятельностная черта - процесс познания предполагает вовлечение учащегося в активную творческую деятельность; - интерактивность - активное взаимодействие обучающего и учителя; - рефлексивный аспект – постоянное размышление ученика о субъективном опыте, его анализ и самостоятельная постановка цели. - выход учащегося на индивидуальную образовательную траекторию с последующим самоопределением. Программа рассчитана на 72 часа для учащихся 12-13 лет (2 часа в неделю).